В 2011 году была создана иркутская секция альпинизма — сообщество людей, влюбленных в горы. Основал секцию Сергей Войличенко. Работа сообщества складывается из проведения лекций, тренировок на скалодроме и выездах в горные районы для тренировочных восхождений. Но главная задача секции — это объединить надежных и сильных людей, которые стремятся всегда идти вперед. 2 февраля 2021 года иркутская секция альпинизма отметила десятилетие.
Духи гор
К сожалению, юбилей секция встречает без своего основателя: в 2019 году Сергей Войличенко, опытный альпинист, кандидат в мастера спорта, инструктор 2-й категории, погиб во время спуска с пика Победы в горах Киргизии. Риск — неотъемлемая часть образа жизни альпинистов.
— Сергей Константинович как-то сказал: «Не торопитесь спрашивать, зачем вы ходите в горы, если вы не знаете, зачем вы родились…», — вспоминает Дмитрий Жданов, руководитель иркутской секции альпинизма с 2019 года. — Попав однажды в горы, начинаешь болеть ими, душа просит вернуться.
— Вам бывало страшно в восхождениях?
— Да. Бывает страшно идти по гребню или же подниматься на веревке, когда с обеих сторон пропасть... Но этот животный страх нужно преодолеть. Ведь человек от животного отличается тем, что у него есть разум, который не должен позволить волнению взять верх.
— Что нужно иметь в своем арсенале начинающему альпинисту?
— На начальном этапе важно иметь хорошую физическую подготовку, выносливость. В этом помогает бег (в теплое время года) или же лыжи (зимой). В секции также проводятся тренировки на скалодроме, однако общефизическая подготовка — ответственность самих альпинистов. Если же говорить о психологии, то альпиниста невозможно представить без здравого смысла, чувства долга и духа коллективизма. В горы не ходят поодиночке. Туда ходят командой, с надежными друзьями.
— Считается, что альпинизм — это сфера интеллектуалов, ведь среди любителей гор немало ученых. Так ли это?
— Да, альпинизмом в советское время занимались, как правило, люди с высшим образованием, кандидаты и доктора наук… Ведь альпинизм — это способ посмотреть на что-то с другого ракурса, испытать себя, заглянуть за грань неизведанного — что как раз и присуще научным сотрудникам, которые ищут истину.
— В горах есть «духи»?
— Конечно. Мы относимся к горам с большим уважением, не делаем ничего, что могло бы оскорбить местных духов. Но ограничения каждый выбирает сам. Для нас это — соблюдать чистоту и порядок, собирать мусор. У нас есть примета: если что-то из вещей пропало, значит, это горы забрали.
Женщины на высоте
Для кандидата в мастера спорта Алены Пановой альпинизм — дело семейное. В горы ее привел папа Михаил Валерьевич, в свое время он тоже увлекался покорением вершин. В прошлом году иркутянка завоевала титул чемпионки России: в составе группы она взошла на вершину «Мечта» Южно-Муйского хребта по маршруту 6А категории сложности вместе с еще одним представителем Иркутска Евгением Глазуновым и спортсменом из Екатеринбурга Анатолием Сыщиковым.
Чемпионат России у альпинистов проводится заочно. Команды проходят маршрут, после этого подают заявку для оценки. Специальная комиссия судей оценивает сложность, время, скорость, красоту и прямоту маршрута.
Алена — сертифицированный инструктор в школе начальной подготовки клуба «Горы Байкала». Легко ли отпускать дочь на опасные вершины? Мы спросили у папы чемпионки Михаила Панова.
— Алена — человек подготовленный, имеет опыт прохождений, так что беспокойства нет, — отвечает Михаил Валерьевич.
— На какую вершину вы бы ни за что дочь не отпустили?
— Она самостоятельный человек, я не могу ей ничего запретить. Когда она уходит в горы, мы договариваемся: обязательно выходить на связь, допустим, через неделю. Если не вышла в контрольное время, то тогда стоит тревожиться.
— Всю эту неделю вы по-отцовски беспокоитесь о дочери?
— Нет. У нас даже мама уже к этому привыкла! Хотя поначалу была против альпинизма.
— Альпинизм — это женское дело?
— Женское. И мужское. Не надо мыслить узко, сейчас каждый волен делать то, что хочет. Когда-то женщинам вообще работать не разрешали, но прогресс идет — женщины могут наравне с мужчинами покорять высоты!
Вечное движение вперед
Андрей Афанасьев и Григорий Скаллер — легенды иркутского альпинизма. Андрей Афанасьев — трехкратный чемпион России, кавалер ордена «Эдельвейс», совершивший более 500 восхождений. Григорий Скаллер — «Снежный барс» (неофициальный, но почетный титул, который получает альпинист, поднявшийся на все семитысячники бывшего СССР), входит в Книгу рекордов Гиннеса как самый возрастной покоритель, зашедший на Эверест без кислорода.
На юбилей Иркутской секции альпинизма Григорий Скаллер пришел с гипсом: недавно сломал ногу.
— В горах ни одного перелома не было, а на крыльце собственного дома упал! — иронизирует Григорий Леонтьевич.
— А у меня было много травм, — включается в беседу Андрей Евгеньевич. — Падал часто, помню, в Фанских горах меня поймал товарищ на страховке, мне казалось, что во время полета я орал «Держи! Держи!». А когда спросил у него, сильно ли громко я кричал, тот сказал: «Ты, как всегда, падал молча…»
— Изменились ли альпинисты за последние пятьдесят лет?
— Да, сейчас к альпинизму стали подходить исключительно как к спорту, а ведь это гораздо более широкое явление. Если видеть в альпинизме лишь спортивные результаты, то тогда мельчает личность, проявляется склочность, неприятие других. Люди в горах должны объединяться, а не стремиться только лишь забраться выше и оказаться быстрее, — отмечает Андрей Афанасьев.
— Я вот не согласен с фразой Высоцкого «Лучше гор могут быть только горы». Я считаю, что лучше гор могут быть только люди! Меня туда тянет общение с лучшими людьми, — подчеркивает Григорий Скаллер.
— Без чего нельзя обойтись в горах?
— Без знаний. В альпинизме главное вовсе не физическая подготовка, а умственные способности и психология. Опытный альпинист во время похода знает, что скрывается за горой, что внутри вершины, что вокруг нее! — говорит Андрей Евгеньевич. — Что же касается страха, то он есть всегда. Перед прохождением маршрута 6-й категории меня трясло от страха всю ночь. Но когда утром мы начали собираться в дорогу, я чувствовал себя выспавшимся и в полной боевой готовности! Перед такими сложными восхождениями, как перед атакой у бойцов, включаются какие-то неведомые силы организма. Тогда мы дошли до намеченного для ночевки места ровно в срок.
— Есть ли прикладная польза альпинизма?
— Конечно, например, во время Великой Отечественной войны альпинисты наблюдали за противником с вершины, проводили артиллерийский обстрел с господствующих высот, — рассказывает Григорий Леонтьевич. — А в блокадном Ленинграде они защищали высотные объекты, золоченые шпили и купола города, которые выступали ориентирами для фашистских наводчиков и подвергались обстрелам.
— Если рассуждать философски, то что для вас альпинизм?
— Это вечное движение человечества вперед, — говорит Андрей Афанасьев. — Человек так устроен, что постоянно рвется себя испытывать. Когда-то люди начали ходить в море, потом полетели в космос, теперь вот ходят в горы. И ведь есть еще природа, не покоренная человеком…
Элина Халтанова
Фото из архива Иркутской секции альпинизма и со страницы Алены Пановой «ВКонтакте»