Импланты, виниры, брекеты, ирригаторы и флоссы, они же зубные нити — эти слова из узкопрофессиональной сферы стоматологии прочно вошли в наш обыденный лексикон. А иркутяне стали чаще записываться к доктору не для лечения кариеса, а на профилактический осмотр. Накануне Международного дня стоматолога, который отмечают 9 февраля, журналист «Иркутска» спросила у Елены Дружининой, стоматолога-терапевта с 20-летним стажем, действительно ли люди перестали бояться визитов к зубному врачу и какими знаниями и навыками должен обладать современный специалист.

Елена Дружинина выбрала медицину благодаря своему отцу: врач общей практики часто рассказывал трем дочерям о своей работе — да так интересно! И когда настало время определяться с профессией, все сестры решили продолжить семейную династию врачей. Елена мечтала стать пластическим хирургом и поступила на стоматологический факультет Иркутского медицинского университета. Забегая вперед, скажем, что ее сестры окончили педиатрический факультет ИГМУ, а теперь и сын планирует стать врачом — стоматологом-ортопедом.
— Бурную жизнь студента-медика я совмещала с волонтерством в отделении челюстно-лицевой хирургии клинической больницы № 1 города Иркутска и Ангарской городской больнице, — вспоминает Елена Александровна. — Я присутствовала при оказании плановой хирургической помощи, ассистировала на пластических операциях, видела, как оказывают экстренную помощь при травмах челюстно-лицевой области. За это время получила огромный опыт и радовалась, что работала в одной команде с именитыми хирургами-стоматологами.
В итоге Елена Александровна решила стать стоматологом и работать со взрослыми пациентами. Затем у нее появилась своя семья, дети, параллельно она училась в Байкальском государственном университете экономики и права и получила степень магистра менеджмента в здравоохранении.
— Профессиональная стоматология — это долгий и непростой путь, который выбирают по призванию. Это не только безусловная любовь к работе, но и готовность постоянно учиться и развивать и профессиональные, и личные качества: терпение, эмпатию, устойчивость к стрессу, — уверена Елена Дружинина. — Современный стоматолог — это врач-универсал: диагност, психолог и даже художник!
Сейчас Елена Александровна работает в «Клинике современной стоматологии». Врач отмечает, что все больше пациентов приходят к ней на профилактические осмотры: предотвратить или выявить проблему на ранней стадии проще и дешевле, чем лечить заболевания в запущенной форме.
— Стоимость услуг стоматологической клиники напрямую связана с обеспечением безопасности пациентов, — объясняет Елена Дружинина. — За все годы работы я слышу только один вопрос: «А пломба хорошая?» Никто не спрашивает, есть ли у клиники и врачей разрешающие документы на оказание помощи. Как обрабатываются инструменты? А ведь их стерилизация на профессиональном оборудовании играет ключевую роль в профилактике распространения таких заболеваний, как ВИЧ, гепатиты B и C. Современные стоматологические установки, рентгеновские аппараты, системы компьютерной диагностики требуют регулярного обновления и технического обслуживания. Влияют на ценообразование и затраты на содержание клиники, приобретение качественных расходных материалов, работа вспомогательного персонала и утилизация медицинских отходов, а также профессиональная квалификация врача.
Пять лет назад Елена Александровна прошла дополнительное обучение по детской стоматологии и стала вести прием и взрослых, и маленьких пациентов — а это большая редкость! Опыт и знания помогли ей понять, как можно расположить к себе тех, кто боится врача, создать доверительную атмосферу. А с детьми в конце приема врач занимается арт-терапией! Малыши выплескивают в рисунки свои эмоции, а Елена Александровна, анализируя картинки, понимает, с какими чувствами маленький пациент остается после лечения.
— Для меня нет принципиальной разницы в возрасте пациентов, я ко всем отношусь с максимальной заботой и теплотой. Веду себя так, как хотела бы, чтобы относились ко мне специалисты другого профиля. Взрослые пациенты подмечают, что я общаюсь с ними как с ребенком, очень бережно, а с детьми, наоборот, как со взрослыми: все подробно рассказываю, не скрывая и не обманывая. Любому человеку становится спокойнее, когда он понимает, что и в какой последовательности будет происходить, — поясняет доктор Дружинина.
Однако стереотип «стоматология — это больно» все еще жив. Именно поэтому иногда врач слышит от взрослых пациентов с ранее полученным негативным опытом в лечении вопрос: «Доктор, а могу я заснуть и проснуться уже со здоровыми зубами?»
— Мой ответ — нет. Лечение под наркозом — это не «удобная опция для всех», его применяют только при наличии строгих медицинских или психологических показаний. Речь идет о пациентах, для которых обычное лечение невозможно или сопряжено с высоким риском, — говорит Елена Александровна. — За годы работы у меня был опыт лечения детей раннего возраста и пациентов с психическими и поведенческими расстройствами в условиях общего обезболивания.
Елена Дружинина рассказывает, что работа с маленьким пациентом, чья жизнь полностью в руках доктора, — это огромная психоэмоциональная нагрузка. За дверью в слезах ждут родители, плюс ограниченное время приема и отсутствие права на малейшую ошибку. Согласитесь, никто не приведет повторно ребенка к врачу, если после его лечения откололась или мешает пломба.
— Испуганные глаза пациентов, заходящих ко мне в кабинет, я вижу каждый день! Дети боятся неизвестности и страшилок родителей, взрослые испытывают стресс. Я счастлива, когда могу вылечить маленького пациента без слез, а взрослому доказать, что бояться нечего. Важный момент: если родители ежедневно своим примером показывают ребенку, как они ухаживают за полостью рта, потом дети ходят к врачу без слез, криков и ужаса «лечения зубов в удержании», — добавляет Елена Александровна.
Врач отмечает, что в последнее время возросла популярность медицинского туризма. И те, кто поверил лозунгам «Отдохни за рубежом и получи улыбку в три раза дешевле», по возвращении домой снова идут к стоматологу.
— Качественная работа предполагает несколько этапов лечения: обследование, подготовку и только затем вмешательство, все это требует времени, — объясняет Елена Дружинина. — А люди получают красивую картинку на испорченном фасаде и без гарантий. Уже дома проявляются осложнения, и люди вынуждены вновь обращаться к стоматологу и повторно платить за лечение. Иногда спасать уже нечего — и приходится удалять зубы! Это грустный опыт.
Елизавета Клинова
Фото из архива Елены Дружининой
Елена Дружинина, врач-стоматолог с 20-летним стажем, лечит и детей, и взрослых в «Клинике современной стоматологии». «Понимание, что от уровня моих знаний зависят здоровье и жизнь пациентов, стало мощнейшей мотивацией для постоянного профессионального развития, — говорит Елена Александровна. — Обучение, чтение медицинской литературы, изучение опыта коллег позволяют мне сознательно подходить к лечению и выбирать его метод, опираясь не на статистику, а на конкретную клиническую ситуацию пациента и его индивидуальные особенности»

Стоматолог Елена Дружинина стала семейным врачом для многих иркутян. «Для большинства людей лечение зубов — стресс, выход из зоны комфорта. Многие мои сегодняшние пациенты — это те люди, которые доверились мне, молодому врачу, и в 2006 году выбрали меня как своего стоматолога. С некоторыми из них мы вместе растили детей, отдавали их в школу, решали проблемы. А сейчас уже взрослые дети моих пациентов приходят ко мне. Это так удивительно!»
Зачем лечить молочные зубы?
Страх перед стоматологом заставляет многих родителей верить, что маленького ребенка необязательно водить к врачу: временные зубы все равно выпадут. «Это не так! — развенчивает популярный миф Елена Дружинина. — Кариес молочного зуба может повредить зачаток постоянного и разрушить его. А раннее удаление молочного зуба ведет к нарушению прикуса у ребенка».