Этот год для Иркутского художественного музея особенный, он на стыке нескольких юбилейных дат. Недавно учреждение отметило 150 лет с момента основания своей коллекции. А сегодня юбилеи празднуют отделы музея. 20 лет исполняется историко-мемориальному отделу «Музей-усадьба В.П. Сукачева»; 50 лет, как основная экспозиция заняла свое место в здании на Ленина, 5; и 70 — как музею передано здание на Карла Маркса, 23, где располагается Галерея сибирского искусства…
— Наталья Сергеевна, время сейчас такое, что любой разговор начинается с темы ковида… Противоэпидемические ограничения мешают Художественному музею жить и развиваться?
— Как раз нет. Пандемия коронавирусной инфекции в этом смысле научила нас пониманию, что музей даже при закрытых дверях обязан жить и работать для своих посетителей. Мы впервые в онлайн-формате провели международную конференцию «Сукачевские чтения» — в ней участвовали ученые, художники, реставраторы из крупных городов Иркутской области, Благовещенска, Петропавловска, а также Бурятии, Казахстана, Украины, Израиля. А по ее результатам был издан солидный сборник материалов.
Открыли и совсем новые для себя направления, стали вести ютьюб-канал. Сейчас там выкладываются не только ролики об открытии выставок, но и документальные фильмы о музее и художниках, мастер-классы нашей музейной изостудии и многое другое. С мая прошлого года на канале размещено более 160 видео, а количество просмотров превышает 26 тысяч. В этом смысле пандемия подтолкнула нас к развитию и новым формам работы.
Кроме того, мы выпускаем две радиопередачи: «О чем молчат картины» и «Прогулки по музею», которые выходят на Иркутском городском "Подкаст"е, радио «Маяк» и «Радио России».
— Проект «Артефакт» и участие в нем Художественного музея — тоже из разряда онлайн-работы с посетителями?
— Да. «Артефакт» — это бесплатное приложение для смартфонов, в котором музеи страны показывают свои лучшие выставки и самые ценные экспонаты. Платформа разработана Министерством культуры РФ. Чтобы стать участниками проекта, российские музеи проходят конкурсный отбор.
В 2021 году в список победителей вошел и наш музей. Сотрудники подготовили онлайн-выставку, которая включает 40 экспонатов. Среди них — известные пейзажи Шишкина, Саврасова, полотно Юлия Клевера «Зимний закат в еловом лесу», а также жемчужина коллекции музея — «Нищая» Ильи Репина, которая до марта следующего года экспонируется в Европе.
Специалисты платформы «Артефакт» подготовят описание каждого экспоната, сведения о его истории и уникальности на русском и английском языках, запишут аудиогиды. Будут подготовлены «точки интереса», которые дают возможность получить более подробную информацию об экспонатах, детально их рассмотреть. Функция дополненной реальности позволит увидеть предмет искусства до реставрации. В приложении каждую неделю появляются две-три новые выставки. Их можно изучать дома либо использовать непосредственно в музее.
— Наталья Сергеевна, а в музее появляется что-то новое? Как меняются фонды?
— Фонды музея выросли почти на 5000 единиц хранения и насчитывают сегодня около 24 000 произведений. Мы все знаем, что коллекция музея сформировалась благодаря дарам коллекционеров, некоторые в свое время подарили сотни и даже тысячи произведений искусства. Одна из последних крупных владельческих коллекций — собрание произведений искусства Байкальского государственного университета экономики и права. В 2019 году нам передали 70 произведений выдающихся иркутских художников второй половины XX — начала XXI. Произведений ряда авторов, например, Валерия Мошкина, практически не было в музейном собрании. Мы показали это собрание иркутянам и гостям города на выставке «Бесценный дар».
— То есть коллекция музея пополняется только за счет дарителей?
— Нет, не только. Нам начали выделять средства для приобретения тех произведений искусства, в которых музей чувствует потребность. Так, наши коллекции пополнились новыми работами народных и заслуженных художников Российской Федерации: Даши Намдакова, Сергея Элояна, Льва Серикова, а также произведениями художников из Красноярска, Барнаула.
— Можно выделить направление в вашей работе, которое в последние годы развивается наиболее динамично?
— Мне удобнее говорить о предыдущем пятилетии, которое я связана с музеем. За это время к нам пришло много молодых сотрудников, которые активно пишут статьи в журналы, готовят доклады на конференции, совершают настоящие открытия, исследуя музейную коллекцию. В 2016 году мы начинали с четырнадцати опубликованных статей, в 2020 их было сорок восемь, а в этом году только за полгода — уже сорок!
— Наталья Сергеевна, что такое «арт-батлы» и как это работает?
— Формат арт-батлов — беседы об искусстве с посетителями. И это особая форма работы, которую проводят волонтеры музея. В первую очередь она вызывает интерес у образованной части населения: учителей, врачей, студентов, пенсионеров. Темы бесед редко касаются постоянной экспозиции музея, обсуждаются более широкие, часто философские и культурологические вопросы и проблемы: «Несет ли художник социальную ответственность за то, что он создает?», или «Что такое свобода творчества?», или «Обнаженность в искусстве», «Безобразное в искусстве». Такие темы вызывают острую реакцию, аудитория включается в обсуждение и имеет возможность высказывать свое мнение.
Кстати, наш волонтер, профессор, заведующая кафедрой ИрНИТУ Раиса Лобацкая совсем недавно стала победителем всероссийского конкурса «Музейный волонтер — 2021» в номинации «Вклад специалиста». Еще три года назад начал реализовываться проект «Искусство для всех», который придумал ее университетский коллега, профессор Вячеслав Витальевич Есипов, в ходе которого арт-баттлы запускались как волонтерская «проба пера». Идея оказалась успешной, арт-батлы имеют большой успех и проводятся в художественном музее регулярно. Профессора-волонтеры — не единственный пример бескорыстного служения музам в Иркутском художественном музее. В каждом из трех филиалов музея есть свой список волонтеров.
— Вернемся к фондам музея. Пополнение фондов напрямую связано с организацией работы фондохранилищ…
— Нам удалось в довольно сжатые сроки переоборудовать фондохранилища, оснастить их современными средствами хранения, соответствующими мировым стандартам. Другой болевой точкой было отсутствие молодых реставраторов, чьи профессиональные навыки были бы подтверждены соответствующими документами. Начались стажировки, курсы повышения квалификации… Теперь у нас штат реставраторов укомплектован, в том числе молодыми специалистами с соответствующей аттестацией. А реставрация — это важнейшее звено в жизни музея. Еще одним новшеством стало создание атрибуционного совета, который устанавливает принадлежность анонимного художественного произведения определенному автору, местной или национальной художественной школе, а также определяет время его создания. Иногда случаются настоящие открытия: подтверждается или, наоборот, опровергается авторство.
Важнейшим изменением в работе музея стало создание в конце 2016 года отдела учета музейных предметов и оцифровка нашей коллекции. Сегодня наша коллекция «загружается» на единый портал «Госкаталог музейного фонда Российской Федерации» Министерства культуры. Сейчас там уже выложено более 16,5 тыс. предметов искусства из нашего собрания. Каждый из них имеет фото, описание и инвентарный номер.
Эта работа не видна посетителям, но она крайне важна для грамотного функционирования музея.
— А если говорить о главном: чему научила вас жизнь за последние пять лет, что вы руководите Областным художественным музеем?
— Тому, что «один в поле не воин». Все перемены к лучшему возможны только во взаимодействии и обмену опытом с коллегами, дарителями, представителями бизнеса и, конечно, коллективом — талантливым, полным идей, эмоциональным и дружным.
Олег Степанов
Фото из архива музея
Наталья Сысоева, художник, председатель Иркутского регионального отделения Союза художников России с 2011 г., возглавила Иркутский областной художественный музей пять лет назад, в июне 2016 года. Наталья Сергеевна преподавала в Иркутском художественном училище, работала в должности профессора факультета изобразительных искусств Pai Chai университета Республики Корея в 2003–2006 гг., доцентом кафедры дизайна ИрНИТУ в 2006–2014 годах
Так выглядит работа с мобильным приложением «Артефакт». Смартфон становится интерактивным гидом: чтобы начать экскурсию по музею, нужно навести камеру на экспонат. Любители искусства могут получить новый опыт и впечатления от посещения музея или даже не выходя из дома побывать на индивидуальной экскурсии