
Реконструкция напорного трубопровода и строительство канализационно-насосной станции «Нижний бьеф» в Иркутске — на финишной прямой. Настолько масштабного проекта в городе никогда не было. Только протяженность участка строительства (им занимается МУП «Водоканал») уже поражает воображение: единая канализационная сеть будет идти от Верхней Набережной через Байкальское кольцо, Ширямова, Пискунова, территорию бывшего ИВВАИУ, Космический проезд, Баррикад, Рабочего Штаба и до КОС правого берега Ангары. Это колоссальный объем работ. Поэтому к его реализации у городской власти пристальное внимание. На прошлой неделе мэр Иркутска Руслан Болотов провел выездное совещание на месте возведения канализационно-насосной станции (КНС) в Нижней Лисихе.
Цель проекта — отвести стоки с района улиц Верхней Набережной, 30-й Дивизии, Нижней Лисихи через новые трубопроводы до канализационно-очистных сооружений (КОС) правого берега. Таким образом будет разгружен центр города, через который стоки идут сейчас, значительно превышая проектные возможности сетей. Кроме того, появится возможность подключения новых объектов, которые уже строятся.
— Мы с вами находимся на площадке строительства канализационно-насосной станции «Нижний бьеф», которую возводим в рамках большого проекта по реконструкции напорных трубопроводов, — рассказывает директор иркутского предприятия «Водоканал» Сергей Ващенко. — В конце июля начнем монтаж оборудования, чтобы выйти на пуско-наладочные работы в октябре. Срок окончания контракта — 5 декабря, к этой дате объект заработает в полную силу.
Сергей Витальевич добавляет, что уже полностью проложена сеть на участке от КНС до улицы Ширямова (более двух тысяч метров), восстановлено благоустройство на проходе через Байкальское кольцо.
Хочется рассказать читателю о подземных камерах, которые по ходу строительства монтируют рабочие. По словам руководителя проектов компании-подрядчика «Энергострой» Ивана Новицкого, трубопровод технологически не может идти на большом расстоянии, на определенных промежутках устанавливаются те самые подземные камеры с задвижками. Если происходит порыв, то аварийный участок отсекают от остальной инженерной сети с помощью запорной арматуры. Для тех же целей они используются при опорожнении и очистке канализационной сети. Оборудование также позволяет в автоматическом режиме регулировать давление и перекрывать стоки! Камеры используют и для подключения новых жилых комплексов, для этого в них нужно вмонтировать новые отводы, как, например, сделали в процессе строительства ЖК «Авиатор» на улице Пискунова.
Еще из интересного даже для тех, кто совсем не разбирается в стройке: работы стараются, особенно на участке Нижнего бьефа, выполнять с помощью метода горизонтально направленного бурения. В этом случае не вскрывается улично-дорожная сеть. Строятся рабочие и приемные котлованы, и уже из них с помощью буровой установки под грунт затаскивается труба. Таким образом минимизируется создание пробок в городе. Если бы все строилось открытым способом, автомобильное движение неизбежно встало бы. Плюс на участке на улице Баррикад и переулка Космического используется метод микротоннелирования. Если говорить образно, это микрометро, щит, который идет под землей и создает за собой бетонный трубопровод.
— Мы уделяем пристальное внимание состоянию инженерной инфраструктуры. Это то, что определяет устойчивое развитие города. Последовательно и планомерно создаем в Иркутске надежную систему жизнеобеспечения. Без этого город нормально существовать не сможет, — убежден Руслан Болотов. — Бессмысленно направлять большие средства на ремонт дорог, не проведя перед этим реконструкцию инженерной инфраструктуры. Нельзя сначала укладывать асфальт, а потом вскрывать все из-за того, что на сетях под ним произошла авария. Именно поэтому мы синхронизируем ремонт дорог и улиц с ресурсоснабжающими организациями.
И снова вернемся к основной теме. Фактически ведущееся сейчас строительство — это несколько проектов, объединенные в один, который дает возможность модернизировать инженерные сети комплексно. Чтобы воплотить его в жизнь, потребовалась серьезная работа уже на уровне идеи и согласования источников финансирования. В итоге был найден оптимальный вариант — обновление инженерной сети реализуют сразу по нескольким программам. Реконструкция напорных трубопроводов со строительством КНС — за счет средств Фонда реформирования территорий в софинансировании из областного и городского бюджетов. Участок до ИВВАИУ будет построен за счет инвестпрограммы МУП «Водоканал», участок от переулка Космического до КОС правого берега строится по программе инвестиционного бюджетирования и средств города. Таким образом, схема реализации проекта собрана из разных источников.
— То, что мы видим сейчас, — это крупнейший проект для «Водоканала» с точки зрения инженерной структуры трубопроводов, которые проходят по территории нашего города. Здесь учтены три важных аспекта, на которых заострю внимание, — продолжает Руслан Николаевич. — Первое — большая протяженность сетей, которую было возможно реализовать в рамках нескольких проектов. Но при этом мы собираем единую магистраль до новых КОС правого берега, которые были построены в прошлом году в полном объеме без замечаний и являются одними из лучших в стране. Второе: важно, что новые сети мы прокладываем с применением новых материалов, которые по долговечности в несколько раз превышают предыдущие технические решения. И третье — новые сети основательно разгрузят насосные станции в центре Иркутска. Эти три фактора дают нам возможность говорить, что инженерную часть города мы существенно изменим к лучшему. Это вопросы 30-летней давности, которые нужно было решать в комплексе.
Ольга Королева
Фото Валентина Карпова
На верхнем фото: Сергей Ващенко — один из главных, пожалуй, сейчас людей на реконструкции напорного трубопровода и строительства канализационного-насосной станции «Нижний бьеф». Сергей Витальевич руководит муниципальным «Водоканалом», именно это предприятие тянет новые инженерные сети почти через половину города.

На карте виден этот многокилометровый путь: уже проложено больше пяти с половиной километров труб. Осталось три с половиной, срок — конец этого года

Уже в конце этого года муниципальное предприятие «Водоканал» планирует запустить канализационно-насосную станцию «Нижний бьеф» (строящееся здание на фото). Сейчас здесь завершается сооружение стен, кровли, идут отделочные работы внутренних помещений

Реконструкция и строительство канализационных сетей длиной более 12 км (от Нижней Лисихи до улицы Рабочего Штаба) дадут возможность подключения к благоустройству новых жилых домов и социальных объектов на огромной территории города. Это коммуникации, которые позволят развиваться Иркутску в ближайшие 20–30 лет

Пластик — это по-новому! В Иркутске при строительстве инженерных сетей отказались от трубопроводов из чугуна и металла: срок эксплуатации полиэтиленовых труб по нормативным документам — до 50 лет, а по техническим характеристикам материала, возможно, и дольше. У пластика нет причин для разрушения, как у чугуна или металла: коррозийная стойкость и сама эксплуатация с точки зрения аварийности в разы увеличиваются. К тому же пластиковая труба более гибкая, деформация грунтов на нее практически не влияет

Разговор о важном на стройплощадке: мэр Иркутска Руслан Болотов подчеркивает, что реконструкция сетей и ремонт дорог в городе ведутся комплексно. В первую очередь перекладывают инженерные сети и только потом занимаются заменой оснований, укладкой верхнего слоя, заменой бордюрного камня и монтажом освещения. Такой подход этим летом реализуется на улицах Российской, Марии Цукановой, частично на Дзержинского