Марс подождет. Обозреватель «Иркутска» — о новом спектакле драматического театра имени Н. П. Охлопкова
Культура
1 марта 2024
image
None

Спектакль «Один билет до Марса» родился благодаря творческой лаборатории «ВАМПИЛОВ.FEST», которая состоялась в Иркутском драмтеатре в сентябре прошлого года. Среди участников проекта была пьеса Александра Тюжина «Один билет до Марса» в постановке режиссера Анны Морозовой. Эскизы спектакля, созданного за пять фестивальных дней, прошли в финал. И вот 30 января драмтеатр представил на камерной сцене премьеру.

Два года назад Вампиловский фестиваль открыл для Иркутска имя режиссера Андрея Шляпина. Его спектакль по пьесе Дмитрия Калинина «Кое-что о том самом и не только. Путешествие на Марс в одном действии» тоже был включен в репертуар драмтеатра после участия в работе творческой лаборатории. Постановка получилась живая, динамичная и очень трогательная. То же самое можно сказать и о работе молодого московского режиссера Анны Морозовой. Сама она призналась, что сознательно выбрала формат игрового театра с элементами буффонады.

— Мне кажется, что сейчас, на фоне достаточно тяжелого новостного потока, зритель перестал верить актеру, который пытается «давить слезу». Поэтому правильнее будет уйти на сцене от бытового к «небытовому» актерскому существованию. Сегодня это работает. Есть, конечно, опасность при уходе в игровой театр излишне увлечься формой в ущерб содержанию. Но в этой постановке, на мой взгляд, удалось при очень ярком воплощении донести до зрителя смысл пьесы, — рассказала Анна Морозова.

Тягу к «небытовому» актерскому существованию на сцене и на киноэкране сегодня отмечает большинство критиков. Явление эскапизма в культуре — избегания обыденности, уход от реальности в мир придуманный, фантастический, часто иррациональный — стало тенденцией. И зритель с увлечением принимает условия этой игры — улетает на межпланетных кораблях на другие планеты, переселяется в выдуманные миры, где героев полюбившейся ему истории обязательно ждет хеппи-энд.

Вот и иркутского зрителя участники творческой лаборатории уже дважды «отправили на Марс». Но если герой первого спектакля Димка предпочел из взрослой жизни вернуться в детство, где с помощью одной только силы воображения можно было переместиться на загадочную планету, то Лешик (актер Дмитрий Чикризов) из «Одного билета до Марса», напротив, из своих детских грез вернулся в реальность повзрослевшим.

Фабула пьесы Александра Тюжина (Саш Тюжин) очень проста — подросток, у которого много лет назад погиб отец (по сюжету он космонавт, улетевший на Марс), не хочет принимать эту жизненную правду. Мальчик копит деньги, чтобы купить билет на межпланетный корабль и отыскать папу. Ему снится, как он летит сквозь туманную мглу, преодолевая препятствия и встречая неземных существ. А преград на его пути немало. Главная из них — дядя Вадзим (Алексей Орлов I), за которого мама (Екатерина Константинова) выходит замуж. Мальчик воспринимает этот поступок как предательство, страдает и уходит жить к бабушке (Алена Бочкарева), но вскоре возвращается, закрывается в своей комнате, погружаясь в фантазии о встрече с отцом и космосе.

История стара как мир, но, превратившись в костюмированную игру, с музыкой, хулиганскими частушками, песнями, танцами, она обрела свежее звучание.

— Я прочитала пьесу и начала думать о том, в каком жанре ее можно поставить. Решила пересмотреть советские фильмы о космосе — «Гостья из будущего», «Москва — Кассиопея». Их герои так трогательны и наивны в своем представлении о грядущем, что мне захотелось перенести эту стилистику в спектакль, — поделилась Анна Морозова.

В какой-то мере на выборе жанра, несомненно, сказался и тот факт, что Анна не только режиссер, но и музыкант. Она автор и исполнитель песен группы «Платье за 130», которая многим известна кавер-версиями советских эстрадных хитов.

В постановку очень удачно встроены песни из советских фильмов, в снах Лешика мама, бабушка, Вадзим превращаются в узнаваемых героев космических блокбастеров, а девушка-робот (Ольга Гарагуля) и вовсе словно сошла с экрана во время показа ленты «Москва — Кассиопея».

Актеры постарались, чтобы их персонажи выглядели максимально комично. Особенно выразительный образ создал Алексей Орлов I. Его Вадзим — полная противоположность героическому образу космонавта-отца из снов мальчика. Перед зрителями предстает лысый, полноватый мужчина с пышными усами в усыпанной блестками сценической рубашке (Вадзим — хореограф) и брюках, как у танцора фламенко. Драматизм ситуации, а к финалу пьесы он усугубляется тем, что Вадзим невольно становится участником криминальной разборки, никак не меняет концепции спектакля. Никто «не давит из зрителя слезу», не читает длинных нравоучительных монологов. И поступок Лешика, когда он, несмотря на сложные взаимоотношения с отчимом, очень близко воспринимает его проблему и ради спасения жертвует своим будущим билетом на Марс, обыгрывается с юмором, без драматизма и героизации. Но как-то сама собой напрашивается вполне житейская, банальная истина, высказанная героем фантастического романа «Солярис»: человеку не нужен космос, «человеку нужен только человек».

И финал у нереальной космической и комической одиссеи 13-летнего Лешика обретает обобщающий и вполне реальный смысл.

По признанию Анны Морозовой, постановка создавалась для семейного просмотра. Заинтересовать подростков, которые сегодня погружены в виртуальные миры гаджетов, непросто. Молодому режиссеру и актерам Иркутского драмтеатра, занятым в «Одном билете до Марса», удалось справиться с этой сложной задачей.

Нина Воронина

Фото Анастасии Токарской

У 13-летнего Лешика (Дмитрий Чикризов) сложные отношения с мамой. Лешик ждет возвращения отца, который много лет назад улетел на Марс. Но его мама (Екатерина Константинова) понимает, что надежды нет, что она состарится в ожидании. Она выходит замуж за своего коллегу по работе — хореографа дядю Вадзима. Этот семейный конфликт стал основой пьесы «Один билет до Марса», которую поставила на камерной сцене Иркутского драмтеатра режиссер Анна Морозова

Искусственный интеллект (Ольга Гарагуля) и Вадзим (Алексей Орлов I) быстро находят общий язык и, пока мальчик спит, решают помочь ему заработать денег для покупки билета до Марса

Бабушка Лешика (Алена Бочкарева) — очень боевая и веселая старушка. Она воспитала маму Лешика одна, замуж не вышла, потому что дочка невзлюбила потенциального отчима. Теперь она пытается помочь дочери устроить личную жизнь, но, не зная, как это сделать, попадает в комические ситуации

Вадзим в фантазиях Лешика предстает космическим Годзиллой, который мешает ему отправиться на поиски отца-космонавта. Но в итоге Годзилла оказывается добрым другом и жертвует собой ради спасения космического корабля

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg