Охотники за тегами. В Иркутске работает единственная в России общественная организация, члены которой удаляют лазером надписи со скал Байкала
Природа
Газета «Иркутск» #26 (1211) от 25 июля 2025
image

«Здесь был Вася», «Ира + Максим», «Сочи-1995» и другие подобные надписи на камнях мы видим так часто, что, кажется, перестаем их замечать. И только перебирая фото из поездок, задумываемся: почему на моих кадрах отметились незнакомые люди? Когда-то давно, поддавшись первобытному инстинкту, Вася и Максим взяли в руки баллончик — и за каких-то 10 секунд появилась надпись. А спустя несколько дней здесь же прошла группа студентов с палатками и дополнила их «художества» своими. В итоге буквы копятся как снежный ком, и вот уже на пляже Листвянки 50 квадратных метров чьих-то имен нарушают величественное спокойствие живописных берегов озера. И единственная, кто может вернуть скалам первозданный вид, — автономная некоммерческая организация (АНО) «Сила Байкала».

44-летний иркутянин Егор Власов организовал АНО «Сила Байкала», чтобы очистить скалы для будущих поколений. А началось все с того, что во время одной из семейных поездок в поселок Аршан, глядя на водопад, его десятилетний сын Федор спросил: «Папа, а зачем эти надписи в таком красивом месте? Такие красивые скалы, трава, деревья, водопад, река... Зачем нужно было что-то писать?» Ребенок сразу заметил очевидное: рукотворный тег в природе — явно чужеродный, лишний объект.

Можно было, конечно, ответить и забыть, но Егор не такой человек. Вопрос сына задел его за живое, ведь именно его поколение оставило детям уродливое «наследие».

После окончания факультета сервиса и рекламы Егор поработал во многих профильных сферах, прежде чем нашел то, что для него действительно важно — помогать людям. В 37 лет он присоединился к «Лизе Алерт», искал людей с помощью дронов и даже стал региональным представителем отряда по Иркутской области. Сил на основную работу оставалось все меньше, и Егор передал свои полномочия. Однако ему было жизненно необходимо не просто зарабатывать деньги, но и приносить пользу миру, поэтому он обратил внимание на социальное предпринимательство.

Егор профессионально снимал видео, участвовал в социально значимых проектах: его фильм о работе Иркутского детского дома-интерната № 1 выиграл гран-при федерального конкурса. Сейчас Егор занимается строительством туристических троп, экологично вписывая их в существующий ландшафт, не используя металлических лестниц и деревянных настилов. Ведь так приятно прогуляться по лесной, хоть и рукотворной тропинке... При этом не видя ужасных надписей краской на камнях.

К проекту очистки скал Егор Власов подошел основательно. Сначала смастерил метровую линейку и побывал с ней на пешеходных маршрутах, фотографируясь возле надписей, а затем оценил «масштаб бедствия» в квадратных метрах. Исписанными оказались самые популярные места Прибайкалья, больше всего те, где можно оставить рисунок с земли. Невероятное количество тегов обнаружилось вдоль КБЖД, в том числе прямо на исторических стенах тоннелей!

По плотности надписей в антирейтинге лидирует скульптура «Олени» возле Улан-Удэ — там на скале просто живого места нет. Некоторые вандалы, похоже, руководствуются принципом «чем труднее битва, тем слаще победа» и забираются с банкой краски в самые труднодоступные места, например, такие, как 20-метровые скалы Уковского водопада в Нижнеудинском районе.

Список можно продолжать практически бесконечно, по всей стране природные достопримечательности пестрят тегами. А вот список тех, кто борется с современными неандертальцами, невелик. Волонтеры, разовые акции заповедников и природоохранных организаций, личные инициативы граждан — все это капля в море кривых букв на скалах.

Но это не значит, что нужно опускать руки. Ближайшие к Иркутску опытные чистильщики находятся на Алтае, но их способ, как оказалось, не подходит для байкальских скал.

— Надписи стирают металлическими щетками, смывают химическими веществами, самые уникальные товарищи закрашивают их в цвет породы. «Чистый Алтай» использует пескоструйный аппарат. Этот способ хорош, но и он вредит поверхности, царапает камень, работает недостаточно точечно. А у нас в Прибайкалье больше десяти видов краснокнижных мхов, которые трогать нельзя, — объясняет Егор Власов. — Кроме того, компрессор пескоструя большой и тяжелый, с ним не заберешься на наши скалы. Я нашел прибор в виде 20-килограммового ранца с пистолетом, как у охотников за привидениями, — лазер для очистки механизмов.

Егор отправил производителю аппаратов в качестве образца байкальский камень, который сам изрисовал в целях эксперимента. Лазер прошел тест на ура, краска исчезла под воздействием лучей, отражающихся от поверхности породы под надписью. Найдя это решение, Егор создал некоммерческую организацию «Сила Байкала», два года назад купил лазер и приступил к работе.

Более мощным аппаратом можно было бы чистить скалы в 10 раз быстрее, но стоит он неподъемные для НКО 4 млн рублей. 1000-ваттный лазер способен дать луч шириной до 20 см, его не нужно носить с собой, так как 15-метрового кабеля хватит, чтобы достать до большинства надписей.

Первыми участниками «Силы Байкала» стали двое сыновей Егора Власова. Они часто выезжают на объекты вместе. Кроме них в проекте участвуют друзья Егора, единомышленники, альпинисты и волонтеры. Экспедиции могут быть как однодневные, например, в Листвянку, на Култукский перевал или в Слюдянку, так и достаточно долгие. На Уковский водопад группа ехала 560 км до Нижнеудинска, потом 30 км по трассе, 10 — по гравийке, 15 — по лесной дороге на внедорожнике и еще километра три прошли пешком.

Прошлым летом «Сила Байкала» помогла «Чистому Алтаю» привести в порядок скалы вдоль исторического маршрута «Красные ворота», где есть только одна по-настоящему ценная надпись: «С Богом возвращаюсь на Родину». Ее оставил 19-летний Семен Куюков, в 1946 году после демобилизации с военного завода в Свердловской области возвращавшийся домой пешком. Это уже стало частью истории, в отличие от множества имен, которые оставили проходящие мимо люди «по инерции».

Чтобы нанести надпись, требуется всего несколько минут или даже секунд, а чтобы убрать ее — несколько месяцев согласований в различных инстанциях (государством охраняются заповедники, исторические места, природные объекты федерального значения, иногда одна локация может входить сразу во все эти категории) и несколько часов физически тяжелого труда.

В идеальных условиях удаление одного квадратного метра тегов занимает 30 минут, но все усложняется в зависимости от типа породы, размера рисунка, вида краски и труднодоступности. В сложных ситуациях очистка одного метра может длиться до четырех часов. Висеть с 20-килограммовым ранцем за спиной и с расстояния 40 см сводить каракули не так просто. Прибавим сюда бесконечные поиски финансирования: некоммерческая организация существует на средства Егора, редкие гранты от предприятий и пожертвования неравнодушных граждан.

Возможно, кто-то скажет, что «люди старались, писали, не надо убирать надписи». Но ведь никакой информации теги не несут, и это просто мусор, который портит пейзаж. Благодаря «Силе Байкала», Егору Власову и другим организациям наши потомки увидят Байкал таким, каким его создала природа.

Александра Луканина 

Фото из архива героя публикации

На фото — промышленный альпинист Алексей Колесников, он чистит скалы от тегов на высоте, куда невозможно добраться с земли. В поселке Листвянка, где в любое время года любят бывать иркутяне, надписей оказалось так много, что двое альпинистов работали четыре часа, сменяя друг друга

Выразить свою любовь к Байкалу можно по-разному, но точно не так, как автор этой надписи на поверхности белоснежного мрамора в карьере поселка Бугульдейка. Хочется напомнить этому горе-туристу: когда по-настоящему любят природу, о ней заботятся и стараются сохранить

Иногда можно и на плечах у папы посидеть, чтобы добраться до надписи на скале. АНО «Сила Байкала» можно назвать семейным проектом: идея родилась у Егора Власова во время поездки на водопад, который удивил не только красотой, но и неуместной «наскальной живописью». Сыновья Егора Федор и Ярослав регулярно вместе с ним выезжают в экспедиции, чтобы внести свой вклад в сохранение природы Прибайкалья

44-летний иркутянин Егор Власов организовал автономную некоммерческую организацию «Сила Байкала», чтобы очистить скалы для будущих поколений. «Огромная просьба к художникам и обычным туристам: думайте о последствиях! Даже самое красивое граффити портит первозданную красоту камня и провоцирует хулиганов расписывать все вокруг. Сто раз подумайте, прежде чем взять в руки баллончик... И не берите», — призывает Егор

Оставить след в истории может каждый из нас — достаточно стереть чужие «следы». Поддерживая проект «Сила Байкала», вы приближаете покупку мощного лазера, и скалы Прибайкалья станут чище еще на несколько квадратных метров. Канал «Сила Байкала» в «Телеграме»: https://t.me/baikal_power

 

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg