
Буквально с начала августа мы здесь, в редакции «Иркутска», стали принимать звонки от горожан: «У нас спиливают дерево, а это разрешено?», «В нашем дворе тополь наклонился, вот-вот упадет, куда звонить?», «Почему деревья обрезают? Никому же не мешают эти ветки?». И вновь, как и в предыдущие годы в конце лета, мы терпеливо объясняем горожанам: деревьям в городе требуется регулярный уход. Если не удалять старые ветки и не придавать форму кронам, очень скоро по дорогам, тротуарам и во дворах невозможно станет передвигаться. По поручению мэра Руслана Болотова сотрудники «Городской среды» в течение августа проводят санитарную и формовочную обрезку деревьев в Иркутске. И это жизненно необходимая операция.
На прошлой неделе репортерская группа «Иркутска» с удовлетворением наблюдала, как в центре города пилили дерево. Да-да, именно с удовлетворением. Речь идет о клене во дворе дома № 62/2 на улице Марата. На стоявшее под наклоном огромное дерево рядом с газгольдерной (!) постоянно забирались дети. «Приходилось едва ли не дежурить у окон в каждую непогоду, чтобы клен от порывов ветра не рухнул на газовую установку, — говорят местные жители. — Или пацан какой чтоб не сверзился с высоты!» В общем, существование старого и неуверенно стоявшего дерева не давало спокойно жить людям на Марата, 62/2. И они предприняли меры. Нет, сами пилы в руки не стали брать: нельзя!

— У нас есть совет дома, и мы коллегиально решаем, что нужно сделать для нашего двора, — рассказывает «Иркутску» Валентина Игнатова, председатель ТОС «Сибирь». — Так мы отремонтировали кровлю, посадили газоны, установили ограждения. И по поводу этого клена было принято решение — спилить! Написали заявление в свою управляющую компанию, они пригласили подрядчиков, и сегодня это дерево уберут.
Руководитель ТОСа (территориальное общественное самоуправление. — Прим. ред.) поступил верно: содержанием дворов занимаются управляющие компании. Именно они в том числе «стригут» и сносят деревья (те, что уже готовы рухнуть от старости. — Прим. ред.). К примеру, в Правобережном округе сотрудники Восточного управления ЖКС такую работу провели уже в 55 дворовых территориях.

— После каждого заявления жителей с просьбой о спиле дерева его обследуют дендрологи МКУ «Городская среда», — объясняет последовательность всей цепочки начальник управления ЖКХ комитета по управлению Правобережным округом Наталья Пустовалова. — И делают заключение — спилить дерево полностью или провести санитарную обрезку, удалив опасные ветки, которые могут упасть и нанести вред имуществу или даже здоровью человека. В данном случае дендрологи сделали заключение, что клен является аварийным и подлежит сносу. После этого управляющая компания организовала работы по его демонтажу.

— Когда жители обращаются по поводу спила или обрезки дерева, тут нужно понимать, поставлен ли этот земельный участок на кадастровый учет, — объясняет специалист управляющей компании «Восточное управление ЖКС» Татьяна Анохова. — Если земельный участок под домом сформирован, то все, что на нем, относится к общедомовому имуществу собственников, и они несут ответственность и все расходы по его содержанию. Жители пишут нам обращение, что хотят спилить дерево. После заключения дендрологов собственники принимают решение: нужно спиливать дерево или нет? Далее вносят его в план по текущему ремонту, из этой статьи расходов оплачиваются работы по демонтажу. Потом мы приглашаем подрядную организацию, дерево спиливают и вывозят. В среднем ликвидация одного дерева обходится в три тысячи рублей.
Дендрологи говорят, что обрезание кроны крупномерам — жизненно необходимая операция. Деревья в городских условиях слабее, чем в природной среде (у них часто повреждена корневая система), и при резких порывах ветра может возникнуть аварийная ситуация. Например, с дерева может упасть какая-нибудь толстая ветка. Чтобы уменьшить «парусность» и снизить ветровую нагрузку на ствол, деревья и обрезают. А те из них, что могут и вовсе упасть, признают аварийными и ставят в очередь на снос.
Кроме того, при формовочной обрезке удаляют ветки, которые затеняют окна жилых домов и могут привести к аварийным ситуациям. К примеру, упасть на крышу во время ветра. На магистралях обрезка улучшает видимость дороги и знаков. С ее помощью можно оздоровить и само дерево: равномерно расположить скелетные ветви, усилить рост боковых побегов и проредить кроны. А удаление сухих веток не дает распространяться источникам заражения, что продлевает срок жизни деревьев и кустарников. Кроме того, обрезка уменьшает «парусность» и снижает ветровую нагрузку на ствол дерева. Дендрологи успокаивают тех горожан, кто тревожится, видя, как «обстригают деревья»: после обрезки просыпаются спящие почки. Они бурно начинают расти, превращаясь со временем в полноценные ветки. То есть именно благодаря обрезке формируются пышные кроны, которые так украшают улицы Иркутска.
Но обрезать деревья до внешнего вида «голый столб» категорически запрещено! Такое случается, когда обрезку делают непрофессионалы: либо местные жители занимаются самодеятельностью, либо УК нанимают первых попавшихся исполнителей. Если дерево погибает после такой обрезки, то ответственные лица должны возместить ущерб и высадить два новых крупномера.

— За прошедшую неделю удалили сухие, сломанные и зараженные вредителями ветви более чем 700 деревьев и кустарников. Уже завершили работы на Володарского, Канадзавы, Карла Либкнехта, Бабушкина, бульваре Гагарина, Фурье, 5-й Армии, Ширямова, Ударника, Желябова, Пискунова, Халтурина, Чехова, на бульваре Рябикова, в переулке 8 Марта, — рассказала директор МКУ «Городская среда» Марина Шевела.
— Наша задача — обрезать прикорневую и постволовую поросль до высоты пять метров. К работам приступили с началом периода вегетации. Планируем завершить их в середине сентября. Санитарная обрезка позволяет убрать ветви, которые мешают обзору автомобилистов и пешеходов. Используем как ручной способ, так и механизированный — в зависимости от вида дерева или кустарника и его высоты, — пояснила начальник отдела благоустройства и озеленения МКУ «Городская среда» Ольга Григорьева.
Ольга Королева
Фото Елены Алексеевой и пресс-службы администрации Иркутска

В этом году в городе планируется привести в порядок 3,5 тысячи деревьев и кустарников: санитарная и формовочная обрезка продлит их жизнь и улучшит внешний вид. Если ее не делать, то насаждения чахнут и сохнут: в городе, в этом «царстве асфальта», их корневой системе не так вольготно, как в лесу, например. Остается помогать деревьям сверху — стричь по строгим правилам

Вы наверняка обращали внимание на эту «зеленку» для деревьев: каждый срез сразу обрабатывают специализированными красками на масляной основе, подобранными индивидуально под цвет древесины. Это необходимо для того, чтобы вредители и болезнетворные организмы не попали в сосудистую систему дерева. Составы безопасны для растений

На фото — момент, когда во дворе дома на улице Марата, № 62/2 сносят старый клен. Видите газовую установку на переднем плане? Жителей беспокоило, что огромное дерево с «высокой парусностью» однажды рухнет на нее. После демонтажа всю древесину убирают и вывозят — рано утром или по вечерам, чтобы не загружать дороги. Кстати, на это подрядным организациям дается 24 часа