Почти одновременно сразу две крупные торговые площадки Иркутска ввели платные часы парковки автомобилей на своих территориях. Так, в первой половине ноября региональный комплекс торговых центров «Фортуна» сообщил клиентам в своих социальных сетях о новых правилах паркинга: покупатели могут бесплатно пользоваться машиноместом в течение трех часов, а каждый последующий час сверх этого времени будет стоить 200 рублей. У «Карамели» (и об этом торгово-развлекательный центр тоже сообщил через интернет) бесплатно оставить машину можно на два часа (до этой недели бесплатным был всего час), дальше — 50 рублей за каждые 60 минут. О том, как работают парковки и как объясняют принятые решения в торговых центрах, — сегодня в «Иркутске».
Порядок и чистота у «Карамели»
Полдень вторника — отправляемся знакомиться с новыми правилами паркинга у торгово-развлекательного центра «Карамель». Едем со стороны улицы Байкальской по Горной: там, где раньше был въезд на парковку, видим дорожный знак «Кирпич» — проезд запрещен. Огибаем здание. Ближайший к центральному входу в ТРЦ проезд с улицы Партизанской оборудован шлагбаумом, паркоматом и вывеской «Парковка «Карамель» — теперь это единственный въезд на территорию (раньше их было три). Второй — с улицы Партизанской теперь работает только на выезд, как и тот, что выходит на улицу Горную. Такова новая схема: один въезд и два выезда, везде шлагбаумы и паркоматы.
Водителям автомобилей с левым рулем попасть на парковку «Карамели» легко и просто: подъезжаешь ближе к «колонке», нажимаешь кнопку, берешь талон, шлагбаум поднимается — проезжаешь. «Праворуким» водителям сложнее: из-за узости проезда паркомат установлен лишь с одной стороны — левой, а это значит, что нужно выйти из салона, обойти автомобиль, взять талон, вернуться за руль и лишь тогда проехать. Иногда этот процесс собирает очереди из машин, но, как говорят в «Карамели», получить талон в такой ситуации часто помогает охранник, что ускоряет проезд.
Осматриваемся на парковке — изобилие свободных мест! Плюс чистота. Вдоль здания — абсолютно свободный проезд, приехавшие машины (около 40 штук) красиво стоят по «елочке», проходы хорошо просматриваются. Такой картины мы не видели у «Карамели» многие годы! Никакого хаоса — полный порядок.
Некоторое время наблюдаем за въездной группой и водителями: кто-то, подъехав к парковке, недоуменно озирается, затем читает правила, берет талон и проезжает. Кому-то нововведение явно не нравится — они сдают назад и уезжают.
Кстати, на прошлой неделе часть улицы Партизанской, которая тоже использовалась как парковка вдоль здания, теперь отдана под полосу заезда на территорию — это сделано для того, чтобы на проезжей части не скапливались машины, приезжающие в «Карамель».
Выезд из зоны паркинга происходит также по простой схеме: подъезжаешь (или подходишь) к устройству, подносишь к сканеру штрих-код талона. Если провел на парковке меньше двух часов, стрелка шлагбаума автоматически откроется. В противном случае на табло появится сумма, которую нужно оплатить, а дальше — как в магазине: подносишь банковскую карту к терминалу, деньги списываются, проезжаешь. Заметим, если у вас наличка, то оплатить парковку нужно будет через устройство, установленное в теплом тамбуре ТРЦ. На путь до машины и выезд с парковки в таком случае дается дополнительных 15 минут.
А как на «Фортуне»?
Следующий наш визит — на территорию «Фортуны». Здесь, в створе улиц Франк-Каменецкого и Рабочей, располагаются сразу несколько торговых центров — «Фортуна Гранд», «Универсал», «Акцент», «Автоград», «Электрон», «Стройматериалы» и другие. Въездов несколько — три из них теперь оборудованы новой автоматической (!) системой парковки: камеры считывают госномер автомобиля, фиксируют время въезда и пропускают посетителя.
Наблюдаем за прибывающими водителями. Кажется, многие даже не успевают понять, что происходит — шлагбаум поднимается быстро, впуская всех на территорию. Похоже, посетители уже знакомы с новыми правилами — большинство проезжают, даже не присматриваясь к стойке информации. Лишь некоторые тормозят, чтобы прочитать правила.
Впрочем, если номеров у машины нет или они грязные и не читаются, то шлагбаум не срабатывает. Тогда водителю нужно нажать кнопку на паркомате и взять традиционный бумажный талон — по той же схеме, что в «Карамели» и на других парковках.
Что касается заполнения, то свободных парковочных мест (мы были в будний день) на «Фортуне» оказалось более чем достаточно. Традиционно плотно стояли машины у гипермаркета «Лента», но даже здесь мы обнаружили несколько вариантов. У большинства других магазинов выбор был более широкий.
На выезде система тоже срабатывает автоматически. Она видит номер автомобиля — и поднимает шлагбаум, если время пребывания на территории не превысило трех часов. Если же машина простояла дольше, то за парковку придется заплатить. И здесь есть три способа оплаты: первый — через терминал картой или наличными; второй — через QR‑код, размещенный на стенде у шлагбаума, третий — с помощью приложения Hippo Parking. Последним можно воспользоваться сидя в машине на парковочном месте — достаточно ввести госномер, узнать, сколько времени вы провели на стоянке, и если нужно, оплатить. Для выезда вам будут даны дополнительные пять минут.
Почему правила изменились?
— Вопрос об изменении правил парковки назревал давно — эта ситуация выстрадана годами наблюдений, — объясняет управляющий ООО «УК Ретейл Групп» («Фортуна») Михаил Замаратский. — Дело в том, что площадка, созданная для стоянки автомобилей наших посетителей, чаще всего занята машинами сотрудников соседних офисов и магазинов. Мы наблюдаем эту картину много лет: человек приехал утром, оставил автомобиль, ушел работать и забрал его только после 18–20 часов. То есть места, предназначенные для удобства наших покупателей, постоянно заняты. Чтобы освободить парковку, мы пошли на такие меры.
Михаил Николаевич рассказывает, что цели заработать на парковке у предприятия не было. Наоборот, чтобы освободить пространство, «Фортуна» закупила современные автоматические системы.
— На обустройство территории системой автоматизированной парковки затрачено около 30 миллионов рублей. У нас есть цель — навести порядок: убрать несанкционированных посетителей с территории, предназначенной для клиентов. Речь не идет о заработках на парковке. Мы хотим предоставить более комфортные условия своим посетителям и привлечь еще больше покупателей в наши торговые центры. Мы посчитали, что за один день на том месте, которое занято машиной сотрудника рядом расположенных компаний, могли бы припарковаться до 10 наших покупателей!
В «Фортуне» уверены, что большинству посетителей достаточно трех часов для решения своих вопросов.
— Но если этого времени не хватит, то можно или заплатить 200–400 рублей за четвертый и пятый часы стоянки, или выехать с территории и заехать снова, — подсказывает Михаил Николаевич. — Мы понимаем, что такой же системой могут воспользоваться и сотрудники торговых центров, которые приезжают на работу на личных автомобилях. Их сразу предупреждаем: система покажет нам машины, которые злоупотребляют трехчасовыми интервалами, и по решению руководства заблокирует въезд для этих автовладельцев.
В «Фортуне» говорят, что специально определили 200-рублевый тариф за четвертый и последующий часы парковки — только с помощью ощутимых затрат можно убрать с территории тех, кто оставляет машины на весь день.
Михаил Николаевич вспоминает, как только начался монтаж оборудования, из крупных компаний, чьи офисы находятся в пешей доступности от «Фортуны», поступили обращения с просьбой создать парковочные места для их сотрудников.
— Есть запрос на 400 (!) машиномест. Компании готовы вносить плату за их аренду. Представляете, сколько машин отстаивалось у нас на территории ежедневно, занимая места клиентов?! Многие годы мы вели переговоры с этими автовладельцами, просили не парковаться, но отследить и проконтролировать всех невозможно — поэтому и была введена система, которая уже несколько недель работает, и мы видим результат!
Кстати, «Фортуна» откликнулась на обращение компаний и предоставила для сотрудников их офисов парковочные места в глубине «Автомолла» — уже заключаются договоры об аренде. Позаботилась администрация «Фортуны» и об арендаторах — им бесплатно предоставлены территории в районе зоопарка и у Ангары.
— Создали списки желающих парковаться, записали номера и марки машин — получилось около 500 заявок. Если сложить 500 «местных» сотрудников и 400 из офисов — можете представить, сколько машин ежедневно занимают места покупателей? А ведь на них могли бы стоять автомобили их клиентов, которые приносят магазинам выручку! — удивляется Михаил Замаратский.
Уже сегодня есть данные от автоматизированной системы — ежедневно она фиксирует от пяти до шести тысяч парковочных сессий в день! При этом в «контролируемом» периметре — 750 машиномест. Еще около 100 автомобилей могут остановиться вне зоны автоматизированного парковочного контура.
У «Карамели» вырос трафик
— Давайте с самого начала, — поясняет причины изменения правил парковки Лариса Высотина, управляющая ТРЦ «Карамель». — Дело в том, что площадка возле торгового центра, которую мы используем под парковку, не принадлежит нашему предприятию. Это арендованная территория, за которую мы ежемесячно вносим плату. Многие годы, а «Карамели» уже 16 лет, мы предоставляли клиентам право бесплатной парковки, но пришла пора что-то менять — и на это у нас множество причин. Главная — более 50 % водителей, которые оставляли раньше машины на парковке, не являются посетителями нашего торгового центра. Свои автомобили на бесплатной парковке «Карамели» с утра оставляли, например, сотрудники соседних офисов. Другая часть паркующихся — это посетители ресторанного дворика по соседству. Третья — многочисленные такси: их много, и они стояли и вдоль здания, и на парковке, перекрывая обзор пешеходам. На замечания, просьбы, объявления они никак не реагировали.
Лариса Леонидовна говорит, что служба охраны также заметила особую группу людей, приезжающих на парковку просто провести время: они смотрят в машине кино, общаются, ходят в барбершоп, а потом еще пару часов смотрят в телефон, прежде чем уехать. Уехав, такие посетители (как и некоторые другие) еще и мусор после себя оставляли.
Еще одна проблема, которую решили с помощью установки шлагбаумов, — водители, которые по вечерам срезали угол с улицы Подгорной на Партизанскую.
— Трафик движения здесь безумный! У нас небольшая площадка, которая и без того была обычно переполнена, так еще и вереница машин через парковку осложняла движение и создавала дополнительную опасность для пешеходов. Я молчу про микроавтобусы, которые здесь отстаивались! А грузовики: погрузка, перегрузка товаров из машин, которые везут товар на Центральный рынок, — перечисляет Лариса Леонидовна.
И особый вид пользователей парковки — отпускники! Выезжая из города, они оставляли машины у «Карамели»: бесплатно и под присмотром.
— Если посетитель ищет что-то конкретное, то обойти наш небольшой торговый центр за два часа вполне возможно. Третий и последующие стоят 50 рублей. Цена сравнима с проездом в общественном транспорте. Проблема в том, что мы платим за аренду, обслуживаем площадку, а паркуется кто угодно, но не наши потенциальные клиенты! Пришла пора навести порядок, — убеждена Лариса Леонидовна.
Кстати, после первых же выходных, как была введена новая система парковки, в «Карамели», по словам Ларисы Высотиной, вырос трафик посетителей.
— Люди видят, что есть свободные места на площадке, и остаются! А раньше многие, не найдя места на парковке, уезжали.
Ирина Белец
Фото автора и из архива героев публикации
Когда верстался этот номер «Иркутска», «Карамель» внесла изменения в правила: в оставшиеся выходные дни этого года, а также с 1 по 8 января 2025-го парковка будет бесплатной. С 9 января — в обычном режиме.
Больше всего эмоций у иркутян вызвало появление шлагбаумов на парковках «Фортуны». Здесь расположено сразу несколько довольно популярных в городе торговых центров. На фото — въездная группа на территорию «Фортуны» со стороны ТЦ «Твой дом». Система считывает номер машины, автоматически фиксирует время и поднимает шлагбаум. Все происходит очень быстро. Взять талон придется тем, у кого не читается или отсутствует госномер. К слову, все въезды и выезды на территории синхронизированы — время парковки в любой зоне считается от момента открытия шлагбаума
Такие информационные стенды расположены на каждом въезде и выезде с территории «Фортуны». Здесь указаны тарифный план, режим работы зоны парковки и номер телефона линии поддержки. В случае возникновения каких-либо трудностей клиенты торговых центров могут позвонить по указанному номеру — и операторы помогут разобраться с новой системой
После введения платных часов парковки площадка у торгового центра «Карамель» со стороны улицы Партизанской, рассчитанная на 120 машиномест, выглядит вот так. Часть территории занята, остальная ждет потенциальных покупателей. Чисто, свободно, аккуратно. Совсем другая картина была здесь буквально несколько дней назад
Так выглядят паркоматы торгового центра «Карамель» на въезд и выезд. В одном получаем персональный талон, во втором сканируем штрих-код с него для выезда. Оплатить парковку можно банковской картой или наличными в терминале на входе в торгово-развлекательный центр
А вы помните?
Многие иркутяне, наверное, уже забыли, как в 2018 году МТРК «Сильвер молл» ввел плату за использование парковочного места начиная с 16-й минуты пребывания. Тогда возмущенные покупатели торгового центра громко высказывались на подземной парковке и писали гневные посты во всех социальных сетях! «100 рублей в час с 16-й минуты! Кошмар!» А сейчас и думать уже забыли, что когда-то здесь можно было оставить машину совершенно бесплатно на целых три часа. Забыли иркутяне и про то, как гипермаркеты «Лента», а вслед за ними и «Окей» ввели в качестве «ключа» от тележки 10-рублевую монету. Платой это нельзя назвать, ведь после использования деньги можно забрать, вернув тележку на место, но эта тема тоже активно и болезненно обсуждалась. Довольно скоро все новые правила вошли в привычку и стали нормой.