В конце декабря в Москве под эгидой региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива» в девятый раз прошел ежегодный Всероссийский конкурс «Универсальный дизайн». В нем приняли участие 112 проектов молодых специалистов из 20 регионов страны. Каждая работа была посвящена преобразованию той или иной окружающей среды: парков, школ, стадионов, жилых домов и т. д., так, чтобы там было комфортно находиться всем людям, независимо от наличия или отсутствия у них разных диагнозов и заболеваний. В номинации «Предметный дизайн» первое место заняли Ия Еременко и София Москвитина — педагоги образовательного комплекса «Точка будущего» из Иркутска, презентовавшие коллекцию инклюзивной детской одежды All inclusive.
Длинные узкие рукава, в которые иногда так трудно просунуть руки; пуговицы, застежки-молнии, заклепки и шнуровка — привычные нам предметы одежды для многих людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) становятся настоящим вызовом, ведь кто-то из них не может обойтись без посторонней помощи даже при надевании обычной футболки. Идея красивого решения этой проблемы пришла Ие Еременко еще в 2022 году.
— В качестве волонтера я занимаюсь в творческой студии «О» с людьми, имеющими ментальные особенности, и работаю в образовательном комплексе «Точка будущего» тьютором (педагогом-наставником. — Прим. ред.) для учеников начальных классов: занимаюсь развитием детей с ОВЗ по индивидуальной траектории. Тема инклюзии мне близка, — рассказывает Ия. — Как-то раз в чате коллеги скинули информацию о грантовом конкурсе Росмолодежи «Таврида. АРТ», и я решила в нем поучаствовать. Мне нравится, как рисуют мои ученики и ребята из студии «О», поэтому изначально хотела создать одежду с принтами их рисунков. Заявку подала, исходя из этой задумки.
На проект иркутянки обратили внимание и пригласили ее пройти обучающий онлайн-курс программы-акселератора, где рассказали о бизнес-процессах и особенностях получения гранта. Во время обучения Ия решила преобразовать свой проект, сделать его более актуальным, чтобы новая одежда не только привлекала внимание к инклюзии, но и решала определенные сложности.
— Во время работы со своими детьми я вижу и других учеников младшей школы: как они играют, общаются, переодеваются. Заметила, что пуговицы всем детям сложно застегивать, а шнурки вообще многие до шестого класса учатся завязывать, потому что есть же липучки. Я подумала, что можно создать универсальную, удобную для всех одежду, которая будет решать эти сложности и при этом мотивировать ребенка на самостоятельное одевание. В итоге после обучения и защиты проекта из нашего акселератора грант получили четыре человека, в том числе я. В ноябре 2022 года вместе с инициативной группой мы приступили к его реализации, — вспоминает Ия.
Она получила грант на 470 тысяч рублей — столько по ее заявленной смете нужно было, чтобы создать с нуля коллекцию одежды. Швейного опыта у девушки не было, поэтому за помощью она обратилась к своей коллеге — учителю технологии Софии Москвитиной. Именно с ней Ия консультировалась еще при написании проекта.
— По первому образованию я закройщик одежды. Дизайнерский опыт у меня уже был: первую свою коллекцию шила еще в школьные годы, вторую создавала на базе полученных знаний в колледже, даже вывозила ее на конкурс в Москву. Сейчас большую часть времени занимает работа учителем. Иногда шью костюмы для школьных творческих коллективов. К проекту Ии присоединилась с большим удовольствием, — признается София.
Чтобы создать универсальный дизайн, необходимо было узнать у детей и их родителей базовые потребности и трудности при ношении одежды. Ия вместе с помощниками провела опросы и глубинные интервью среди школьников и взрослых, выявила более 10 групп детей с различными особенностями, объединила их проблемы и запросы по общим признакам. Например, тактильную чувствительность к грубой ткани, дискомфорт от швов отметили большинство опрошенных. Так для коллекции были выбраны натуральные дышащие ткани, приятные на ощупь и немаркие.
— У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата есть сложности с застежками, узкими рукавами, штанинами. Тем, у кого есть кохлеарный имплант (специальное электронное устройство, которое улавливает звуки и преобразует их в электрические импульсы, направляемые во внутреннее ухо, что дает возможность слышать. — Прим. ред.), неудобны узкие вороты, при надевании они могут сорвать речевой процессор. Детям с диабетом нужен на одежде карман для инсулиновой помпы в районе пояса. Незрячие не могут оценить свой внешний вид — аккуратно ли на них сидит одежда, не испачкалась ли она. У детей с синдромом Дауна покатые плечи, поэтому одежда часто садится «коробочкой», а из-за того, что их ноги и руки короче обычного, рукава и штанины бывают слишком длинными. Детям с другими ментальными особенностями тяжело определить, где у вещей передняя и задняя стороны, какая из них изнаночная, — скрупулезно, точно до мелочей перечисляет Ия Еременко.
Анализируя собранную информацию, Ия и София вместе со своими помощниками (над коллекцией трудились две проектные группы из вторых-третьих классов и шести- и семиклассники) занялись созданием эскизов и первым пошивом изделий для детей от 4 до 12 лет. Большое внимание уделили, конечно же, школьной форме: сделали ее удобной — из трикотажа, не стесняющего движений, и двусторонней — однотонной для нахождения на уроках и с ярким принтом с изнаночной стороны. Рисунки для одежды создавались тут же: синие троллейбусы и зеленые автобусы, огромная рыба, извивающийся дракон и придуманные в процессе рисовки животные «конрыны».
— Я старалась, чтобы в одежде была какая-то игра и чтобы при этом она была комфортной. Приходишь в таком костюме в школу, и у тебя есть секретик: все по форме — пиджак синий, а в кармашке динозавр нарисован, — улыбается автор проекта. — Также мы сделали двухсторонние сарафан и юбку. После школы их можно перевернуть и пойти в них же в гости. Цвета для вещей выбирали контрастные, чтобы ребенку было легче ориентироваться. Есть у нас рубашка для дошкольника: застегивая на ней кнопочки, он собирает картинку из двух половинок. В игровой форме ребенок учится не путать местами кнопки.
Среди дизайнерских решений — вшитая в одежду NFC‑метка, это чип, который передает записанные на него данные в формате аудиозаписи на смартфон. Незрячий человек, прослушав голосовое сообщение, считанное с метки, узнает, как выглядит вещь и как за ней ухаживать. Идею использовать современные технологии подала одна из учениц Ии, а в ее осуществлении помог IT‑специалист школы.
Еще из интересностей коллекции — пуговички для определения сторон лево/право: на одной три дырочки, чтобы вышить букву Л, на другой — четыре, для буквы П. С такими пуговицами ребенку проще будет различать стороны на рукавах, при этом такая подсказка незаметна для окружающих. Необычную фурнитуру делали на 3D‑принтере педагог по робототехнике вместе с учениками.
К изготовлению авторских вещей Ия и София привлекали не только коллег и школьников. В рамках проекта на нескольких площадках для иркутян проходили бесплатные мастер-классы и воркшопы (вид мероприятия, в рамках которого группа людей собирается для совместной работы или обучения. — Прим. ред.) по моделированию, шитью и украшению одежды. Часть коллекции была сшита в городских швейных ателье.
— Мы все вещи сделали в единственном экземпляре. По затратам они получились недешевыми. Во многом это связано с тем, что материалы закупались только в Иркутске и только в розницу, пошив частично заказывался в ателье. Чтобы в будущем значительно сократить себестоимость, нужно отшивать в ателье сразу партию одежды. Тогда вещи из коллекции будут доступны большему количеству людей, — считает София Москвитина.
Коллекция All inclusive была создана всего за год. В ней 22 предмета, в том числе свитшоты, платья, пиджаки, брюки, юбки, баска, рубашки, спортивные штаны, шорты, футболки, манишки, съемные разноцветные воротнички для блузок — вещи выглядят стильно и функционально. Всю одежду после ее презентации подарили детям с ОВЗ, чтобы они и их родные могли дать обратную связь автору проекта.
— Сейчас, после победы в двух конкурсах, было бы логично продолжить этот проект, ведь в него вложено много сил. В планах — перенести лекала с бумаги в электронный формат с увеличением размерной сетки. И поиск партнеров — для масштабирования проекта. Ведь наша одежда универсальна, ее может с удовольствием носить не только ребенок с особенностями развития, но и любой другой, — делится идеями Ия Еременко.
Елизавета Клинова
Фото Артема Моисеева и из соцсетей Ии Еременко
* В переводе с французского inclusif — включающий в себя. Предусматривающий включение кого- или чего-либо в какое-либо множество; распространяющийся на более широкий круг кого- или чего-либо.
На участницах проекта вещи из коллекции All inclusive — эти костюмы подойдут в качестве школьной формы. Смысл инклюзивного тренда заключается в том, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья могли чувствовать себя такими же, как и все другие
Иркутянке Ие Еременко 33 года, она — тьютор и графический дизайнер в образовательном комплексе «Точка будущего». По первому образованию Ия архитектор, успела поработать в сфере благоустройства городской среды, проектировала детские площадки, парки. Несколько лет назад, заинтересовавшись педагогикой, решила сменить профессию и после курсов переподготовки стала заниматься с детьми с особыми образовательными потребностями
Универсальный — это такой дизайн, который делает вещь или пространство удобным для максимального количества разных людей. На фотографиях Сережа и Тоня в одном и том же костюме. Сереже необходим костюм, расстегивающийся вдоль боков, чтобы родителям было легче его одевать. У брюк посадка на талии сзади выше, чем спереди, что актуально для тех, кто постоянно сидит. А Тоне этот костюм просто приглянулся — и тоже отлично сел
Манишка с капюшоном, без рукавов и с боковыми застежками — ребенку будет легко ее самостоятельно снимать и надевать, в ней тепло и удобно заниматься
На уроках технологии учитель София Москвитина работала вместе с учениками над созданием коллекции инклюзивной одежды. «Всегда интересно создавать что-то новое, а создавать то, что еще и социально значимо, интересно вдвойне. Меня со студенчества окружали люди с ОВЗ. И вот появилась идеальная возможность сделать то, что я люблю и умею, для людей, которые мне важны», — говорит педагог
Говорящее название
Выражение all inclusive (в переводе с английского — все включено) в России стало популярным благодаря туристам, отдыхающим в заграничных отелях, где в стоимость проживания включены завтраки или, к примеру, посещение бара. Иркутские педагоги Ия Еременко и София Москвитина использовали расхожую фразу для названия своей коллекции одежды не случайно — вышла замечательная игра слов, ведь инклюзия — это прежде всего включение людей с ограниченными возможностями здоровья в обычную общественную жизнь.