None
В минувшие выходные в архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» уже в пятый раз подряд прошел фестиваль «Хоровод ремесел на земле Иркутской» — одно из самых красивых событий области. В этом году в его организацию коррективы внесла пандемия коронавируса, но, несмотря ни на что, праздник удался на славу.
Фестивалю быть!
Красочные концертные номера, яркие костюмы, многообразие работ — на региональный фестиваль «Хоровод ремесел на земле Иркутской» съехались лучшие мастера Приангарья. Чтобы организовать их чествование, пришлось преодолеть немало сложностей, рассказывает автор проекта и бессменный руководитель союза мастеров народного искусства «Оникс» Галина Яковлевна Березина.
— В связи с эпидемиологической ситуацией мы были вынуждены проводить все мероприятия проекта в формате онлайн. Из-за запрета на массовые мероприятия до последнего не знали, будет ли у нас проходить заключительный этап, постоянно его откладывали, — говорит Галина Яковлевна.
В итоге фестиваль провести разрешили, но в усеченном варианте: без зрителей и с небольшим количеством участников. Это были 63 мастера — лучшие из лучших, звезды народного творчества Иркутской области.
Кстати, юбилейный «Хоровод ремесел на земле Иркутской» стал победителем социально значимых проектов «Губернского собрания общественности» и благодаря этому получил финансовую поддержку из областного бюджета. Это дало возможность отметить дипломами и медалями дипломантов и лауреатов в 22 номинациях фестиваля. Кроме того, участникам в подарок вручили красивый презент — яблочко из оникса.
Цвет иркутского ремесленничества
На фестивале в «Тальцах» свои лучшие работы, выполненные в совершенно разных техниках, представили мастера от северных до южных территорий Иркутской области.
— Я занимаюсь рукоделием уже одиннадцать лет. Очень давно мне на глаза попалась журнальная статья про Сергиево-Посадский музей и тряпичных кукол. Я заметку вырезала и сохранила, а много лет спустя, когда открылся Дом ремесел в Иркутске, стала ездить на мастер-классы, — рассказывает жительница поселка Листвянка Галина Усова.
Три года назад Галина Андреевна стала наставницей односельчанки Риты Ждановой. Хоть они обе и жили в Листвянке, познакомились только благодаря творчеству.
— Вот есть у меня крестьянка в праздничном наряде. Это девушка, потому что коса у нее под платочек не спрятана. А вот — Спиридон-солнцеворот, поворотом колеса он может полностью изменить вашу жизнь в нужную сторону, — делится Рита Жданова. — Вот самая простая куколка на бересте — кормилица.
Женщины не только делают куколок — еще они вяжут, занимаются ручным плетением и изготовлением русских народных костюмов. Более того, Рита Николаевна в этом году стала лауреатом фестиваля в номинации «Народный костюм».
Тряпичными куколками занимаются и мастерицы из далекого поселка Новая Игирма Нижнеилимского района. Лариса Анатольевна Кислина еще и лоскутное шитье осваивает, а вот Алла Алексеевна Чиж увлекается ткачеством, делает, например, сумки.
— Я раньше никогда не занималась прикладным искусством. А шесть лет назад попала на выставку изделий мастериц и в 72 года занялась рукоделием. Сейчас молодежь привлекаю, думаю, может, хоть одна из ста заинтересуется — так традиции и сохранятся, — говорит Алла Алексеевна.
На пути к исконному, народному…
Свои работы на фестивале представил и глава иркутской творческой лаборатории прикладного дизайна «Карандаш» Анатолий Дмитраков. Выросший в селе, он, приехав в город, понял, что здесь детям не хватает «простого природного счастья».
— И я начал думать, как это исправить. Сначала делал глиняные свистульки, потом понял, что человек должен держать в руках еще и деревянную вещь, и стал создавать игрушки из этого материала, — рассказывает мастер.
Для своих работ Анатолий Николаевич использует сосну, березу, а иногда и лиственницу. Его поделки очень нравятся детям, а мастер уверен: деревянная игрушка несет тепло и радость.
С деревом работает и мастер из поселка Большая Речка Иркутского района Алексей Шутько. Он занимается художественной обработкой бересты. Первый свой туесок мастер сделал в 1972 году, находясь в Якутии в геологической экспедиции. С тех пор и «болеет» берестой. Самое сложное, говорит, — заготовить сырье, для этого нужно в определенный сезон отправиться в тайгу. А уж потом можно делать все, что в голову придет.
— Говорят, что не мастер выбирает материал, а материал выбирает мастера. Вот мне кажется, что береста меня выбрала. С тех пор, где бы я ни работал, везде занимался ей, — делится Алексей Николаевич. — Увидел в какой-то сказке, как орел сундук тащит, и решил этот сундук воплотить в бересте. Увидел ведерко для шампанского и решил сделать его из бересты.
Сейчас мастер больше занимается утилитарными изделиями: создает туески, в которых можно что-то хранить, солонки, кружки. Это занятие, говорит он, позволяет глубже знакомиться с родной культурой.
— Главное в этом деле — упорство и усидчивость. Иногда просто заставляешь себя идти в мастерскую, а потом уже оторваться не можешь, — рассказывает Алексей Шутько.
Усидчивость требуется и в соломоплетении, которой занимается Тамара Потылицына из Дома народного творчества в селе Бельск Черемховского района. Она создает настоящие объемные скульптуры, которые славятся на все Приангарье.
— Никаких особых инструментов не требуется. Начинала с цветов, отрабатывала технологию плетения, а затем уже перешла на объемную скульптуру, — говорит мастерица.
Народная школа мастеров
Народное ремесло испокон веков передавалось детям из поколения в поколение. Умение творить руками самое что ни на есть волшебство было основой русской жизни: и платье справить, и дом построить — все делали сами. В современной жизни этими навыками, к сожалению, мало кто владеет.
— Раньше отец учил сына, как топором строить дом, мать учила вязать, вышивать, шить, плести, ткать. А сейчас маме некогда, папе некогда, — говорит Галина Березина. — Но детей надо с раннего детства приучать к ремеслу. Ручное творчество необходимо, потому что когда работаешь пальчиками, развивается моторика, а это напрямую влияет на наше здоровье.
Теперь, отмечает Галина Яковлевна, эту функцию могут взять на себя мастера-наставники. В мастерских того же «Оникса» начиная с 1993 года навыками народного ремесла овладели тысячи людей. Сейчас вопрос развития наставничества в народном творчестве решается на государственном уровне.
— В прошлом году на фестивале «Хоровод ремесел на земле Иркутской области» мастера также высказались о необходимости развития института наставничества в народном творчестве и открытия школы мастеров-наставников, — рассказывает Галина Яковлевна.
Школу презентовали на пятом фестивале в «Тальцах», хотя первые выпускники у нее уже есть. Чтобы была возможность официально проводить курсы повышения квалификации и выдавать сертификаты о праве руководить учебными мастерскими и проводить учебно-просветительскую деятельность, «Оникс» заключил договор с учебно-методическим центром «Байкал» при Минкультуры Иркутской области. Первой ласточкой стали курсы по ткачеству. В феврале 2020 года сертификаты мастера-наставника ручного ткачества уже получили 10 мастериц.
Скоро начнутся новые курсы — на этот раз по кистевой росписи. В них в качестве слушателя решила принять участие даже известный усть-илимский мастер Елена Михеренкова, которая сама могла бы стать преподавателем школы «Оникса». Но и для нее важно получить официальное подтверждение своего мастерства.
— Людям это действительно важно, к тому же дает возможность получить статус самозанятого. Я считаю, что наша школа — огромный плюс фестиваля, который становится площадкой, объединяющей все больше мастеров: если в первом приняли участие 105 умельцев, то в этом году желали поучаствовать в нем в четыре раза больше, — заключает Галина Яковлевна.
Фото Анатолия Бызова
Поделиться в соцсетях: