Лучший храм Мельпомены: история создания иркутского драмтеатра
image
None
«Из всех сибирских городов самый лучший — Иркутск… Совсем интеллигентный», — писал Чехов, проезжая через Иркутск на Сахалин. Среди мест, которые писатель отметил в своих заметках, был и городской театр. Но писателя впечатлило не нынешнее здание, а деревянное. Иркутский драматический — один из старейших театров в стране и одно из самых красивых зданий Сибири, являющееся визитной карточкой нашего города.// Любительские спектакли «30 августа 1897 года в час дня состоялось освящение и открытие иркутского театра в присутствии начальника края, губернатора, головы и прочих чиновников при многочисленной публике. Молебствие было в большом фойе причтом Харлампиевской церкви, и здание освящено святой водою…» — читаем мы в иркутской летописи Нита Романова, восстановленной иркутянкой Надеждой Куликаускене. Первыми шагами к созданию театра на рубеже XVIII-XIX веков в нашем городе были «домашние» спектакли, которые ставили в частных домах и в учебных заведениях Иркутска. Любительский театр в Иркутске был создан в 1787 г. усилиями жены чиновника Троепольского, которая была и режиссером, и актрисой. После прекращения его деятельности спектакли для узкого круга зрителей ставились в помещении Благородного собрания, мужской гимназии и в губернаторском доме. А в 1803-м купцом Е.И. Солдатовым в Иркутске был открыт общедоступный театр. С ноября 1850 г. в зале Благородного собрания стали проходить спектакли приезжих профессиональных артистов. Эта дата считается началом профессионального театра в Иркутске. В 1851 году при попечительстве генерал-губернатора Николая Муравьева-Амурского завершилось строительство здания для театра, которое торжественно открылось 22 сентября. В этот вечер шла пьеса Николая Полевого (уроженца Иркутска) «Русский человек добро помнит». На новой сцене ставили также водевили известного в то время драматурга Д. Ленского «Девушка-моряк» и «Жена за столом, муж под столом». Поначалу здания театра были деревянными. Летопись Иркутска: «В 1851 закончено строительство первого здания театра». "В архитектурном и акустическом отношении театр удовлетворяет всем требованиям сценического искусства. Здание деревянное, длиной семнадцать, шириной двенадцать, вышиной до четырех сажен. Два яруса лож и галерея, партер в девять рядов кресел расположены с большим знанием дела и в отличном вкусе." В 1861 сгорело первое здание. Второе здание театра на 500 мест было построено в 1864 году. В 1873 году выстроено третье. Оно обошлось жертвователям (купцам Сибиряковым, Немчиновым и Базановым) в 85 000 рублей. Но и это, простояв 10 лет, сгорело 28 октября 1890 года во время большого пожара. В Иркутской летописи написано: «28 октября в 9 часов утра начался пожар в городском театре, и скоро все здание было объято пламенем. К 12 часам осталось только две стены, но и те скоро были уронены». «Молодой беллетрист Чехов» Антон Павлович, задумав свою поездку на Сахалин, даже не предполагал, с какими мучениями и трудностями ему придется столкнуться в дороге. Вечером 4 июня 1890 года, приехав в деревню Глазково, стоя на берегу Ангары, он вместе с тремя спутниками страстно мечтал въехать в Иркутск. Но погода, как нарочно, испортилась. Плашкоут, привязанный к тросу, кидало по волнам, как щепку, а к берегу не прибивало. Чехов смотрел на этот несчастный плашкоут и уже представлял себе, как придется ночевать в темной крестьянской избе. Но удача наконец улыбнулась путникам, и плашкоут прибило к берегу. «Браво! — не скрывая восторга, записал потом Чехов. — Мы в бане! Ах, как сладко париться, есть и спать!... В письмах Чехов упоминает и так понравившуюся ему баню, и Интендантский сад с музыкой, и краеведческий музей, и гостиницу «Амурское подворье», и Сибирский банк, где он снимал деньги, и кондитерскую, где лакомился пирожным. И — городской театр! В разделе «Недельная хроника» в газете «Восточное обозрение» от 10 июня 1890 г. сообщалось о приезде писателя: «На этой неделе в Иркутск приехал и пробыл несколько дней молодой русский беллетрист, известный городской публике как автор остроумных водевилей и драмы «Иванов», дававшихся в минувший сезон на сцене городского театра. А. П. Чехов отправляется на остров Сахалин, куда он послан в качестве наблюдателя одной большой петербургской газеты». В апреле 90-го года иркутские актеры играли «Медведя» на благотворительном вечере, а в 1891 году — открывали сезон «Предложением». Помощь купцов  После того как сгорело третье деревянное здание городского театра, было решено построить каменное. На его строительство планировалось потратить около 200 тысяч рублей, но оказалось, что денег нужно значительно больше. Помощь оказали местные купцы Немчиновы, Сибиряковы, Базановы, Кельх, Сукачевы, Гинцбурги, Сиверсы и другие. Собрали 290 тысяч 748 рублей 22 копейки пожертвований. К 1896 г. здание было почти готово, однако внутреннюю отделку завершили к следующему году. С 1897-го театр располагается в каменном здании, которое было возведено по проекту главного архитектора Дирекции императорских театров Шрётера по традиционной схеме «ярусного театра». Шрётер выиграл конкурс, в котором участвовало несколько десятков проектов. Строительство осуществлялось под непосредственным патронажем иркутского губернатора Александра Горемыкина. Здание поражало не только убранством зала, но и совершенной акустикой. Шедевр зодчества XIX века, драмтеатр стал жемчужиной городской архитектуры. Зодчий Виктор Шрётер  Виктор Шрётер, выигравший конкурс театральных проектов, происходил из балтийских немцев, родился в Санкт-Петербурге 27 апреля 1839 года. Он получил хорошее образование: в 1851-1856 годах учился в немецком училище при лютеранской церкви Святого Петра — Петришуле. А затем прошел курс Императорской Академии художеств и был выпущен из нее со званием внеклассного художника. В 1856-1862 годах Шрётер обучался в Берлине. Сумел поступить в Берлинскую Академию художеств. Окончив ее, молодой архитектор получил золотую медаль. Так началась карьера зодчего. В 1858 году Виктор был принят в Берлинский союз архитекторов. Чтобы впитать в себя опыт архитектуры разных стран и стилей, иметь возможность сравнивать, Шрётер много путешествовал: изучал архитектуру Германии, Бельгии, Франции, Италии и Австрии. После возвращения в Россию он был приглашен преподавателем в Петербургское строительное училище. За свои работы, представленные в Академии художеств, был удостоен звания художника четырнадцатого класса. А в 1864 году за составленный по заданной программе проект здания Думы Санкт-Петербурга Шрётер признан академиком архитектуры. С этого времени он занял видное место среди петербургских архитекторов. В своей архитектурной работе Виктор Шрётер был ярким представителем рационального направления эклектики. Как все немцы, он зарекомендовал себя добросовестным мастером, стремящимся «строить солидно и экономно». Авторитет Шрётера как архитектора стремительно возрастал. Он принял участие в сооружении дворца великого князя Владимира Александровича в Санкт-Петербурге (ныне Дом ученых, Дворцовая набережная, 26). Особое место в его творчестве занимал театр. Виктор был автором проектов театров в Киеве, Тифлисе, Нижнем Новгороде. Шрётер перестроил и фасад Мариинского театра после пожара в 1880-х. В знак благодарности за работы по перестройке и расширению Мариинки архитектору подарили миниатюру театра, выполненную в серебре. Во время блокады Ленинграда дочь Шрётера Мария передала модель для переплавки на нужды города. Шрётер состоял главным архитектором дирекции Императорских театров, помощником инспектора строительного отдела при Кабинете его величества, был членом разных комиссий и принимал деятельное участие в учреждении и трудах Петербургского общества архитекторов. Любимым стилем Шрётера в зрелые годы был немецкий ренессанс. В тридцать лет он женился на Марии Христине Ниссен, тоже немке, и у них было восемь детей, из которых сыновья Отто и Георгий стали архитекторами, а дочь Мария — художником. Архитектор похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. Открылся «Ревизором»  Первый сезон в новом здании открылся 2 сентября 1897 спектаклем «Ревизор» Гоголя. С первых шагов своей истории театр снискал репутацию «одного из лучших провинциальных храмов Мельпомены». В 1899-м в его труппе работали такие талантливые провинциальные актеры, как М. Саблина-Дольская, А. Тугаринова, М. Славич, Н. Васильев, В. Янов, И. Блажев, А. Шмидтгоф, П. Горин-Гольшин, Галицкий. В состав оперной труппы входили артисты Московского театра И. Прянишникова, М. Бруно и Н. Сикачинский. В 1918 году театр перешел в ведение культурно-просветительского отдела при комитете советских организаций. В 1931-м в Иркутске создан Сибирский экспериментальный театр (СЭТ). В сезоне 1932-1933 он начал постоянную работу. В 1967-м Постановлением Совета Министров РСФСР театру было присвоено имя выдающегося российского режиссера Николая Охлопкова, чья театральная деятельность началась на иркутской сцене.
Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg