Имя Дмитрия Семенова в первую очередь связывают с возрождением звездных залов в Иркутске. Сейчас он, действительно, руководит самым крупным школьным планетарием России, расположенным в школе № 19, является сотрудником Астрофизической обсерватории ИГУ, а с недавних пор и членом Общественной палаты города.
— Дмитрий Владимирович, как вы попали в Общественную палату?
— О деятельности этой организации я знал давно, у нас даже был один совместный проект — благоустройство сквера Космонавтов. Несколько лет назад под Глазковским мостом расчистили пустырь, высадили кедры и ели, поставили детскую площадку, теперь я и сам периодически гуляю там с детьми. По нашей задумке, в сквере еще должен появиться какой-нибудь космический знак - стела или памятник, который подчеркнет причастность Иркутска к космосу, отметит четырех наших космонавтов. В этом проекте я впервые и столкнулся с работой Общественной палаты.
Многие считают, что толку от таких организаций никакого, возможно, мы сами мало работаем с информированием горожан, но на самом деле с помощью этой площадки можно многое узнать и при необходимости вовремя отреагировать. В Общественной палате работают люди самых разных профессий: архитекторы, бизнесмены, ученые, представители культуры, образования (я, например, избирался от Российского географического общества). Это позволяет говорить, что палата представляет интересы и отражает мнение многих жителей Иркутска, поэтому резонанс в обществе может вызвать серьезный. Например, она была одним из организаторов присвоения иркутскому ипподрому нового статуса, защитившего его от застройки.
— Что на повестке дня в комиссии по науке и образованию?
— Недавно к нам приходил ректор ИГУ Александр Шмидт, рассматривали вопрос о том, что из Иркутского госуниверситета исчезает магистратура по естественным предметам: химии, физике, математике. Приказ о ее закрытии в будущем году был спущен сверху. Когда прояснили ситуацию, стало понятно, что никакого злого умысла в этом решении не было: просто в рамках оптимизации где-то наверху автоматически посчитали, что меньше определенного числа обучающихся магистратура нерентабельна, и спустили эту «кальку» на всю страну. Но в нашем случае это приведет к тому, что университет фактически станет колледжем — у студента естественных направлений не будет никаких перспектив в науке, его просто не допустят к написанию кандидатской диссертации без магистратуры. Пока еще не поздно все изменить и пока не стартовал очередной набор в вуз, мы начали действовать. Обратились в министерство, довели ситуацию до сведения губернатора, написали письмо от Общественной палаты за подписью нескольких профессоров и видных, авторитетных ученых Иркутска. Время еще есть, и мы надеемся, что вопрос будет решен в нашу пользу. Конечно, в этом деле заинтересована и участвует не только Общественная палата города.
— То, что вы войдете в комиссию по науке и образованию Общественной палаты, было очевидно. Но вот увидеть ваше имя еще и в комиссии по градостроительству и архитектуре — неожиданность…
— Мне интересно, как развивается городская среда, особенно в центре Иркутска, но я не деятельный член этой комиссии – заседания открытые, и я их посещаю, если есть возможность. На последнем очном собрании комиссии к нам приходил исполняющий обязанности главного архитектора Антон Жуков со следующей идеей: привести рекламу на фасадах Иркутска к единому знаменателю. Общественная палата поддержала инициативу, а некоторые ее члены, известные архитекторы, согласились задавать тон и помогать с принятием регламента.
— Наверняка у вас есть собственные задумки, с которыми вы пришли в общественный орган?
— «Цель должна лежать за пределами жизни» - так иногда говорят. Вообще я мечтаю, чтобы мы воспитали в Иркутске нобелевского лауреата в области астрофизики. А для этого нужно создать систему. Этот как в спорте: если в стране не играют в футбол, то на чемпионате мира страна появляется крайне редко, а если в каждом закоулке гоняют мяч, то шансы вырастить чемпиона высоки. Если мы хотим, чтобы Россия стала космической державой, то необходимо заниматься чем-то, связанным с космосом, выстроить систему.
И здесь главный вопрос не в количестве планетариев на душу населения, а в количестве хороших учителей. Ведь успех зависит именно от педагога. Способен ли он конкурировать с айфоном? Если нет — считай, ребенок просто отбывает время в школе. Как это изменить? Научить педагогов быть интересными, а учеников, в наше неспокойное вирусное время, – получать информацию самостоятельно.
Я вижу, что детей, способных к самообучению, вокруг много, они черпают хорошие качественные знания даже из YouTube. Ребенок сам отсеивает материал и запоминает то, что хорошо подано. Вот поэтому мы и бились за строительство большого планетария именно в школе. Можно же было сделать дешевле, проще, быстрее, но тогда бы планетарий не выдерживал конкуренции с айфоном. Планетарий — это не самоцель, а место, где человек легко усваивает знания благодаря wow-эффекту.
Кроме того, вокруг планетариев формируются кружки астрономии, космонавтики, астрофизики, телескопостроения, фотографирования звездного неба или даже космического рисунка. Неважно, какие, — главное, чтобы это было связано с космосом и астрономией. Сейчас, например, очень популярна робототехника. Значит, будем показывать, как роботы работают в космосе. Существует много метеорологических спутников зондирования Земли, которые дают открытый код. Установив специальную антенну, мы можем ловить сигнал, обрабатывать его, делать собственную погоду и транслировать ее, скажем, в фойе школы. Это нелегко, но интересно.
Модель, где планетарий формирует вокруг себя среду, была применена еще до появления Большого иркутского планетария в 69-й школе: на базе класса с планетарием создан астрономический кружок, там дети готовятся к олимпиадам. Большой иркутский планетарий сейчас «выходит» из 19-й школы и превращается в муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования. Это будет как Дворец пионеров, только про космос. С 1 января планетарий уже заработает как самостоятельное учреждение. Это даст нам возможность осуществлять свою деятельность без некоторых ограничений. Самое очевидное — принимать детей даже в период самоизоляции, соблюдая установленные нормы. Появится возможность работать с более широким кругом посетителей, а не только со школьниками. И, наконец, это может стать дополнительной площадкой самореализации для талантливых педагогов.
Беседовала Яна Шутова
Фото из архива Дмитрия Семенова