Нам бы про душу не забыть…Иркутский театр народной драмы представил зрителям спектакль «Недоросль»
Культура
Газета «Иркутск» #46 (1231) от 12 декабря 2025
image

В Иркутском театре народной драмы состоялась премьера спектакля «Недоросль» по пьесе драматурга Дениса Фонвизина. Это произведение считается образцом русского классицизма. Как правило, на примере его героев рассматриваются темы государственного и общественного устройства России XVIII века, связанные с вопросами крепостного права, семьи, брака и воспитания детей. Но режиссер-постановщик спектакля, заслуженный артист РФ Михаил Корнев предложил зрителям иное прочтение. «Недоросль» в трактовке Иркутского городского театра народной драмы — это спектакль о том, как страдает душа от неправедных человеческих поступков и как она радуется, когда торжествует справедливость.

Комедия Дениса Ивановича Фонвизина была написана в начале 1780-х годов. Цензура усмотрела в содержании посягательство на государственные устои, поэтому путь к сцене у «Недоросля» не был простым. Сначала пьесу запретили ставить в Петербурге, затем в Москве. Лишь после того, как о ней заговорили в высших петербургских кругах как о творении талантливом и достойном всяческого внимания, сама «Ее Императорское Величество Екатерина II по письменному дозволению от правительства» разрешила постановку.

С тех времен минуло почти два с половиной века, Россия прошла огромный путь, и те вопросы, которые поднимал драматург, и сама подача материала — прямолинейность в речах и поведении героев, четкая граница между положительными и отрицательными персонажами, подчеркнутая нравоучительность — представляются сегодня старомодными. Но главный режиссер Иркутского театра народной драмы Михаил Корнев увидел в острой политической сатире Фонвизина, высмеивающего пороки своих современников-крепостников в лице помещика Скотинина, его сестры — госпожи Простаковой и недоросля Митрофанушки, проблематику более высокого порядка.

— Герои «Недоросля», конечно, гротескные, сатирические, но, погружаясь в прочтение пьесы, я все время находил в диалогах персонажей слова о бессмертной душе. И звучат они очень современно. У Василия Макаровича Шукшина, по рассказам которого я ранее ставил в нашем театре спектакль, есть такие слова: «Нам бы про душу не забыть… не забыть, что люди мы». И они звучали в той моей постановке камертоном. Удивительно, но в этой пьесе XVIII века один из главных персонажей говорит, по сути, то же самое: «Душа — это прямое достоинство человека», «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время». И я постарался, чтобы они вновь зазвучали камертоном со сцены театра в новой постановке. Это очень важно, особенно в наше сложное время, — сказал Михаил Корнев, выступая перед зрителями на премьерном показе.

Главный посыл: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» — режиссер раскрывает перед зрителями уже в первые минуты спектакля. На сцене под живое музыкальное сопровождение все герои постановки исполняют духовные песнопения XVIII столетия. Звуки виолончели, колесной лиры и гуслей, лирические строки, повествующие о чуде общения человека с Богом, о бренности земного бытия и неизбежности смерти, перед которой ничтожны громкие титулы и богатства, настраивают зрителя на серьезный лад. В сочетании с антуражем — камзолами, париками, парчой, атласом, кружевами — появляется ощущение переноса в «галантный век».

Небольшая сцена и близость к актерам создают ощущение сопричастности тому времени, которое отобразил в «Недоросле» автор. Пьеса, в силу особенностей жанра и стилистики, не ставит перед актерами цели убедить зрителя в реалистичности происходящего. Все в зале понимают, что это игра, но у нее есть свои законы и правила. Задача заключается в том, чтобы зритель поверил: эти законы непоколебимы — правда и добро сильнее лицемерия и зла, сила государства — в установлении справедливости. И актеры прекрасно с ней справляются.

Лентяй Митрофанушка (Григорий Диденко), который не способен к труду и учебе, его дядя Скотинин (заслуженный артист РФ Вадим Дейнеко), который не питает никакого уважения к людям, а любит только свиней, жестокая и жадная госпожа Простакова (Алла Волокитина) — все они, стремясь к богатству и власти, терпят поражение. Победителями из этой игры выходят добрая Софья (Анастасия Кузнецова), ее мудрый и честный дядюшка Стародум (Павел Дейнеко), храбрый жених Софьи Милон (Калиник Семенов) и государственный чиновник Правдин (Даниил Федоров).

При работе над спектаклем режиссер максимально бережно отнесся к первоисточнику. Благодаря этому из диалогов между двумя героями — Правдиным и Стародумом мыслящий зритель легко сделает вывод, что людям, которые служат интересам государства, а не собственным, сохранить свои идеалы было нелегко и двести лет назад, и сегодня. Однако пример Стародума показывает, что, имея душу и сердце, можно быть человеком во все времена.

Правдин:  Итак, вы отошли от двора ни с чем? (Открывает свою табакерку.)

Стародум (берет у Правдина табак):  Как ни с чем? Табакерке цена пятьсот рублев. Пришли к купцу двое. Один, заплатя деньги, принес домой табакерку. Другой пришел домой без табакерки. И ты думаешь, что другой пришел домой ни с чем? Ошибаешься. Он принес назад свои пятьсот рублев целы. Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы.

Зрители, которые пришли на премьеру, тепло встретили постановку. Среди них было немало подростков. Ученица восьмого класса иркутской школы № 80 Ирина Абуздина побывала на спектакле вместе с педагогом и друзьями.

— «Недоросль» — это классика. Мы его изучали на уроках литературы. Но посмотреть спектакль гораздо интереснее, чем просто прочесть пьесу. В постановке много смешных моментов и серьезных. Красивые костюмы у актеров. Мне Правдин очень понравился. И понравилось, как актер Григорий Диденко исполнил роль Митрофанушки, — поделилась своими впечатлениями Ирина.

У Иркутского театра народной драмы в нашем городе много поклонников. Среди них — иркутянин Алексей Подыниглазов, который пришел на премьеру вместе с супругой.

— Мы живем недалеко от театра и часто сюда приходим. С внуком здесь смотрели сказки, на «Илью Муромца» ходили даже два раза. Что мне здесь нравится? Репертуар правильный. Русские сказки, классика, исторические и военные сюжеты. Здесь люди с уважением относятся к истории нашей страны, к ее прошлому. Нам это по душе, — рассказал Алексей Подыниглазов.

Спектакль «Недоросль» войдет в постоянный репертуар театра и будет представлен иркутянам в течение всего театрального сезона.

Нина Александрова

Фото Марины Тихоновой и Ксении Семеновой

На верхнем фото: труппа Иркутского театра народной драмы во главе с директором и главным режиссером Михаилом Корневым на сцене после премьеры, которая прошла при полном аншлаге. По словам режиссера-постановщика, по ходу работы ему хотелось передать атмосферу XVIII столетия. Благодаря музыке, костюмам, декорациям и камерности зала эта идея воплотилась в жизнь без особых усилий

Государственный чиновник Правдин в исполнении актера Даниила Федорова полон энергии и желания защитить крепостных от произвола жестокосердных Простаковых и Скотининых. В лице этого персонажа Фонвизин воплотил и собственную мечту о справедливом и мудром управлении государством. Своими передовыми взглядами, изложенными в «Недоросле», а затем в своих публицистических произведениях, он нажил себе сильного врага в лице Екатерины II

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg