Иркутянка Светлана Анатольевна Калиниченко всех скороговорок, может, и не перескороговорит, но разговорить дошкольника-молчуна и научить рычать, как тигра, ребенка, не выговаривающего звук «р», в ее компетенции. Более 30 лет учитель-логопед работает в детских садах в группах компенсирующей направленности, где обучаются дети с нарушениями речи. Своим богатым опытом и наработками Светлана Анатольевна делится с коллегами, выступает на различных площадках и участвует в профессиональных конкурсах, где не раз получала звание лучшего педагога дошкольных образовательных учреждений.
Иркутск давно уже стал родным для Светланы Анатольевны, хотя родилась она в Кемеровской области, городе Прокопьевске. В столицу Приангарья приехала после школы поступать в пединститут. В семье у нее педагогов не было, с выбором профессии помогла определиться подруга.
— Меня позвала, а сама не поехала! Ну а я оказалась в нужное время в нужном месте. Тогда дефектологические факультеты были только в Москве, Ленинграде и Иркутске. Я поступила, у нас было много практики, и пока нас учили заниматься с детьми с особенностями развития, убеждалась, что это мое, — вспоминает Светлана Анатольевна.
После защиты диплома осталась на кафедре коррекционной педагогики пединститута в качестве ассистента. Но учить студентов не то же самое, что заниматься с малышами. А Светлане Анатольевне хотелось работать именно с детьми младшего возраста. Тем более тогда в семье Калиниченко случилось пополнение. Так что профессиональный интерес объединился с родительским, и молодой специалист пришла работать в детский сад № 122 в Иркутске II, а затем и в соседний сад комбинированного вида № 90.
— За годы работы выросла уверенность в необходимости логопеда. Как показывает практика и подтверждает статистика, количество детей с нарушениями речи увеличивается. В обычной группе детского сада из 30 воспитанников лишь у пары нет нарушений развития, в том числе речи. Получается, что все они остаются без помощи логопеда. Ведь занятия проводят с ребятишками из компенсирующих групп. В нашем саду несколько лет назад были две такие группы, сейчас для детей с тяжелыми нарушениями речи их четыре, плюс группа для детей с задержкой психического развития. Но я считаю, учитель-логопед необходим в каждой группе, — говорит Светлана Анатольевна.
Среди часто встречающихся отклонений от нормы — нарушения произношения, особенно сложных звуков: шипящих, свистящих, сонорных, а также нарушения слоговой структуры слова, когда ребенок переставляет звуки, слоги, использует усеченные слова или добавляет лишние слоги. Конечно, с любыми ошибками можно работать, было бы желание. Но вот его-то, а точнее мотивации исправлять речь, у детей нет. Они не чувствуют дискомфорта от своего произношения. Ребенок может общаться и вовсе без слов, при помощи жестов и мимики.
— Мотивация «ты будешь говорить красиво» с дошкольниками почти никогда не срабатывает. Поэтому ищу к каждому подход. Кому-то нравится соревновательный элемент — у Васи получилось зарычать, и ты сможешь. Кому-то важен контраст, и тогда надо отмечать малейшие успехи, обращать внимание — тебе не удавалось правильно выговаривать звук, а после занятий вышло. Есть наглядные поощрения — наклейки за успешно выполненные задания. В основном дети хотят быть хорошими для взрослых, им нужно одобрение, причем не только от педагога, но и от мам, пап, других близких. Чем больше людей оценят победу ребенка, похвалят его, тем у него больше мотивации учиться дальше. Я всегда говорю об этом на родительских собраниях, — поясняет Светлана Анатольевна.
Этим советом взаимодействие с родителями не ограничивается. Логопед обучает и взрослых артикуляционной гимнастике, чтобы дома они повторяли это с детьми. Такие встречи проходят несколько раз в год, и на них приглашаются в том числе родители самых маленьких воспитанников общеразвивающих групп.
— С коллегой учим взрослых задавать правильные вопросы детям, чтобы развивать их произношение, расширять лексический запас. Если спросить ребенка: «Ты возьмешь куклу на дачу?» — ответ будет «да» или «нет». Никакого речевого развития. А если спросить: «Какую куклу ты возьмешь с собой?» — это предполагает использование слов: имя, описание одежды и т. п. Такие рекомендации даем родителям детей младших групп, чтобы у них появлялась фразовая речь. Показываем игры, которые можно быстро организовать на кухне. Например, звучащие коробочки с гайками, крупой, песком и другими материалами. Дети определяют на слух, какие предметы в коробочке, с какой стороны идет звук и т. д. Развивается пространственная ориентировка. Такие игры организовать быстро и легко, а пользы от них много, — советует Светлана Анатольевна.
Несколько лет назад она разработала рабочую тетрадь по теме Прибайкалья: про коренных жителей, растительный и животный мир, историю и современные данные. Пособие успешно апробировали на занятиях, и сейчас совместно с дошкольным отделением иркутской школы № 14 ведется работа над обновленной версией тетради, чтобы по ней могли заниматься дети всей области.
— На занятиях большое внимание уделяю патриотическому воспитанию. Часть программы посвящена изучению нашего города и природы, в частности озера Байкал. Что такое патриотизм для дошкольника? Это, по сути, признание себя частью общества, гражданская идентификация, то есть «я — иркутянин». Прививать любовь к малой родине можно разными способами. У нас были акции по сбору макулатуры, мы рассказывали детям, для чего нужно очищать Ангару, раздавали памятки родителям. Забота о своем крае — также важная часть воспитания, — считает Светлана Анатольевна.
Работу в детском саду она совмещает с руководством методологическим объединением логопедов и дефектологов Иркутска, где более 10 лет является председателем. Чтобы развивать профессиональное сообщество, необходимо держать планку и много учиться. Все педагоги обязаны раз в три года проходить курсы повышения квалификации. И помимо этого учиться приходится постоянно: читать специальную литературу, слушать вебинары, участвовать в конференциях и семинарах.
— Недавно приняли новую федеральную адаптированную образовательную программу, и нам нужно изменить свою. Мы постоянно вводим что-то новое в работу, изучаем различные технологии. Наш сад является пилотной площадкой Института развития образования Иркутской области по теме внедрения технологии образовательного события. Обучение проходит по темам, каждую мы разбираем с помощью познавательных мероприятий: аппликации, поделки, рассказы и пересказы, доклады, экскурсии и театрализованные постановки с детьми. Работа никогда не прекращается, все время думаешь о ней. И желание работать не пропадает, — говорит Светлана Анатольевна.
Профессиональные навыки включены и во время общения с внуками: старший в этом году пошел в первый класс, младшему три года. А в выходные кроме игр и развивающих занятий всей семьей ходят в походы, не требующие серьезной спортивной подготовки. Недавно, например, были на Шаманском утесе в Шелеховском районе.
— У меня много увлечений: вязание, шитье. С удовольствием ношу одежду, которую шью. Люблю наши театры и просто прогулки по Иркутску. Решили с коллегой изучать наш город. Начали с посещения краеведческого музея. Живу в Иркутске с 1985 года, а все еще есть места, о которых не знаю, но хочу узнать, — рассказывает Светлана Анатольевна.
Александра Голубцова
Фото Валентина Карпова и из архива героини публикации
В финал конкурса «Учитель-дефектолог России — 2023» из 119 участников из 75 регионов страны вышли 10 логопедов и 10 дефектологов. Причем из Иркутска сразу два педагога!
«Если получится, превратите профессию в хобби. Будет интересно жить, увлекательно работать. Логопед никогда не стоит на месте в развитии, даже одно и то же нарушение у разных детей проявляется по-разному, приходится постоянно что-то придумывать, искать индивидуальный подход. А еще это отличная профилактика Альцгеймера. Чем больше мы будем изучать новое и внедрять его, тем более адекватными будем на протяжении всей жизни. Поэтому наша профессия хороша и по личным причинам», — убеждена Светлана Калиниченко, лучший учитель-логопед Иркутска
Занятия с логопедом в детском саду проходят ежедневно в групповом и индивидуальном форматах, часто с перерывами, так как не все воспитанники в силу своих особенностей могут на протяжении 20 минут учиться. В группах дети выполняют задания по развитию лексико-грамматических средств языка, готовятся к школе и развивают навыки звукобуквенного анализа, в индивидуальном формате корректируют звукопроизношение
Лучший учитель-логопед Иркутска Светлана Анатольевна Калиниченко работает в детском саду комбинированного вида № 90 в Иркутске II. Здесь обучаются нормотипичные дети, а также дошкольники, имеющие особенности развития