Новая жизнь ледокола «Ангара». Очень скоро легендарный иркутский музей на воде откроет свои двери после масштабного ремонта
Общество
Газета «Иркутск» #44 (1130) от 17 ноября 2023
image
None

Самую яркую часть преображения исторического судна иркутяне и гости нашего города наверняка уже успели оценить: с 3 сентября ледокол «Ангара» в буквальном смысле слова засиял новыми красками благодаря современной подсветке. 60 мощных светодиодных ламп в темное время суток красиво выделяют силуэт корабля на фоне темной воды залива. Монтажом подсветки занимались два подрядчика, проект подготовила научно-исследовательская проектная реставрационная организация. Светодиодные светильники мощностью 220 вольт установлены вдоль всего корпуса на расстоянии 8,5 метра друг от друга. Другие, мощностью 24 вольта, подсвечивают снизу конструктивные элементы надстройки — трубы, мачту, корму.

— В общей сложности капитальный ремонт подсветки ледокола обошелся в 2,5 миллиона рублей, эти деньги были выделены из бюджета Иркутской области, — рассказал заведующий отделом «Ледокол «Ангара» Иркутского областного краеведческого музея Иван Беспалов. — Кроме того, вся схема наружной проводки приведена в нормативное техническое состояние: провода — в специальных трубах, соединения и стыки покрыты силиконом, чтобы на них не попадала влага, использованы только специальные судовые выключатели.

На сегодняшний день «Ангара» — один из самых старых сохранившихся ледоколов в мире! Он был построен в Великобритании и в разобранном виде доставлен на Байкал. С 1900 года использовался для обеспечения Байкальской железнодорожной переправы, части Транссибирской магистрали. И сейчас является объектом культурного наследия регионального значения и отделом Иркутского областного краеведческого музея имени Н. Н. Муравьева-Амурского. На ледоколе была развернута экспозиция по истории судоходства на озере Байкал, в которой представлено более 50 предметов из фондов музея.

Несмотря на длительный срок эксплуатации, а затем несколько десятилетий заброшенности, двигатель и машинное отделение судна сохранились. Как утверждает Иван Беспалов, если поставить цель, «Ангара» снова сможет бороздить водные просторы. Но принимая во внимание культурную ценность, гораздо более целесообразно сохранить ее в качестве музея.

Второе рождение ледокола началось в 1991-м, когда из него и сделали музей, но с того момента и до 2021 года его ни разу не ремонтировали. И корабль постепенно ветшал, пока правительство области не приняло решение провести его глобальную реконструкцию. Работы начали с экстерьера музея.

В 2021 году провели капитальный ремонт на главной и шлюпочной палубах «Ангары». Специалисты восстановили и частично заменили леерное ограждение, смонтировали новые инженерные коммуникации в машинном отделении, покрасили палубы, трубы, мачты, надстройки на главной палубе, сделали деревянный настил шлюпочной палубы и выполнили отделку прохода на нее. Воссоздали капитанскую рубку и каюту капитана — это одно помещение, разделенное на две комнаты.

Стены рубки были обшиты листовым металлом. Во время первого ремонта его сняли, снесли все опорные конструкции и построили рубку. Ее стены обшили филенчатыми панелями: это деревянные полотна с элементами декора, которые были изготовлены на заказ. В дальнейшем в капитанской рубке посетители смогут увидеть навигационные приборы XIX–XX веков. В каюте планируют воссоздать интерьер, приближенный к первоначальному, и организовать тематическую экспозицию.

В этом году взялись за внутреннюю отделку в носовой части на уровне прогулочной, средней и нижней палуб. На ремонт помещений выделили 8,4 миллиона рублей из областного бюджета. Работу начали 21 июня и завершили 31 октября, подрядчиком выступило ООО «СибТрейд «Волна».

У посетителей зимних экскурсий по ледоколу наверняка остались воспоминания, когда холод мешал полноценному восприятию информации. Теперь во всех помещениях будет тепло.

— На средней палубе раньше был выставочный зал, теперь будет часть экспозиции. Здесь полностью демонтировали отделку, а также процентов сорок каркасных перегородок по стенам и потолку, там, где они требовали замены, — объясняет Иван Беспалов. — Уложены утеплитель, гидро- и пароизоляция. Финальные материалы — это вагонка, пропитанная огнебиозащитными материалами, ламинированные панели. На полу — специальный судовой линолеум. Все материалы сертифицированы, без этого никуда, ведь у нас государственное предприятие с определенными требованиями. После окончания ремонта установим электрические обогреватели, часть их уже есть, часть докупим.

На верхней и средней палубах разместят экспозиции, на нижней — конференц-зал. Здесь будут проводить мастер-классы, лекции, различные мероприятия, в том числе на военно-патриотические темы с молодежью. Музей получил 14,4 миллиона рублей на техническое оснащение трех отремонтированных помещений.

Часть экспозиции будет посвящена истории ледокола — периодам Гражданской войны и Советского Союза, когда «Ангара» использовалась для перевозок пассажиров и грузов. Отдельная страница жизни легендарного судна — Великая Отечественная война, в это время на нем работали в основном женщины.

И последняя веха — после вывода из состава флота, с 1962 по 1991 год, когда ледокол никому не принадлежал и находился в полузатопленном состоянии сначала возле плотины ГЭС, затем в заливе Мельничная Падь.

Сейчас на корабле продолжается ремонт, он продлится до января.

Параллельно на протяжении полугода будут разрабатываться научные концепции, монтироваться оборудование. В августе-сентябре 2024 года начнется монтаж новой экспозиции. И уже в начале осени откроется полностью обновленный музей с интерактивными панелями и оборудованием, новыми витринами, информацией, в том числе той, которая еще ни разу не была озвучена — есть новые поступления и архивных данных, и предметов. Это большая научная работа, которой уже сейчас занимаются сотрудники музея.

Ольга Королева

Фото Валентина Карпова и из архива Иркутского областного краеведческого музея

«Иркутяне принимают самое активное участие в пополнении экспозиции нашего музея: приносят вещи судовой тематики, документы пароходства, — говорит заведующий отделом «Ледокол «Ангара» Иркутского областного крае­ведческого музея имени Н. Н. Муравьева-Амурского Иван Беспалов. — Подрядчик по монтажу подсветки подарил нам радиолокационную станцию связи и различные судовые механические приборы 1950–1960 годов. Мы рады, что люди, работающие у нас, интересуются историей ледокола»

На верхней палубе общей площадью 75 квадратных метров поменяли планировку, теперь здесь больше места. Для комфорта посетителей увеличили проход во входной зоне. Сдвинули и расширили кассу — для удобства персонала. Но две колонны убрать не удалось: внутри у них — железный каркас, который проходит через весь корабль до нижней палубы. Это несущие конструкции, и в дальнейшем их обыграют в экспозиции

Строители почистили, загрунтовали и покрасили все металлические элементы: трапы, пиллерсы, лестницу нижней палубы. Общий объем работ довольно серьезный. Во всех помещениях будет современное комфортное пространство. Как отмечают работники музея, такого на ледоколе не было и в его лучшие годы

Ледокол «Ангара» давно уже стал символом Иркутска. И скоро благодаря поддержке правительства области этот исторический объект обретет современный облик. В отремонтированных помещениях корабля создадут оригинальную экспозицию, посвященную истории судоходства на озере Байкал и реке Ангаре, ледоколам «Байкал» и «Ангара», а также людям, которые на них служили

Из флота в музей

Зимой 1962 года ледокол «Ангара» был исключен из состава флота в связи с моральным износом. До 1967 года судно находилось в отстое, позднее было переведено в Иркутское водохранилище, где использовалось местным отделением ДОСААФ. В 1975 году общество отказалось от ледокола, и его должны были разрезать на металл. Но при переводе в порт судно село на мель, и это помешало задуманному. Что делать с легендарным кораблем, не знал никто. Накануне празднования 60-летия Октябрьской революции горисполком принял решение о восстановлении судна и об открытии на нем музея истории революции и Гражданской войны в Сибири. «Ангару» отбуксировали сначала в залив у плотины ГЭС, затем — в Мельничную Падь, где из-за сильного ветра она легла набок и наполовину затонула. В таком состоянии ледокол находился до 1987 года, когда было принято решение о его реставрации. 5 ноября 1990 года «Ангара» была поставлена на вечную стоянку на Иркутском водохранилище, напротив микрорайона Солнечного.

«Женское лицо» ледокола

Во время Великой Отечественной войны нагрузка на «Ангару» увеличилась в разы. Сначала ледокол перевозил эвакуированное население, призывников. В ноябре 1941 года доставил оборудование Очаковского консервного завода в Нижнеангарск вместе с рабочими. Судно водило плоты, почти каждый рейс перевозило бочки с рыбой: загружались полностью оба трюма, и на палубе они стояли в два ряда. Траулеры «Комсомолец» и «Коммунист» передали в ведение «Байкалрыбтреста» для увеличения добычи рыбы, и «Ангара» вместо одной-двух барж стала водить за собой по четыре-пять. С помощью ледокола были спасены потерпевшие в эти годы крушения суда «Воронин» и «Коммунист».

В то время большинство мужчин уходило на фронт, и их место занимали женщины. Они работали матросами, кочегарами, рулевыми, масленщиками. Погрузку и разгрузку проводили силами команды. За два-три дня требовалось загрузить 230 тонн угля, 250 тонн груза, который затем надо было доставить на берег. За навигацию через плечи и руки женской команды проходило до 40 тысяч тонн!

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg