None
В Иркутске противостояние водителей и работников компании, которая эвакуирует неправильно припаркованные машины, впервые обернулось криминальными разборками. Эвакуаторы действуют в городе под руководством ГИБДД чуть более четырех лет. За это время автомобили при транспортировке на штрафстоянку неоднократно роняли и портили, увозили вместе с детьми в салоне и даже таскали на кабине эвакуатора разгневанных автовладельцев, не дававших увезти их машину. В июне дело дошло до вооруженного нападения водителя эвакуированной иномарки на работников, забравших его автомобиль. О том, почему эвакуаторы вызывают гнев горожан и как можно разрешить этот конфликт цивилизованным способом, рассказывают эксперты.
Эвакуационный беспредел
Эвакуация неправильно припаркованных машин в Иркутске началась в феврале 2013 года. Водитель эвакуированной машины, чтобы получить назад свой автомобиль, обязан оплатить работу грузовика, время нахождения его машины на штрафстоянке и штраф за незаконную парковку. Штрафы, по данным пресс-службы ГУ МВД России по Иркутской области, поступают в бюджет региона. Остальные деньги остаются у частной компании, занимающейся эвакуацией.
По словам полицейских, машины увозят со всех улиц, где встречаются знаки о запрете парковки. В центре это Тимирязева, Карла Маркса, 3 Июля, бульвар Гагарина, парковка ТЦ «Комсомолл», перекрестки в районе Киевской, Желябова и Красноармейской. С августа 2015 года под запрещающими знаками появились дополнительные таблички «Действует эвакуатор» с соответствующим изображением.
Кажется, что основное правило вполне ясно — достаточно не ставить машину под знак, и ее не заберут. Однако на практике его соблюдают далеко не все автолюбители, а работники транспортной компании при этом действуют довольно поспешно и грубо. В итоге ленты городских новостей в последние годы отчасти превратились в сводку происшествий, в которых задействованы эвакуаторы.
В июне 2016 года машине при эвакуации помяли крышу, в августе водитель грузовика «протащил» автолюбительницу на кабине, за которую та зацепилась, не желая расставаться со своей машиной. В ноябре автомобиль забрали с ребенком в салоне, а в декабре эвакуатор и вовсе опрокинулся вместе с авто.
В текущем году машины опять роняли с эвакуаторов, портили и увозили с оставленными в них детьми. Наконец, в июне недовольный эвакуацией своей машины водитель Range Rover вместе со своими знакомыми на другом авто перегородил эвакуатору путь, разбил стекло и, угрожая ножом, заставил водителя вернуть ему иномарку. За эту криминальную выходку мужчину задержали, поместили в спецприемник и в дальнейшем, скорее всего, будут судить по уголовной статье.
Жесткое наказание
Впрочем, когда машины забирают тихо и без повреждений, у их владельцев это часто вызывает не меньшее негодование. К примеру, у иркутянина Алексея автомобиль забрали из района Иркутского музыкального театра из-за того, что машина была припаркована под знаком, запрещающим стоянку до 20:00. При этом, согласно протоколу, его «тойоту» забрали в 19:50, когда движение уже не было оживленным и она не мешала проезду транспорта. В результате водителю пришлось разыскивать машину в течение двух часов, платить штраф, да еще и раскошелиться за ночь ее нахождения на стоянке, поскольку после 22:00 отдавать автомобиль отказались.
С таким же неоправданно строгим следованием букве закона столкнулся директор АНО «Центр содействия комплексному развитию территории «Иркутские кварталы» Сергей Маяренков. Его машину эвакуировали из-за того, что она стояла в 4,5 метрах от пешеходного перехода, в то время как стоянка разрешена в пяти метрах.
В случае с парковками у больниц такая придирчивость эвакуирующих выглядит особенно цинично. По словам эксперта Общественной палаты Иркутской области Константина Жукова, он нередко видит, как машины забирают из района Ивано-Матренинской детской клинической больницы и Иркутского научного центра хирургии и травматологии.
— Родители привозят больного ребенка. Паркуются, берут малыша и бегут в приемную. А эвакуатор в это время стоит за углом, и эту машину тут же погружают и увозят, — говорит Константин Жуков. — То же самое происходит у Института травматологии, где часто паркуют старые автомобили приезжие из Черемхова, Усолья-Сибирского, Заларей. На моих глазах люди понесли на руках пожилую женщину в здание, а к их машине тут же подъехали эвакуаторы и забрали ее.
Неоправданная строгость
По мнению многих водителей, испытавших на себе работу эвакуаторов, главная проблема не в нарушении транспортной компанией закона, а в неоправданной жесткости ее работников. В итоге получается, что с улиц города нередко забирают не те машины, которые действительно мешают движению, а те, которые формально не до конца учли правила парковки. Например, когда водитель оставил машину на 10 минут раньше разрешенного, на 50 сантиметров ближе к переходу, чем нужно, или в состоянии паники неверно припарковался у больницы.
— Сейчас работа эвакуаторов больше похожа на простое зарабатывание денег, — считает Сергей Маяренков. — Выходит, что ГИБДД не следит за соблюдением правил парковки и не старается предупредить нарушителей, а устроила погоню за неверно припарковавшимися водителями. Во многих случаях можно было бы отделаться предупреждением или штрафом, оставленном на лобовом стекле. А забирать машины стоит в экстренных ситуациях, если они действительно создают аварийную ситуацию или мешают движению.
По мнению председателя правления ассоциации «Союз автомобилистов Сибири» Алексея Шабанова, Министерству имущественных отношений Иркутской области нужно расторгнуть договор с компанией ООО «Транспарк», которая эвакуирует машины в Иркутске под руководством ГИБДД.
— На мой взгляд, они не следят за техническим состоянием своего транспорта. У них старые тросы, из-за чего машины и падают, — заявляет Алексей Шабанов. — И, как показывает практика, они некорректно себя ведут — к примеру, отказываются разгрузить и вернуть машину водителю, если он пришел до того момента, как эвакуатор тронулся. В целом, компания, по-моему, работает из рук вон плохо.
Больше парковок, меньше машин
Однако системно проблему конфликтов водителей с эвакуаторами заменой транспортной компании не решить. По мнению Константина Жукова, в городе в первую очередь нужно организовать достаточное количество парковок, особенно у больниц. Эту работу администрация Иркутска совместно с предпринимателями ведет постоянно — по крайней мере, там, где это позволяет ширина улиц.
— Из-за особенностей исторической застройки Иркутска и устаревшего планирования в городе узкие улицы. На них часто нет места, чтобы сделать парковочные места, — говорит заместитель председателя комитета городского обустройства мэрии — начальник департамента дорожной деятельности Руслан Батраченко. — Тем не менее в 2016 году в рамках муниципально-частного партнерства мы организовали большую парковку на 150 мест под Глазковским мостом на правом берегу Ангары. Это позволило разгрузить бульвар Гагарина. При сотрудничестве с предпринимателями сделали парковку на 30 мест на улице Карла Либкнехта в районе бизнес-центра «Европлаза», а еще одну — на деньги из городской казны — напротив Иркутской соборной мечети.
В 2017 году мэрия планирует организовать парковку у поликлиники на улице Вампилова в Свердловском округе, где ведется ремонт дороги. Кроме того, для создания дополнительных парковок определено девять мест в Ленинском округе, восемь — в наиболее загруженном Правобережном, десять — в Свердловском, пять — в Октябрьском.
— Количество автомобилей в Иркутске постоянно растет. А еще и со всей области сюда приезжают, — соглашается Алексей Шабанов. — А город строился 300 лет назад, когда, разумеется, о такой проблеме не думали. Поэтому однажды придется начать ограничивать въезд личного автотранспорта в центр.
По мнению Сергея Маяренкова, платный въезд в центр действительно необходим. Но главное, что нужно сделать прежде, — это запустить качественный общественный транспорт с удобными схемами маршрутов. Тогда и особой необходимости в использовании личной машины в большинстве случаев не будет.
Однако Руслан Батраченко отмечает, что запрет на въезд в центр легковых автомобилей в Иркутске пока не планируется. Повышением комфорта общественного транспорта администрация занимается, и именно это городские чиновники считают способом заставить людей меньше ездить на своих машинах. Для разгрузки движения также планируется организовать пересадочный пункт для междугородних автобусов не в центре, как сейчас, а в районе остановки «Узловая» в Ленинском округе. Когда машин на улицах станет меньше, а парковок больше, для эвакуаторов практически не останется работы.
ЦИФРЫ
Количество парковочных мест в центре Иркутска — 1220
Необходимо по нормам — 2500
Общее количество автотранспорта в Иркутске — 26000
Поделиться в соцсетях: