От Иркутска до Северного Ледовитого океана на лодке
Общество
Газета «Иркутск» #40 (1076) от 14 октября 2022
image
None

В сентябре в Иркутске финишировала третья масштабная экспедиция проекта «Байкал — Аляска», которая называется «Великие реки Сибири». За 72 дня ее участники прошли более 10 тысяч километров по маршрутам сибирских первопроходцев и привезли с собой не только массу впечатлений, но и немало полезного экспедиционного материала. О том, что интересного происходило во время плавания и каковы его результаты, журналист «Иркутска» поговорила с лидером проекта, иркутянином и главным путешественником России 2022 года Анатолием Казакевичем.

— Анатолий Александрович, вы уже ходили от Иркутска до Аляски, а после повторяли поход генерал-губернатора Иркутской губернии Николая Муравьева-Амурского, открывшего выход в море по реке Амур. Как на этот раз пролегал ваш маршрут?

— Мы повторили исторический путь Пантелея Пянды — первого землепроходца, который положил начало открытию русскими Восточной Сибири — в особенности территории нынешней Иркутской области — еще задолго до образования острога, который стал затем нашим городом. Пянда возглавлял отряд казаков, отправленных государством на освоение территорий. За три года отряд в тридцать человек прошел путь из Енисейска по Нижней Тунгуске и Лене, а потом вернулся в Енисейск. Вот и мы прошли по Ангаре, Енисею, Тунгуске, Лене, дополнительно удлинив маршрут, поскольку смогли добраться еще и до Северного Ледовитого океана.

За это время мы поставили несколько рекордов. Так, впервые вся река Нижняя Тунгуска пройдена на моторной лодке с винтом. Разговаривали со старожилами местными — никто до сих пор этого не делал, потому что на этой реке мелководье и сложные труднопроходимые пороги, а нам повезло, что за последние 15 лет там стояла самая высокая вода.

Кроме того, мы увеличили общее число пройденных километров на надувных судах. Каждая из наших экспедиций является самой протяженной в мире экспедицией на надувных судах, не говоря уже о сумме километров. Всего по путям сибирских первопроходцев мы прошли более тридцати пяти тысяч километров.

— Как вы планируете, а после прокладываете маршруты экспедиций на такие огромные расстояния? Пользуетесь картами, снимками со спутников?

— Когда я, например, загорелся идеей повторить путешествия иркутских купцов и съездить на Аляску, первое время рассматривал варианты использования разного транспорта: баржи, вертолеты, арендованные судна. Три года собирал информацию. И думал в том числе, что от Якутска до Охотского моря добраться нельзя никак. Меня убеждали, что этот участок непроходим, так как дорога заросла.

Но потом мы решили сделать разведку. И на подходах к Якутску случайно встретились с ребятами из МЧС — остановились на ночевку в одной точке. Это была наша очередная удача (нам в экспедициях постоянно везет, мы уже перестаем этому удивляться, разве что благодарим Вселенную за это).

Так совпало, что мы шли с разных сторон на участке в две тысячи километров и выбрали одно место для стоянки. И оказалось, что они единственные, кто за пять лет до этого на лодке добирался из Якутска до Охотского моря. Конечно, мы их подробно расспросили. Потом сходили на разведку в верховье рек, чтобы понять, можно ли пройти их на судне такого, как наш, класса. Никаких карт ведь нет, да и реки часто меняют свое русло. Убедились, что можно — так и состоялась экспедиция.

В этом году мы разбили всю экспедицию на восемь этапов и разделили экипажи. Всего участников было 21, при этом у каждого был свой отрезок пути: кто-то шел несколько этапов подряд, кто-то — один. На реке Нижняя Тунгуска один участок в полторы тысячи километров у нас вообще два участника шли — капитан и оператор. И только один человек прошел всю экспедицию «от и до» — это оператор Родион Такчинаков.

— А как экипажи встречались в дороге?

— Мы заранее определили точки, где есть аэропорты и куда можно доехать. Я сам прилетел в Норильск 23 июля (вся экспедиция стартовала 1 июля. — Прим. авт.), принял вахту капитана. В итоге под моим началом мы дошли до Карского моря — части Северного Ледовитого океана.

— То есть лично вы совершили кольцевое путешествие по Северу?

— Да, первые две недели мы посвятили плато Путорана — изучали там туристические места, объекты инфраструктуры. Плато Путорана — это одна из географических достопримечательностей нашей страны, территория, покрытая лавой толщиной с километр (когда-то лава здесь вытекала через трещины в земной коре). Само плато длиной примерно 600–700 километров! И там ничего не растет, одни камни.

Уже оттуда по Енисею мы дошли до Карского моря. Енисей, надо сказать, в тех местах широкий, как Байкал, — 35 километров от берега до берега. Идти по нему не менее опасно, чем по морю. В итоге мы дошли до точки, где находится морская метеорологическая станция — «Сопочная карга». Географически эта точка находится на 72-м градусе северной широты — это севернее любого поселения и в России, и в Европе, и в Северной Америке!

Интересно, что на метеостанции постоянно живут два человека. Раз в год к ним приходит баржа с продуктами, и раз в год — ледокол с топливом. И еще один-два раза в год там бывают такие же, как мы, путешественники.

Мы сами провели там лишь пару дней. Этого хватило, чтобы убедиться, какие там экстремальные погодные условия: успели перед началом шторма подойти, потом переждали его два дня и ушли за полчаса до нового шторма, который бушевал потом неделю.

— А еще кто лодку вел?

— Другими капитанами были Дмитрий Судникович, Константин Судникович и Евгений Евгеньевич Рюмин — опытнейший капитан, ему 71 год, и он всю жизнь провел на реках. Евгений Евгеньевич принял вахту у меня и довел лодку по Енисею от Дудинки, свернул на реку Нижняя Тунгуска. По Тунгуске прошел полностью всю реку от начал до конца (это 2, 5 тысячи километров примерно) и оказался на берегу Лены. Далее перевез лодку через водораздельный хребет и уже по Лене дошел до Жигалово. Оттуда лодку перевезли обратно на Ангару и вернулись в Иркутск.

— Как вы сказали — перевезли? Получается, проплыть весь маршрут по рекам, не выходя из лодки, нельзя?

— Смотря в каком месте. На Ангаре, как известно, три плотины — без них все было бы по старинке. На Лене плотин нет: стартуешь с Жигалово и можно доплыть до Тикси (поселок в Якутии, расположенный на берегу бухты Тикси моря Лаптевых. — Прим. авт.) без помех. Но еще есть водораздельные хребты, которые разделяют разные бассейны рек, так что да — несколько раз за экспедицию приходилось перевозить лодку на грузовике. Поэтому и выбор техники у нас не случайный — свою моторную лодку катамаранного типа мы делали с учетом необходимости перевозок и минимальной осадки.

Но тут надо уточнить, что цель экспедиции не туризм. Наша цель — исследование территории. Мы ездим, чтобы собрать информацию, изучить географию мест, этнографию и выявить исторические факты для дальнейшей популяризации. А уже после, конечно, есть планы по созданию именно туристических маршрутов по этим путям, однако они не будут полностью охватывать все маршруты экспедиций. Сейчас, кстати, мы проектируем судно для туристов — тримаран с двумя палубами, двухместными каютами, кают-компанией и на электродвигателе. Последний факт позволит испытать прекрасные ощущения погружения в дикую природу без лишнего шума и выхлопов.

— Какие маршруты уже сейчас хочется показать туристам?

— Например, Ангару после Богучанской ГЭС — это просто прекраснейшее место. Там куча скальников, красивая тайга. Или ближайший маршрут — от Жигалово по реке Лене, где нет никаких плотин. А еще у Лены немало интересных притоков. На реке Ура, например, археологи нашли стоянку древнего человека. Таких мест очень много, поэтому в процессе экспедиции мы составляем путеводитель. Последние путеводители по этим территориям выпускали в 80-х годах в минимальном формате — по каждому региону описано 2–3 достопримечательности. А мы в процессе похода нашли в десятки раз их больше.

Например, все знают, что на Лене есть Ленские столбы. На самом деле подобных мест, и даже более живописных, на притоках Лены гораздо больше. Например, на реке Майя есть Майские столбы, они простираются километров на двадцать (в то время как Ленские столбы — участок всего полтора км. — Прим. ред).

Нашли мы также любопытные исторические места. Например, заброшенную деревню, где в прошлом располагались крупные склады Российско-Американской компании. К примеру, там одномоментно останавливались обозы с конями, численность которых достигала двух тысяч (!).

— Не могу не спросить про быт в походных условиях. Я видела вашу лодку возле причала и не могу назвать ее вместительной. Как вы спали на ней в течение всего времени?

— По паспорту наш катамаран 12-местный, но в экспедиции единовременно в судне находилось не больше семи человек. Остальное пространство занимали багаж, топливо, оборудование. И спать в лодках, конечно, невозможно, поэтому мы спали либо в палатках на берегу, либо в зимовьях. В городах, конечно, в гостиницах останавливались. В маленьких населенных пунктах нас всегда гостеприимно встречали местные жители, главы поселений. Это, кстати, еще одна цель наших экспедиций — установление связей, знакомство с людьми. И формирование понимания, что населенные пункты благодаря рекам на самом деле очень близко находятся друг к другу.

Каких-то глобальных бытовых сложностей не могу перечислить. Да, накапливается усталость, как и в любом походе. Я вот три недели был за рулем, приехал домой — у меня мышцы всего тела болели еще неделю! А еще, бывает, лодка на мель садится — надо вытаскивать. На ночлеге — дрова заготовить, палатку поставить. И так каждый день. Устаешь, конечно, и физически, и психологически. Вот ребята по Тунгуске шли — две недели подряд шел дождь, а два дня подряд — снег (в Ербогачене снегом накрыло в первых числах сентября).

— И все обошлось без происшествий?

— В таких путешествиях всегда есть опасность встречи с дикими зверями. И в этом году мы видели свежие следы росомахи и медведей. Главное, следовать инструкции по безопасности, соблюдать меры предосторожности: по одному в лес не уходить, не оставлять продукты открытые. Ну и шторма на воде случаются. В этот раз по Енисею шли, так волны поднимались до 2,5 метра, мы буквально прорывались сквозь них. Но каких-то эксцессов не случалось, все благополучно закончилось.

— Надо быть физически выносливым человеком, чтобы отправляться в такие экспедиции, верно? Как вы подбирали команду?

— Минимальное требование для всех участников — опыт проживания в палатке дней десять подряд, и при этом человек должен чувствовать себя комфортно. Физическая выносливость приветствуется, но в целом люди разные собираются. Есть у нас и девушки в экспедициях, не только бородатые мужики. (Смеется.) И намного важнее человеческие качества: нельзя, чтобы в команде были конфликты. Мы ведь долгое время находимся вместе и надеемся только на себя, потому что на тысячи километров в округе больше никого нет, и никакой МЧС, случись что, не доберется. Поэтому, когда я формирую экипажи, психологом приходится работать обязательно.

— Анатолий Александрович, вам в этом году присвоили звание главного путешественника России — 2022. Об этом было объявлено на церемонии награждения участников II Всероссийской премии «Русский путешественник» имени Н. Н. Муравьева-Карского. Это звание обязывает к чему-то?

— Продолжать свое дело, конечно же. Путешествую я с детства, чуть ли не с пеленок, родители начали возить на Байкал еще в младенчестве. В 12 лет начал заниматься спортивным туризмом в городском клубе «Саяны». И в горы ходил, и альпинизмом занимался, и скалолазанием. Последние лет пять-семь увлекаюсь водным туризмом в основном. С 2006 года — яхт-капитан. Совершил около 15 яхт-путешествий в разных частях мира. И хочу сказать, что красивые, белоснежные яхты с парусами где-нибудь на Сейшельских островах менее интересны, чем то, что мы делаем сейчас.

— Остается только удивляться — как вы находите время на путешествия?

— Просто без этого я уже не могу. Экспедиция — это ведь еще и время того, что сейчас называется модным выражением «цифровой детокс». В городе очень интенсивная жизнь, много информационного шума. А когда остаешься дней на десять без сотовой связи, этот шум исчезает. Появляется время подумать. Некоторые участники даже новые бизнес-идеи в походах придумывают. Плюс когда ты двигаешься — меняется окружающий пейзаж, и это благотворно действует на психику. В психологии даже есть такое понятие — «ландшафтная терапия».

— Про итоги экспедиции расскажите: много материала привезли?

— Да, собранный материал станет основой книги, документального фильма, совместных проектов с Русским географическим обществом, Ростуризмом, Российским военно-историческим обществом. Также в дальнейшем планируем сделать интерактивный путеводитель. Для того чтобы развивать туризм, как раз и нужны фильмы, книги, путеводители, чтобы люди узнавали о том, что наша страна прекрасна и в ней есть много чего интересного.

Наталья Федотова

Фото из архива Анатолия Казакевича

Экспедиция «Великие реки Сибири» проходила на надувной моторной лодке катамаранного типа «Братан 750». Это серьезное и дорогое транспортное средство, которое готовили специально для поездки. После всех дополнительных манипуляций ему дали название — «Искатель». По паспорту это 12-местный катамаран, но во время экспедиции единовременно в нем находилось не больше семи человек. Любопытный факт: бензобак судна вмещает в себя 850 литров, что обеспечивает дальность хода на одной заправке на 1200–1300 км. И это особенность именно такой экспедиционной лодки (обычные лодки ходят максимум на 300–500 км). Средняя скорость, с которой передвигалась лодка, — от 35 до 42 км в час

Иркутянин Анатолий Казакевич назван главным путешественником России — 2022. Об этом объявили на церемонии награждения участников II Всероссийской премии «Русский путешественник» имени Н. Н. Муравьева-Карского, которая прошла в рамках фестиваля «Русский путешественник» имени Н. Н. Муравьева-Карского на Задонской Земле. А еще Анатолий Александрович — член экспертного совета Комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры Государственной Думы РФ, общественный представитель Агентства стратегических инициатив в Иркутской области по развитию туризма, член инвестиционного совета при губернаторе, советов по туризму при мэре города Иркутска и губернаторе Иркутской области, член Сибирской Байкальской ассоциации туризма

«Великие реки Сибири» — третья экспедиция историко-географического проекта «Байкал — Аляска», посвященного повторению путей первопроходцев. Сменные экипажи за восемь этапов прошли по Ангаре, Енисею, Нижней Тунгуске и Лене. Посетили плато Путорана, озера Лама и Глубокое. Дошли до морской метеорологической станции «Сопочная карга» в Енисейском заливе, а это фактически Карское море. Всего в экспедиции принял участие 21 человек. Капитанами на разных этапах были руководители проекта Анатолий Казакевич, Дмитрий Судникович и Константин Судникович, Евгений Рюмин. Самый длинный участок — от Дудинки до Иркутска — в несколько этапов капитаном прошел Евгений Евгеньевич Рюмин

Во время путешествия участники встречались с жителями городов и поселков на берегах рек, краеведами, журналистами и представителями туристического бизнеса. Рассказывали о миссии всего комплексного проекта «Байкал — Аляска», возможностях сотрудничества ради развития качественного туризма. Делились с туристами опытом работы по сохранению первозданной природы. И разумеется, наслаждались пейзажами дикой природы. Вот на этом снимке, который подловил один из участников экспедиции, капитан Анатолий Казакевич пытается поймать в кадр местного суслика

Четвертый этап большого путешествия «Великие реки Сибири» проходил на плато Путорана. После того как одна команда прибыла в Дудинку и перевезла катамаран на реку Норильскую, их сменила новая. Вахту принял лидер экспедиции Анатолий Казакевич, которому предстояло стоять у штурвала в плавании по озерам Норило-Пясинской системы и вниз по Енисею в Карское море. Вот что рассказывает он сам: «Шесть часов до метеостанции «Сопочная карга» пришлось рулить без остановки, не было никакой возможности подойти к берегу, чтобы хоть чаю попить. Здесь Енисей ведет себя так, будто он и река, и море одновременно. Однозначно он вызывает огромное уважение. Когда планировали экспедицию, еще думали, какая река величественнее. Теперь убедились — Енисей»

ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Анатолий Казакевич говорит, что прямо сейчас работает над созданием региональной общественной организации культуры и спорта «Байкал — Аляска», в рамках которой намерены запустить спортивно-туристический клуб — возродить систему таких клубов, которые были еще в советское время: «Я сам в свое время такую школу прошел, с детства занимался спортивным туризмом, там и костяк своей команды сформировал. В рамках этого клуба можно будет организовывать туры выходного дня — на скалы, на Байкал, сплавы. И люди, которые пройдут подготовку в рамках клуба, смогут после отправляться уже в дальние и масштабные экспедиции».

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg