
Искусственный интеллект, который еще совсем недавно казался фантастикой, на наших глазах становится частью жизни. И в Иркутске есть человек, добившийся немалых успехов в этой сфере. Зовут его Олег Баймагомедов. Наверняка многие уже видели созданные им ролики с «ожившими» иркутскими памятниками. Но это лишь малая часть того, чем занимается Олег. Он настоящий универсал, может и картины создавать, и видео, и даже музыку. Предлагаем читателям «Иркутска» с помощью нашего героя погрузиться в мир искусственного интеллекта.
Олегу Баймагомедову 45 лет, родился и вырос в Иркутске, учился в Пензенском инженерно-артиллерийском военном институте, офицер запаса. Работает начальником склада в крупной фирме. Искусственным интеллектом заинтересовался три года назад. Нейросети тогда только появились, информации было очень мало, пришлось всему учиться самому. Процесс работы с нейросетью Олег описывает так: допустим, человеку нужно создать некое изображение (арт) или видео, тогда он пишет текстовый запрос, который называется промт (от английского promt — «подсказка»).
— Для взаимодействия с нейросетью используется особый язык, и это не язык программирования, — объясняет Олег. — Нейросеть не понимает метафор, шуток, сложных смысловых конструкций. Задача должна быть изложена четко, логично и последовательно, с учетом всех деталей: стиль, цвет, фон, свет, ракурс, мимика, жесты и т. д. Бывают промты объемом до 1500 знаков!
Соответственно, тот, кто формулирует запрос, называется промт-инженером. Обычно они специализируются в чем-то одном: кто-то создает музыку, кто-то — статичные изображения, кто-то — видео. Олегу Баймагомедову интересно все.
Одним из первых его проектов стала скульптура «Свидание» у кинотеатра «Баргузин». Парень с букетом тоскливо смотрит на часы, а девушки все нет. Олег решил это исправить. Нашел в Сети походящую скульптуру девушки у фонтана в городе Великие Луки и отправил ее на свидание в Иркутск. Потом Олег «оживил» памятники Юрию Ножикову, Александру Вампилову, Георгию Жукову, Александру III, Леониду Гайдаю, купцу Бутину, туристу — всех не перечислить.
Подводных камней в общении с искусственным интеллектом очень много. Как-то Олег работал над роликом о том, как будет выглядеть иркутский аэропорт через 50 лет. Но нейросеть вместо зала ожидания генерировала улицу, машины, дома.
— Долго ломал голову, пробовал разные варианты, и тут на помощь пришла жена Мария. Оказалось все элементарно просто: надо было написать слова «потолок», «стены», «светильники», «кресла». То есть установить границы. И все получилось! Все эти алгоритмы записываю в отдельную папку, — рассказывает Олег.
Полученный опыт позволил ему реализовать более сложные задачи. В содружестве с художником Степаном Шоболовым были созданы виртуальные персонажи, которые станут героями комиксов, мультфильмов, социальных роликов, рекламы и т. д. В первую очередь это супергерой Ти-Мэн, который был придуман перформанс-художником Артемом Овсянниковым для борьбы с рекламой незаконных веществ. Это раскрученный бренд, который уже вышел на федеральный уровень.
— Мы решили расширить и актуализировать поле его деятельности, — говорит Олег. — Он будет амбассадором (это человек, который представляет и продвигает бренд, продукт или услугу не через прямую рекламу, а делая их частью своей жизни; он пользуется продуктами бренда сам и демонстрирует это аудитории, которая ему доверяет. — Прим. ред.) цифровой безопасности, будет учить, как не попасться на удочку киберпреступников.
Компанию Ти-Мэну составили мудрец Гомбо и поп-звезда Нео Ева. Тизеры с ними можно увидеть в телеграм-канале Олега. Работа над полнометражным мультфильмом об их приключениях уже идет. Кто знает, возможно, мы присутствуем при рождении новой киновселенной подобно Marvel или DC.
На вопрос, является ли процесс создания изображения или видео с помощью искусственного интеллекта творческим или это заимствование, имитация, Олег отвечает, что все зависит от человека: если он обладает фантазией, умеет нестандартно мыслить, то, конечно, это творчество, а нейросеть — инструмент, как кисть для художника.
Известно, что многие художники протестуют против искусственного интеллекта, утверждая, что это воровство их идей, авторского стиля. Некоторые интернет-площадки объявили о полном запрете на страницах пользователей изображений, сгенерированных нейросетями.
Олег считает, что запрещать нейротворчество — плохая идея, развитие технологий невозможно остановить. У нейросетей огромный потенциал, они повышают производительность, экономят время. То, что раньше делалось месяцами, сегодня можно сделать за несколько часов, и это касается не только картинок и роликов, но и более серьезных вещей.
— Недавно ко мне обратился знакомый строитель, — приводит пример Олег, — с просьбой рассчитать, сколько надо бетона, пиломатериалов, кирпича для строительства дома. Я загрузил параметры в нейросеть, и она выдала результаты через две минуты. Строитель был в шоке — все было рассчитано с точностью до гвоздя!
О проектах Олега Баймагомедова известно далеко за пределами Иркутска. Осенью прошлого года к нему обратился продюсер московского театра ANTE с просьбой сделать анимационный фон к музыкальному спектаклю «Сказка о царе Салтане» в постановке Владимира Аленикова, того самого, что снял «Приключения Петрова и Васечкина». Заказчик хотел, чтобы в основе анимации были знаменитые иллюстрации Ивана Билибина (русский художник, знаменитый иллюстратор русских сказок и былин, в том числе сказок Александра Сергеевича Пушкина, театральный оформитель. — Прим. ред.). Непростая задача, рисунки Билибина очень затейливые, много тонко прорисованных деталей. Нужно было иметь железные нервы, чтобы договориться с нейросетью. Например, на «оживление» кошки ушло несколько дней экспериментов. В результате рисунки Билибина задвигались, заиграли. Бочка по морю плывет, белка мечет золото «и в груды загребает изумруды», царевна-лебедь выплывает «будто пава»; богатыри «чешуей, как жар, горя» выходят из морской пучины…
Олег и другим помогает в освоении нейросетей. Недавно его попросили поддержать получившего ранение участника СВО из Вологды.
— Я с ним связался, показал, как и что, дал ресурсы: выходи из пузыря, создавай новые миры. Он воодушевился, работает, выполняет заказы, — замечает Олег.
Интересно, что Мария — супруга Олега поначалу относилась к нейросетям скептически, но постепенно сама увлеклась и по многим позициям уже обогнала мужа. Сейчас она входит в мировой топ‑30 лучших пользователей нейросети diagramgpt с аудиторией более семи миллионов пользователей. Более того, Мария — преподаватель онлайн-курса в Томском государственном университете.
— Мария уже обучила три сотни студентов, — с гордостью говорит Олег, — такие специалисты очень нужны. В прошлом году президент подписал стратегию развития искусственного интеллекта, в бюджет заложены деньги, чтобы обучать нейросети языковым моделям, которые востребованы в производственной и финансовой сферах.
В феврале супруги Баймагомедовы открывают онлайн-школу «Самовар», где будут учить создавать различный контент: мультики, клипы, рекламу, комиксы, а также обучать цифровой грамотности.
Разумеется, мы не могли не спросить Олега о темной стороне искусственного интеллекта. Мошенники научились «клонировать» голоса, подделывать видеозвонки, создавать фейковые видео непристойного содержания с лицами настоящих людей. Они шантажируют, вымогают, угрожают.
— Проблема существует, — согласен Олег, — уже идет работа над созданием нейросетей, которые смогут распознавать клонированные голоса и видео. Конечно, эту сферу нужно регулировать. В Госдуме рассматривается законопроект об уголовной ответственности за клевету и мошенничество с использованием дипфейков (то есть подделка голоса или внешности человека на фото или видео. — Прим. ред.).
Олег уверен: не надо бояться, что искусственный интеллект захватит власть над миром, как в «Терминаторе».
— Люди боятся всего нового, раньше боялись поездов, электричества, компьютеров, мобильных телефонов. Это естественно. Не бойтесь искусственного интеллекта, это неизбежный процесс. И помните, что он не умнее человека, в него можно загрузить больше информации, он быстрее ее обрабатывает, но его невозможно научить переживать, любить, фантазировать.
Елизавета Старшинина
Фото автора, theatreante.ru и из телеграм-канала «Ёда-мастер»

Наконец-то благодаря искусственному интеллекту бронзовый турист скульптора Евгения Ставского на улице Карла Маркса в Иркутске смог снять свой тяжелый рюкзак и расправить плечи

В социальных сетях Олега Баймагомедова знают по никнейму Ёда-мастер. Случилось это больше 20 лет назад, во время службы в армии. Олег поехал в увольнение на рок-фестиваль и вернулся весь в пятнах зеленки. Командир взглянул и невозмутимо произнес: «Ну и какие ты в этот раз покорял галактики, Ёда?»

Фото из спектакля «Сказка о царе Салтане» московского театра ANTE в постановке знаменитого театрального и кинорежиссера Владимира Аленикова. Для него Олег Баймагомедов сгенерировал анимационный фон по мотивам иллюстраций известного художника Ивана Билибина. Спектакль с успехом идет в Москве на разных площадках, и в программке есть имя нашего земляка

Для «оживления» скульптурной композиции, посвященной Леониду Гайдаю, Олегу Баймагомедову пришлось написать больше ста промтов. Там четыре персонажа плюс собачка — и все они должны были взаимодействовать друг с другом. И что еще важно, нейросеть считает памятники неодушевленными объектами, поэтому в промте надо указывать: мужчина, боди-арт, покрытый черной краской, сидит на стуле, динамично жестикулирует и т. д.

Стоп-кадр из клипа восходящей поп-звезды Нео Евы. Олег Баймагомедов ее создал из алгоритмов искусственного интеллекта, научил петь и танцевать

В телеграм-канале Олега Баймагомедова никогда не бывает скучно, он постоянно выкладывает что-нибудь забавное, как этот клип, где Курт Кобейн играет на балалайке свой бессмертный хит Smells Like Teen Spirit, а компанию ему составили Киану Ривз, Тупак Шакур, Шер, Анджелина Джоли, Рианна и… Дональд Трамп
Посмотреть работы Олега Баймагомедова можно в его телеграм-канале «Ёда-мастер» https://t.me/Yoda5238
«Ожившее» искусство на улицах Иркутска
Пресс-служба мэрии города тоже не отстает от трендов. Ее сотрудники уже «оживили» «Туриста» и муралы. Парень с рюкзаком не стоит на месте, а гуляет по городу. И словно говорит: «Ну что ж, посмотрел на красивые дома на Карла Маркса, пойду дальше». Чудесные птицы, цветы, дочь Байкала Ангара и даже гордый иркутский бабр на муралах тоже обрели жизнь. Наши муралы даже просто разглядывать интересно, а когда они движутся — глаз не оторвать.
Посмотрите сами — телеграм-канал «Город Иркутск» https://t.me/admirk