Выставка «Личная история», которая проходит в залах Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева, стала возможна благодаря организаторам фестиваля «Территория. Иркутск». Это масштабное культурное событие — совместный проект Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория», Московского музея современного искусства (ММОМА) и золотодобывающей компании «Полюс» — состоялось в нашем городе в мае. До 18 июля у иркутян и гостей города есть редкая возможность увидеть в залах Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева живопись, графику, скульптуру, фотографию и видеоарт из собрания ММОМА. Всего представлено более 80 работ.
«Черный квадрат» как пьедестал
Типичная реакция обывателя на современное искусство в живописи и графике: «Я тоже так могу!» И действительно, когда король авангарда Казимир Малевич в 1915 году на экспозиции в Петрограде наряду с другими картинами выставил «Черный квадрат», публика была шокирована — так даже пятилетний ребенок сможет нарисовать. На художника-авангардиста обрушились критики, среди которых был и авторитетный в творческих кругах теоретик и историк искусства Александр Бенуа. А Казимир Малевич обрадовался, сказав: «Плевать, что ругал нещадно, зато заметил!»
Картины, представленные ММОМА на выставке «Личная история» в Иркутском художественном музее, отражают широкий срез направлений современного изобразительного искусства от классического авангарда до фото- и видеоарта. При этом, по признанию организаторов, которое прозвучало в кулуарах, они старались не очень шокировать консервативную иркутскую публику, выбирая весьма сдержанные работы и сопровождая каждую подробным описанием. В экспозиции даже есть несколько портретов, созданных в стиле реализма.
Однако и при таком подходе в музейных залах найдется немало мест, где возмущенный любитель академического искусства воскликнет: «Что за мазня! Я тоже так могу!» Очевидно, например, что он не пройдет равнодушно мимо огромного полотна художника Аркадия Петрова «Доска почета». Одинаковые, обезличенные головы, имитирующие производственную доску почета, по замыслу автора, принадлежит звездам шоу-бизнеса. Отличить знаменитостей друг от друга можно по различным атрибутам. При этом одну из голов он оставил без имени — возможно, это восходящая, еще не известная звезда, а может быть, уже погасшая? Думайте как хотите…
В этом, в общем-то, и заключается вся прелесть современного искусства — оно не дает готовых ответов, оно не морализирует и не наставляет, не учит и не диктует, не осуждает и не порицает.
Оно создается людьми, свободными от привычных условностей нашего мира, и выводит зрителя за рамки стереотипов.
Собственно, авангард с его кричащими цветами и целенаправленным уходом от реалистичных образов возник как вызов сложившимся в искусстве нормам, жестко регламентирующим, «что такое хорошо и что такое плохо». Казимир Малевич, работы которого оцениваются сегодня во многие и многие миллионы долларов, при жизни, как и другие новаторы, был беден и едва сводил концы с концами. Начинал как импрессионист, но не был принят в этом качестве собратьями по цеху. На излете жизни художник, кстати, вновь вернулся к этому направлению, писал в основном природу, портреты родных и знакомых. На выставке «Личная история» есть возможность увидеть портрет третьей жены художника Натальи Манченко, созданный Малевичем за два года до смерти в 1933 году.
Многих и сегодня удивляет, что при всем многообразии картин, созданных художником, его визитной карточкой остается примитивный «Черный квадрат». Но на самом деле ничего необычного в этом нет. «Черный квадрат» — это вызов, брошенный всем, кто считает, что вправе судить Мастера и ставить ему оценки. «Черный квадрат» — это пьедестал, который вознес маленького человека до высот, где его заметили. Ругая, возмущаясь, негодуя, но заметили. Ибо для таланта нет ничего более страшного и губительного, чем равнодушие.
Над кем смеетесь? Над собой смеетесь…
Для современного изобразительного искусства характерно не только отступление от классических канонов и вариативность интерпретаций. Еще одна его особенность — неприятие авторитетов и, как следствие, склонность к самоиронии, эпатажности и даже скандальности. Один из примеров такого подхода наглядно продемонстрирован в работе художника постмодернистского поколения Бориса Орлова. Триптих называется «Автопортрет в имперском стиле». Художник изобразил себя в нарядах и головных уборах, характерных для сильных мира сего в самые разные времена человеческой истории. Вот он в наполеоновской треуголке и мундире, увешанном орденами и четырьмя Звездами Героя. А вот — вождь племени, украшенный татуировками, с неким подобием короны фараона на голове и эполетах на голых плечах. На третьем портрете Орлов — вылитый однофамилец из числа фаворитов Екатерины II. Золоченый мундир со множеством наград, но вместо головного убора — капитель колонны с витиеватой лепниной, наполненная гроздьями винограда.
Сторонники современного искусства способны с легкостью переносить зрителя из одного времени в другое, смешивая культуры, соединяя в единое целое самые разные, порой бросовые, материалы. Такова одна из знаковых работ экспозиции цикла «Головы героев», созданного известным московским художником Валерием Кошляковым. Его персональные выставки проходили в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в Лувре, в музее Гуггенхайма (Нью-Йорк и Бильбао), в Центре Помпиду. Сейчас живописец живет и работает на два города — в Москве и Париже. Основой для представленной в экспозиции «Личные истории» картины стала коробка из гофрированного картона, на которой изображена голова античной статуи. Соединение абсолютной эстетической ценности и современного мусора формирует образ, который дает пищу для размышлений. В частности, наводит на мысли о бренности всего земного и о том, как с течением времени меняется отношение к эталонам.
Полон иронии и автопортрет, созданный художником Андреем Бильжо. Долгое время его карикатуры, где фигурировал персонаж по имени Петрович, публиковались в газете «Коммерсантъ». На картине Бильжо рисует себя, подражая известному в советское время изображению трех профилей — Маркса, Энгельса и Ленина.
Всего в экспозиции более 80 работ. Есть среди экспонатов картины таких известных представителей современного изобразительного искусства, как Александра Экстер, Зураб Церетели, Гриша Брускин, Леонид Пурыгин, Юрий Альберт, Владислав Мамышев-Монро, Наталия Турнова, Татьяна Ахметгалиева и других.
Не повторить, а создать
Конечно, современное искусство не получило бы в XX и XXI веке столь бурного развития, если бы отвечало только внутренним устремлениям творческих натур к свободе самовыражения. Прежде всего в нем проявилась общая усталость от однообразия. Когда конвейер стал диктовать человеку стандарты поведения и мышления, проникнув буквально во все сферы жизни, актуальное искусство стало передовой линией эмоционального сопротивления. Демонстрируя уродливые проявления масскульта, интуитивно сопротивляясь стандартизации, современное искусство, по сути, предоставило каждому возможность с помощью художественных методов и технологий рассказать свою личную историю. Проблема лишь в том, что она должна быть только твоей, и никакое повторение по принципу «Я тоже так могу!» здесь не пройдет.
Нина Воронина
Фото предоставлено пресс-службой Художественного музея