На смену снегопадам и крепким холодам в Иркутск пришли теплые солнечные дни. И над горожанами нависла новая угроза — сугробы на крышах. Уже есть первые пострадавшие: на Центральном рынке мужчина зашел за ограждения и попал под рухнувшую глыбу льда; его доставили в больницу с тяжелыми травмами. Почему не стоит игнорировать сигнальные ленты, где находятся самые сложные крыши Иркутска и кто должен следить за уборкой снега?
«Кровли — это целая наука»
По всем правилам, снежные шапки на кровле не должны превышать 30 см — это критическое значение и сигнал для управляющих компаний, что пора начинать уборку. В этом году люди, чистящие на крышах снег, появились раньше обычного. Причиной тому — обильные снегопады и раннее потепление.
— Управляющие компании, как всегда, составили графики уборки с 15 февраля, но им пришлось выйти на полмесяца раньше. Большие наносы образовались на кровле, козырьках подъездов и балконов, — рассказывает Елена Торохова, заместитель председателя комитета по управлению Правобережным округом администрации Иркутска. — Сейчас ликвидируют опасные места, а полная очистка кровель начнется по графику с середины февраля.
Всего в Иркутске около 7 тысяч многоквартирных домов. Но очистке подлежит примерно треть — только металлические кровли. По шиферным крышам нельзя ходить, они трескаются, поэтому у них снимают снежную кромку по краю.
— Кровли — это целая наука. Они бывают плоские и скатные, шиферные и из профнастила. Проще всего с плоскими — они не чистятся. В таких домах делается гидроизоляция и внутренний водосток, ставится электрогреющий кабель, снег просто тает и стекает, — объясняет главный инженер управляющей компании «Регион-Сибирь» Михаил Золотухин. — Шифер шершавый, поэтому на таких крышах снег цепляется, задерживается, потихоньку плавится на солнце. В основном шиферные крыши опасны сосульками. Поэтому мы очищаем один-два метра от края и потом следим за ледяными наростами.
Скатная металлическая кровля — самая опасная. С нее снег может сойти массой. А если перед этим еще «поджарится» на солнце, то покроется ледяной коркой и превратится в настоящий снаряд. Чтобы не попасть под такой, следует почаще смотреть наверх и обращать внимание на сигнальные ленты.
— Схема работы у нас такая: каждый день мастер обходит все дома. Если есть опасные места схода сосулек или снега, сразу протягиваем ограждения и вешаем объявление. Но проблема в том, что наши сигнальные ленты зачастую не останавливают людей — они беспечно перешагивают их и идут по своим делам. Именно так и произошла беда на Центральном рынке, — продолжает Михаил Юрьевич. — А еще жители зачастую оставляют машины под стенами домов или в зоне уборки, а потом обвиняют управляющую компанию. Однажды пришли с претензией: «Машина помята, это ваши снег убирали». Мы посмотрели записи видеонаблюдения: оказывается, эти ребята с вечера приехали, потыкались, места не нашли, уехали. А утром вернулись уже с вмятиной, снега на машину накидали и пошли к нам.
Важно отметить, что управляющие компании отвечают только за кровли и козырьки подъездов, а уборка подоконников и балконов — забота самих жильцов. Между прочим, снег на подоконниках не такой уж безобидный, как может показаться. На солнце он быстро превращается в ледяные плитки и может здорово покалечить, если упадет с высоты.
Мечта архитектора — головная боль коммунальщика
Восхищаясь городской архитектурой, мы редко задумываемся, сколько хлопот доставляет то или иное строение коммунальщикам. А ведь зачастую изобретательность здания обратно пропорциональна его функциональности.
— Проектировщики редко думают о безопасности зданий или о том, как это будет обслуживаться. На улице Чудотворской стоят дома с красивыми шпилями. Выглядит изумительно, но подобраться к ним невозможно, — продолжает Михаил Золотухин. — Когда бежала крыша, альпинисты смогли только с третьего раза добраться. Крыша конусная, поэтому снега на ней немного, но тот, что успевает скопиться, угрожающе висит на вертикальной поверхности. А между тем дом выходит на угол оживленных улиц: в опасности и пешеходы, и проезжающие машины.
— В прошлом году осадков было меньше, поэтому мы использовали только предупредительные меры: выставляли ограждения, ходили проверять днем и вечером. В этом году снега накопилось много, поэтому решили впервые подогнать вышку. Все получилось, угроза ликвидирована, — подытоживает Михаил Золотухин.
Вышки используют только для частичного сброса снега по периметру крыши. А когда приходит время полностью чистить кровлю, подключают промышленных альпинистов.
Здесь уже все серьезно: наверху альпинисты в каске и страховочной обвязке, внизу — наблюдающие (следят, чтобы в зону скидывания снега никто не прошел), на кровле — никаких металлических лопат и ледорубов, только деревянные или пластмассовые, которые не повредят крышу.
— Металлические фальцевые кровли очень скользкие, мы там держимся только на веревке, — признается Артем, промышленный альпинист. — На одну крышу многоквартирного дома уходит почти день. Небольшую покатую крышу частного дома можно почистить вдвоем за 40 минут. С самыми сложными кровлями мы сталкивались в микрорайоне Солнечном — там приходилось работать практически под углом 90°.
Но еще деликатнее приходится работать на крышах памятников архитектуры, а таких в центре Иркутска очень много. Компания, в которой работает Артем, хорошо зарекомендовала себя: не первый год им доверяют чистить кровли Дома детского творчества, краеведческого музея, деревянного ансамбля на улице Седова, который занимает Министерство культуры и архивов Иркутской области.
— Это купеческая усадьба середины XIX века. Как у всех памятников архитектуры, у нее фальцевая крыша, а это всегда дополнительные трудности, — обращает внимание заведующая хозяйством Министерства культуры и архивов Иркутской области Вера Белова. — Так было задумано, что лестница ведет на чердак, а не на крышу. Залезть наверх практически невозможно. Поэтому альпинисты каждый год мучаются с этим домом, подставляют дополнительные лестницы с пожарного выхода. Работают аккуратно, чтобы не задеть ставни и окна.
После альпинистов на арену выходит тяжелая техника. Только представьте: в результате очистки кровли с придомовой территории вывозят около 60 тонн снега, то есть 5–6 «КамАЗов».
— Уборка крыш — это очень важная работа. От этого напрямую зависит безопасность иркутян, — подчеркивает Елена Торохова. — Если собственники зданий или управляющие компании не проводят уборку снега вовремя, им грозит административная ответственность и штраф до 55 тысяч рублей.
По вопросам очистки кровли, дворов и улиц можно обращаться в комитеты по управлению административными округами:
Правобережный округ — 24-11-20;
Октябрьский округ — 52-02-48;
Свердловский округ — 52-03-51;
Ленинский округ — 52-04-12
В экстренных ситуациях звоните в Единую диспетчерскую службу города по номеру 520-112.
Яна Шутова
Фото Валентина Карпова
КСТАТИ
За прошлые выходные с дорог и дворов Иркутска вывезено более 7800 тонн снега. Уборка велась на 116 улицах, проездах, дорогах частного сектора. Основной упор сделали на вывоз снега с обочин и тротуаров, а также расчистку дворов.
— По поручению мэра Руслана Болотова к уборке было привлечено почти 300 единиц техники и порядка 2000 человек. Подключились волонтеры, а предприниматели предоставили дополнительную технику. Особое внимание уделяли местам с большим трафиком пешеходов: общественным пространствам, лестницам и пешеходным переходам, — отметил глава комитета городского обустройства администрации Иркутска Роман Орноев.