«Подняться на Эверест — это самое нереальное достижение, на которое человек может решиться, образно говоря, вершина «человеческой неадекватности», — считает Владислав Лачкарев. 45-летний иркутянин стал первым обладателем золотой медали Миклухо-Маклая в Иркутске и шестым — в мире. «За выдающиеся путешествия» — так сказано в сопроводительном дипломе. Перечень достижений Лачкарева впечатляет: Эверест (Тибет, 8848 м), Аконкагуа (Аргентина, 6962 м), Денали (США, 6194 м), Килиманджаро (Танзания, 5895 м), Эльбрус (Россия, 5642 м), пик Винсон (Антарктида, 4897 м), пик Косцюшко (Австралия, 2228 м) и Пунчак-Джая (Папуа — Новая Гвинея, 4884 м). Кроме того, Лачкарев поднялся на семь высочайших вулканов и пришел на лыжах к Северному и Южному полюсам. О том, как ему удались эти достижения — сегодня в «Иркутске».
Если бы в конце 1980-х годов десятилетнему Владу сказали, что когда-нибудь он увидит мир с вершины Эвереста, побывает в Арктике и Антарктиде, он не поверил бы. Конечно, как и многие другие дети, Владислав увлекался рассказами Джека Лондона о сильных и отважных людях, выживающих в суровых северных условиях, и мечтал оказаться на их месте. Сейчас, с высоты своего опыта, Владислав Лачкарев считает, что детские мечты о путешествиях сыграли решающую роль в его жизни.
— Мечтать надо о чем-то недосягаемом, неосуществимом на первый взгляд. Удивительно, когда вы начинаете мечтать, постепенно приходит понимание, что это возможно, — говорит Владислав Владимирович. — И сама жизнь начнет подсказывать, выстраиваться таким образом, каким вы себе даже не можете вообразить.
Но в те времена разрыв между мечтой и реальностью был огромен: герои передачи «Клуб путешественников» воспринимались как небожители, а их путешествия на край света — как нечто недоступное простому человеку.
— Тогда и представить было невозможно, что простой менеджер из Иркутска сможет побывать на Южном полюсе. Про альпинизм и говорить нечего, это была закрытая когорта людей, — вспоминает Лачкарев.
Спустя четверть века, когда Владислав окончил институт и стал работать, мечта об Арктике стала обретать реальные контуры. Границы открылись, появились компании, гиды, готовые организовать туры в любую точку мира. В 2009 году он написал заявку и после годичной подготовки в составе международной экспедиции отправился в лыжный поход к Северному полюсу. Он еще не знал, что это только начало экстремального марафона, растянувшегося на десять лет!
— А вернувшись домой, я загорелся идеей подняться на Эверест и готовился к этому четыре года, — рассказывает альпинист.
Восхождение Владислава на высочайшую вершину мира длилось около двух месяцев. Сначала базовый лагерь на высоте 5200 м и сорокадневная акклиматизация. Восходители поднимаются выше, ночуют и спускаются. Так несколько раз. Потом «средний» лагерь на высоте 5800 м. Следующий лагерь — «Северное седло», 7000 м. Потом лагерь 7700 м. Наконец, штурмовой лагерь 8300 м. Восходители выходят ночью, потому что на Эвересте нет ветра только в первой половине дня, а нужно еще успеть спуститься, что не менее сложная задача. Люди идут черепашьим шагом — ресурсы организма полностью исчерпаны. А на склоне вдоль узкой тропы лежат тела погибших, и каждый восходитель понимает, что может умереть в любой момент от отека мозга или легких и остаться здесь навечно.
На высоте 8600 у Владислава поплыло перед глазами, начались галлюцинации, что говорит о начале отека мозга. К счастью, у него хватило воли проверить кислородный баллон, оказалось — в клапане образовалась наледь. То есть больше двух часов шел в «зоне смерти» без кислорода! Еще один сложный этап — ступень Хиллари, двенадцатиметровая вертикальная скала (на высоте 8790 м). Владислав посмотрел вверх. Подумал: неужели я смогу ее преодолеть…
И вот наконец вершина. Всего несколько минут на «крыше мира» — это, конечно, слишком мало, чтобы осознать все величие момента. Организм к этому времени настолько истощается, что у человека нет сил радоваться. Осознание приходит уже много позже. Многие восходители говорят, что вершина — это словно выход в другое измерение. Нам, простым людям, этого не понять. После Эвереста некоторые граждане писали Владиславу: лучше бы квартиру купил. Действительно — зачем люди стремятся в горы? Какая сила их туда гонит? Ведь это тяжело, опасно и дорого.
— Думаю, чтобы стать лучше себя вчерашнего, — говорит Владислав. — Высокая цель заставляет человека двигаться вперед, быть выносливее, смелее, умнее. Но это только часть ответа… Невозможно объяснить все простыми словами.
Что касается опасностей, за десять лет восхождений у Владислава Лачкарева было немало моментов на грани жизни и смерти. Он чуть не погиб на Мера Пик (6476 м) в Непале, сорвавшись на склоне. В Аргентине на Аконкагуа (6966 м) попал в страшный ураган, после чего вообще хотел завязать с альпинизмом. На Денали (6190 м, Аляска) был велик риск оказаться погребенным лавинами, которые сходили одна за другой. В Антарктиде от холода возникли проблемы со здоровьем.
— В целях экономии я решил за один заезд дойти на лыжах до Южного полюса, подняться на Винсон — самую высокую гору Антарктики и на самый высокий вулкан — Сидлей, — вспоминает Владислав Лачкарев. — Меня все отговаривали, говорили: ты очень рискуешь, гоняясь за тремя зайцами. Конечно, я рисковал, и уже на последнем этапе, при спуске с вулкана, у меня начала отказывать левая часть тела, было очень больно. Это был предел моих физических возможностей. Того, что я могу, и может, даже чуть больше. В психологическом плане человек гораздо выносливее и может вынести больше трудностей, чем о себе думает. Много раз мне казалось, что дальше двигаться уже невозможно, но в самый отчаянный момент силы откуда-то брались.
Тем, кто захочет повторить его путь, Владислав Владимирович советует для начала осознать, что легких гор не бывает. Тот же Эльбрус (5642 м) — вроде ничего сложного, даже пенсионеры поднимаются. Но каждый год Эльбрус забирает пятнадцать жизней. В сентябре прошлого года пять альпинистов попали в буран и замерзли насмерть.
— Я много изучал опыт восхождений и экстремальных экспедиций, успешных и трагических, и сделал вывод, что любая трагедия — это следствие плохой подготовки. Восхождение — это апогей, вспышка, которая длится всего две-три недели, но этому предшествуют долгие месяцы и годы изнурительных тренировок и самоограничений, — подчеркивает Владислав Лачкарев. — Поэтому главный совет — относитесь серьезно к подготовке. Нельзя идти в горы, надеясь на авось. Недавно позвонили местные ребята, собрались на Эльбрус. Спрашиваю: какие у вас ботинки, кошки? Их ответ, мол, да ладно, на месте разберемся. Я им прямо сказал — это несерьезно, нельзя надменно относиться к горам.
Владислав Владимирович советует трезво оценивать свои силы. Даже если ты потратил массу времени и сил на восхождение и до вершины осталось 50, даже 20 метров, но риск не спуститься живым слишком велик, нужно повернуть назад.
— Альпинисты говорят: лучше десять раз вернуться, чем один раз не вернуться, — говорит Владислав. — Не надо играть с судьбой. Такая ситуация была на Аконкагуа. Мы поднимались двадцать дней, и оставалось буквально 50 метров до вершины, но один участник у нас не смог идти дальше и развернулся вниз.
По итогам всех экспедиций Владислав Лачкарев стал вторым в мире (!) человеком, которому удалось взойти на семь вершин, семь вулканов и дойти на лыжах до двух полюсов. На сайте знаменитого клуба «7 вершин» это достижение названо выдающимся. Но сам Владислав так не считает, говорит, что с точки зрения спортивного альпинизма его восхождения не являются выдающимися. Кто выдающийся, так это Райнхольд Месснер, который взошел на все 14 восьмитысячников без кислорода, или Денис Урубко, или Симоне Моро.
Поэтому представление к золотой медали от Русского географического общества стало для Лачкарева большим сюрпризом.
— Об этом я даже не мечтал. Предполагаю, что награду дали за то, что я занимаюсь популяризацией путешествий среди молодежи — а это одно из направлений РГО. Выступаю, показываю свои фильмы. Везде, куда приглашают: в школах, вузах, библиотеках, летних лагерях. Старшеклассники и студенты уже многое понимают, задают правильные вопросы, я рад тому, что они не только в интернете сидят, а еще чем-то интересуются. Взрослым тоже интересно, недавно приехал на выездной семинар одной компании с часовой лекцией, в итоге меня не отпускали шесть часов.
Более того, для многих людей история иркутского альпиниста стала стимулом изменить свою жизнь, заняться спортом, научиться чему-то новому.
— Однажды один человек мне написал, что у него умерла жена, осталось двое детей, с работы уволили и он думал наложить на себя руки, — вспоминает Владислав Владимирович. — Но когда он прочитал мой отчет о восхождении на Эверест, понял: сдаваться нельзя, нужно жить дальше.
Владислав Лачкарев написал книгу о своих путешествиях, хочет дарить ее школьникам на память о встречах.
Книга уже отредактирована, осталось ее издать. Но Владислав перфекционист, хочет, чтобы была хорошая бумага, качественная печать, а это стоит немалых денег. Значит, надо их заработать. Просить у кого-то альпинист не любит. Все сам.
А что же горы? Дальнейшими своими планами Владислав Лачкарев не спешит делиться. Он решил сделать паузу. Но горы напоминают о себе постоянно.
— Бывает, сижу на работе и краем глаза вижу в окне что-то знакомое, кажется, что это снежная вершина. Поворачиваюсь, а это просто облако… И ком в горле, — говорит альпинист Владислав Лачкарев.
Елизавета Старшинина
Фото из архива героя публикации
Иркутский альпинист Владислав Лачкарев. Интересно, что по отношению к горам Владислав Лачкарев никогда не говорит «я покорил», «покорить»: «Кто я такой по сравнению с ними? Им миллионы лет, они стояли и стоять будут».
Так выглядит золотая медаль имени Н. Н. Миклухо-Маклая, которой наградили иркутянина Владислава Лачкарева. Учреждена в 2014 году как высшая награда Русского географического общества за этнографические исследования и путешествия.
Эту фотографию Владислав Лачкарев сделал в 2014 году, находясь на предвершинном гребне Эвереста. Кажется, что до вершины рукой подать, но попробуй дойди, когда каждый шаг дается с неимоверным усилием
2019 год. Базовый лагерь при восхождении на вулкан Сидли, который находится в Западной Антарктиде. По словам альпиниста, Антарктида — это другая планета. Полностью мертвое, безжизненное место, где нет ни одного микроба. Под ногами ледяной панцирь толщиной два-три километра. И нет никаких ориентиров, кругом сплошная белизна
Справка
Обладатели медали Н. Н. Миклухо-Маклая: первым медаль получил путешественник Федор Конюхов. В последующие годы: венгерский религиовед Михай Хоппал, немецкий этнограф Улла-Кристин Йохансен, специалист по Океании Даниил Тумаркин (Россия), исследователь народов Арктики, Японии, Индии Сергей Арутюнов (Россия).