None
Газета «Иркутск» продолжает цикл публикаций о членах городской Общественной палаты беседой с кандидатом технических наук, доцентом Иркутского научно-исследовательского технического университета, председателем Общественной организации предпринимателей Иркутской области, президентом Федерации велосипедного спорта Приангарья Ильдусом Галяутдиновым.
Ильдус Илясович входил в состав Общественной палаты первого созыва, сейчас возглавляет комитет по экономике и предпринимательству в шестом созыве. Его гражданская позиция всегда была связана с защитой малого бизнеса. Он считает, что обязанность государства — создать все условия, чтобы человек мог реализовать свои способности на благо общества, себя и своей семьи. Богатой страна может стать лишь тогда, когда в ней живут обеспеченные, инициативные люди.
— Каждый человек уникален, каждый талантлив. Если бы все мы, 146 миллионов человек, живущих в России, реализовали свои таланты, даже представить сложно, насколько бы мы были богаты, — говорит Ильдус Илясович. — Государство может либо угнетать возможности людей, либо стимулировать. И я, как преподаватель вуза, как предприниматель, как член Общественной палаты нашего города вижу свою главную миссию прежде всего в том, чтобы способствовать созданию в нашем государстве, в Иркутске условий для реализации талантов.
В своей работе Ильдус Галяутдинов руководствуется принципом «критикуя — предлагай, предлагая — делай». В 1980-е годы он, выпускник Казанского химико-технологического института, начал свой трудовой путь на «Ангарскнефтеоргсинтезе». В 30 лет стал заместителем главного технолога комбината, в его подчинении было 11 заводов, где работали 27 тысяч человек. При губернаторе Юрии Ножикове возглавил областной комитет по охране природы. В 1992 году создал собственное предприятие, а в начале нулевых был избран председателем Общественной организации предпринимателей Иркутской области.
— Вы человек состоявшийся, имеете собственный бизнес, преподаете экономические дисциплины в ИрНИТУ, занимаетесь научной работой, много лет фанатично преданы велоспорту и при такой занятости участвуете в общественной работе. Что вам дает членство в городской Общественной палате?
— В Общественной палате я возглавляю комиссию по экономике и предпринимательству. Собственно, этим все сказано. Всю жизнь я нахожусь в активном диалоге с представителями власти, отстаивая интересы и права предпринимателей. Общественная палата — одна из тех площадок, где предлагают конкретные решения, публично и аргументированно высказывают собственные мнения.
— В России не так давно появилось новое правительство, перед которым президент поставил задачу обеспечить экономический рост. А что, по-вашему, не так в российской экономике?
— Я занимаюсь изучением экономики много лет, автор почти 40 научных и научно-методических трудов, нескольких монографий, среди которых «Недвижимость и малый бизнес. Как один налог убивает бизнес на корню», «Стагнация развития малого бизнеса в России».
Одна из ключевых проблем российской экономики — высокая налоговая нагрузка на бизнес, особенно малый. Давно доказано, что чем выше подати, тем медленнее экономический рост. Это, конечно, не единственная причина, но, по-моему, одна из основных. Оптимизм внушает то, что наш новый премьер-министр Михаил Мишустин — доктор экономических наук и знаком с фундаментальными законами, по которым развивается экономика. Но этот оптимизм пока можно охарактеризовать как осторожный.
— На одном из первых заседаний Общественной палаты шестого созыва обсуждался вопрос о ставке налога на коммерческую недвижимость по кадастровой оценке. Вы были одним из главных инициаторов, чтобы этот налог был для предпринимателей минимизирован. Это можно считать достижением вашей работы и Общественной палаты в целом?
— Иркутск стал одним из немногих муниципалитетов, где ставка налога на коммерческую недвижимость по кадастровой оценке минимальна — 0,2 %, для крупных объектов — более 5 тысяч квадратных метров — 0,5 %. В Иркутской области он по прогрессивной шкале составит 1,5 %, что абсолютно губительно для бизнеса. В Татарстане, например, всех предпринимателей, у кого площади занимают менее 2 тысяч квадратных метров, а это как раз представители малого бизнеса, от этого налога просто освободили. Коммерсанты в населенных пунктах, где количество жителей не превышает 175 тысяч, также не должны платить этот налог. В Москве освободили от уплаты налога на коммерческую недвижимость по кадастровой оценке всех, у кого площади менее 3 тысяч квадратов. А в «богатой» Иркутской области предприниматель платит этот налог начиная с одного квадратного метра. Например, есть у вас в глубинке маленький магазинчик 10 квадратных метров, вы будете с кадастровой оценки этой площади платить полтора процента. Кто-то скажет: ну, 10–15 тысяч рублей — это в наше время не деньги, это ерунда. А для полуживой российской деревни это много.
На уровне области сообщество предпринимателей с этим решением Законодательного собрания ведет диалог уже три года и имеющийся результат на сегодня пока далек от значений, дающих надежду на выживание малого бизнеса. В Иркутске к мнению Общественной палаты прислушались, и это реальный результат нашей работы.
— Какие задачи как глава комиссии ставите перед собой сейчас?
— Я вижу ряд тем, что уже включены в план нашей деятельности. Они связаны с инвестиционной привлекательностью Иркутска, грамотным административным управлением и работой в сфере налогового регулирования в той части, которая муниципалитету отпущена законодательством. План еще будет обсуждаться, корректироваться, но это крупные направления, с которыми можно работать все 365 дней в году.
Я в Общественной палате города вхожу также в комиссию по делам молодежи. И в этом качестве также есть планы реализовать ряд проектов, связанных с развитием в Иркутске велосипедного спорта.
— Что сегодня больше всего волнует вас как активного гражданина? Что хотелось бы изменить в жизни города к лучшему?
— Каждый год в течение двадцати лет своей преподавательской работы я провожу опрос среди старшекурсников: кто из вас пойдет в предприниматели? И с каждым разом желающих заниматься собственным бизнесом все меньше и меньше. Даже те ребята, у которых родители предприниматели и у них, по сути, уже есть свой семейный бизнес, заниматься им не хотят. Молодые люди, как правило, связывают свое будущее с работой в госучреждениях или в ресурсодобывающих организациях — Газпроме, Роснефти. И многие из них рассматривают Иркутск только как стартовую площадку, чтобы, получив здесь образование, уехать в Санкт-Петербург, Красноярск, Новосибирск.
Я желал бы изменить эту ситуацию. Пока есть силы, видение и понимание цели, я буду делать все от меня зависящее, чтобы молодежь не уезжала из Иркутска, а малый бизнес поднимался из небытия. Когда для этого будут созданы условия, все остальные задачи решатся автоматически.
Поделиться в соцсетях: