Работы иркутянина Анатолия Мущенко можно увидеть на популярных сайтах, так как рисует он digital art — цифровое искусство. Однако в прошлом году группа инициативных иркутян предложила Анатолию расписать гаражи возле дома № 11 на улице Украинской. И не просто чем-то красивым, а в тематике авиазавода — легендарными иркутскими самолетами! Собрали подписи, завод снабдил красками, Анатолий взялся воплощать идею, впервые для себя — в формате уличного искусства. Об особенностях стрит-арта, цифре и идее автор рассказал журналисту «Иркутска».
— Как бы вы назвали направление, в котором работаете?
— Мой стиль динамичный, он постоянно меняется. В 2010 году я начал заниматься компьютерной графикой, рисовал на тему космонавтики, потом создавал 2D для геймдева (разработка компьютерных игр. — Прим. авт.) — ужасы, фэнтези. Сейчас я рисую для людей и про людей — соцреализм. Напоминает советские открытки, яркие, героические, но про настоящих людей.
— Помните, какой была ваша первая работа?
— Первое мое воспоминание про рисование было еще в садике, мне было лет 5–6. Все изображали родителей как могли, а у меня получилось! Рот, нос, глаза… Воспитатель даже сказала: «Ну наконец-то кто-то нормально нарисовал!» Любил рисовать солдатиков, самолетики, как все мальчишки. Меня отправили в художественную школу, с тех пор всегда рисую. Хотя по образованию я политолог, но это вообще не мое.
— Самолеты на дверях гаражей такие динамичные, яркие. Вы мечтали стать летчиком?
— Всю жизнь надо мной летают самолеты, я родился и вырос в Иркутске II, но интересовался больше железной дорогой, потому что я из семьи железнодорожников. Каждое путешествие на поезде было приключением! Были в детстве две мечты — стать художником и стать космонавтом. Космонавтом я не стал, а вот художником до сих пор пытаюсь.
— Почему компьютерная графика?
— У цифры есть один огромный плюс — работа будет всегда цветная и яркая. В традиционной живописи все зависит от материалов, пигмента, добиться такого же эффекта традиционными материалами невозможно. Но экран всегда готов передать яркие цвета. Ты всегда видишь свою работу яркой, сочной. Я могу придумать идею, быстро ее нарисовать, скомпоновать, что-то поменять. Но стоит помнить, что рисунок в цифре — это пиксели, а пиксели ничего не стоят. Нужно вкладываться в идею. Сейчас штампуют много одинаковых работ, если ты хочешь, чтобы твоя работа не потерялась в этом потоке, нужна идея. Например, работа ко Дню космонавтики. Космонавт — первый человек в космосе, Юрий Гагарин, дальше Нил Армстронг, Луна, над ними аппарат «Вояджер», на золотом значке написано послание… Это всё — путь человечества в космос. Идея сама приходит в голову — и ты загораешься задачей!
— Но вы взялись расписывать гаражи краской…
— Когда делаешь одно и то же, ты становишься машиной, которая решает задачи по техзаданию. Поэтому, чтобы развиваться, я постоянно бросаю сам себе какие-то вызовы, это нужно, чтобы не стагнировать — новые форматы, новые материалы. Может, завтра пойду бить татуировки! А тут мой знакомый рассказал, что в двух кварталах от меня люди ищут художника. Мне хотелось чего-то реального, а не цифрового, и вот оно. Авиазавод предоставил краску, колеры, список самолетов.
— Вы рисовали кистью?
— Да, стойкой алкидной краской. Мне понравилось, и я решил развиваться в этом направлении. Мне близки темы экологии, зверей, природы. Кроме того, 90% работ отправляются только в портфолио, я редко участвую в выставках, а хочется, чтобы мое творчество было для людей. Мне нравится, когда работа на что-то намекает, заставляет задумываться зрителей.
— Какие еще планы на творческое будущее?
— В ближайшее время появятся мои открытки на тему Иркутска. У меня много альбомов с пленэров, хожу с карандашом, тушью, сейчас — с акрилом… Обычно в исторический центр, старенькие домики всегда гораздо красивее новостроек, рисуешь старенькую деревяшечку, но у нее есть история! Костел, наверное, раз семь рисовал. Никогда не надоедает!
Александра Луканина
Фото из архива Анатолия Мущенко
Идет процесс работы над «гаражным муралом» самолета Ер‑2 — самого крупного из двухмоторных советских бомбардировщиков с крылом типа «обратная чайка». В его бомболюке можно было разместить до 2000 кг бомб, и по 1000 кг бомб подвешивалось на внешних держателях. На Иркутском авиазаводе первоначальный проект Ер‑2 модернизировали: расширили кабину, увеличили крылья и усилили вооружение
Ан‑24Т (именно он нарисован на этих гаражных воротах) строили только на Иркутском авиазаводе. Для серийного производства пришлось осваивать новые технологические процессы — изготовление клеесварных панелей, химическое фрезерование крупногабаритных деталей обшивки, изготовление триммеров элеронов и сервокомпенсаторов рулей с пенопластовым наполнителем. В 1967–1971 годах Иркутский завод выпустил 164 самолета Ан‑24Т
А это самолет Ту‑2 — разведчик и торпедоносец, он мог летать дальше других самолетов своего класса, имел мощное оборонительное вооружение, и для того, чтобы держаться в воздухе, ему достаточно было одного из двух двигателей. Эти качества сделали машину лучшим самолетом Великой Отечественной войны. После победы Ту‑2 поставляли в Польшу, Болгарию, Румынию, Венгрию и Китай, где они служили аж до 1982 года. В Иркутске производили Ту‑2С с 1947 по 1950 год
Анатолий Мущенко — иркутский художник, автор «гаражных муралов» в поселке авиастроителей и не только. Анатолий говорит, что много рисует на улицах города: «Иногда кажется, что суть пленэров — это знакомство с новыми людьми. Пока сижу рисую, часто подходят прохожие, рассказывают разные истории, а я слушаю. Я здесь родился, здесь живу и понимаю Иркутск»
Рисунки в цифрах
Два дня Анатолий создавал эскиз самолета и два дня наносил изображение на каждый гараж (всего их 11).