Кованые атланты Скачкова. Репортеры «Иркутска» узнали какова судьба одной из самых известных работ знаменитого скульптора?
Общество
Газета «Иркутск» #31 (1117) от 18 августа 2023
image
None

На этой неделе Иркутск простился со скульптором Евгением Скачковым — его не стало в прошлую субботу, 12 августа. Член Союза художников России и Союза художников и ремесленников Приангарья Евгений Иванович Скачков скончался на 78-м году жизни после продолжительной болезни. За две недели до смерти создатель множества скульптурных композиций побывал в мастерской, куда перевезли для реставрации его знаменитых атлантов — так Евгений Иванович называл двух алюминиевых спортсменов, которые 40 лет украшали фасад Дворца спорта. «Он знал, что атлеты под присмотром, знал, что я возьмусь за их реставрацию, и был спокоен на этот счет», — рассказывает ученик Евгения Скачкова скульптор Михаил Филиппов. «Иркутск» поговорил с ним о мастере на следующий день после прощания.

Огромные, мощные, масштабные — они занимают почти все пространство на полу мастерской. Наблюдать так близко и с разных ракурсов знаменитых спортсменов с фасада Дворца спорта — особенное удовольствие. Каждый шов, каждый палец, изгибы тел и выражения лиц — всего этого не разглядеть на расстоянии, не увидеть детализации работы. Атлеты созданы из алюминиевых листов, которые мастер выколачивал молотком, придавая нужную форму металлу. Тонкие, миллиметровые пластинки и сейчас, спустя 46 лет, «помнят» то тепло и показывают, где именно прошелся молоток скульптора.

— Евгений Иванович приезжал сюда посмотреть на своих атлантов пару недель назад, — рассказывает Михаил Филиппов. — Конечно, он расчувствовался, и это легко понять. Работа столько лет занимала центральное место в городе, а затем собственники здания ее сняли, ни слова не сказав скульптору — он случайно ехал мимо и увидел, что атлантов больше нет.

К счастью, горельеф не сдали на металл. К тому же он остался относительно невредимым — при демонтаже его уронили, но серьезно монумент не пострадал. Автор нашел свою работу через пару лет на складах стадиона. Собственник предложил забрать громоздкий монумент, и Евгений Иванович, конечно, согласился. Затем атланты пару лет кочевали вместе со скульптором по мастерским, хранились на охраняемой территории, и вот теперь они снова в руках скульптора, ученика своего создателя.

Нужно сказать, автор с легким сердцем доверил реставрацию атлантов Михаилу Филиппову — в начале 2000-х он принимал участие в изготовлении пятиметрового герба России, расположенного на здании, в котором размещаются правительство и Заксобрание Иркутской области. Герб выполнен в той же технике — работая вместе со Скачковым, Михаил Флиппов перенял его опыт.

— В день визита Евгения Ивановича мы много говорили, обсуждали, что именно нужно сделать с атлантами, как это делать — он большой специалист в этой технике, к тому же идеально знает свою работу — где какие соединения использовать, как заменить смятые при демонтаже детали, как выправить то, что пострадало в меньшей степени. И конечно, вспоминали, как появился этот горельеф, как над ним шла работа.

Реставрация начнется в ближайшее время, для начала нужно снять краску с алюминия — при ремонта фасада Дворца спорта алюминиевый горельеф выкрасили.

— Краска снимается химическим способом — с помощью определенных составов она сойдет без следа, — объясняет Михаил Филиппов. — Дальше нужно заменить небольшие детали — здесь понадобятся листовой алюминий и аргоновая сварка. Есть места, которые нужно просто выправить. А дальше — зачистить, проверить несущую арматуру и завершить работу покрытием краской, которой красят лодки и самолеты. Думаю, на это уйдет около трех месяцев.

Михаил Филиппов отмечает: сейчас никто не делает скульптур в такой технике — это дорогое и трудозатратное удовольствие, хотя красота, объем и долговечность изделия с лихвой компенсируют издержки: «Представьте, сначала скульптуру нужно вылепить в глине в полном масштабе, затем снять с нее гипсовую форму, потом отлить из бетона контрформу, и только потом по бетону выколачиваются листы алюминия с многократным нагревом и последующей сваркой по форме. Одно дело — дорого, другое — мало умеющих».

— Евгений Иванович работал в очень многих техниках, умел такое, к чему я даже не подступлюсь: литая бронза, резьба по граниту и мрамору, деревянная скульптура, ювелирка, бетон и искусственный камень — большой профессионал. А еще он был мудрым. Очень спокойным. И очень грамотным, — рассказывает о мастере Михаил Филиппов.

На днях скульптор Филиппов ходил на прием к министру спорта Павлу Богатыреву, спрашивал, где именно можно разместить после реставрации атлантов. Но в собственности минспорта нет подходящего сооружения: «Те, что имеются, либо не подходят для крепления скульптуры — в нашем случае нужна прочная каменная основа; либо не подходят по размеру — нам требуется стена как минимум 25 метров в ширину, — рассказывает Михаил. — Что ж, будем искать в муниципалитетах. Уверен, горельеф с такой историей обязательно найдет свое место. Я обещал это Евгению Ивановичу».

Ирина Покоева

Фото автора и из архива Михаила Филиппова

Между собой скульптор Евгений Скачков и его коллеги называли этот горельеф атлантами: сильные, могучие — они держат чашу с Олимпийским огнем, будто древнегреческие титаны — небесный свод. В народе скульптурную композицию чаще называют гимнастами или атлетами. Сейчас алюминиевые мускулистые спортсмены находятся в мастерской скульптора Михаила Филиппова — ученика создателя атлантов Евгения Скачкова: впереди реставрация горельефа и поиск места для его установки

Евгений Скачков (слева) и Михаил Филиппов были знакомы с конца 1990-х годов: мастерские находились по соседству, вместе трудились над некоторыми работами. Михаил называет Евгения Ивановича своим учителем. Эта встреча состоялась за пару недель до кончины мастера

Евгений Скачков изготовил алюминиевый горельеф для иркутского Дворца спорта по госзаказу в 1977 году. 40 лет он украшал фасад главного спортивного сооружения Иркутской области, а затем его демонтировали, заменив на огромный светодиодный экран. К счастью, скульптурная композиция сохранилась и вернулась к создателю

Горельеф полностью выполнен из алюминия, включая каркасную сетку из уголков того же металла. Состояние материала, несмотря на 46-летний возраст, близко к идеальному — алюминий не подвержен коррозии, а значит, прослужит еще десятки лет

Размеры горельефа впечатляют — мужская ладонь в руке атланта могла бы уместиться как минимум 12 раз. «Размах» горельефа 11,5 на 6 метров, при этом вес алюминиевых спортсменов — 150 килограммов

Телеграм-канал https://t.me/ruslanbolotov

«Монументальные работы этого талантливого мастера хорошо знают иркутяне: он автор скульптуры всадника у поселка Усть-Ордынского, памятника врачам и медсестрам возле медицинского университета, скульптурных украшений для здания областного правительства, драматического театра, Дома актера, научной библиотеки (Белого дома), железнодорожного вокзала и многих других достопримечательностей столицы Прибайкалья.

Евгений Иванович является олицетворением целой эпохи. Его уход — невосполнимая потеря. Выражаю глубокие соболезнования родным и близким. Примите слова искреннего сочувствия и поддержки».

Самые известные работы Евгения Скачкова

  • Всадник на въезде в поселок Усть-Ордынский
  • Герб на здании правительства Иркутской области
  • Памятник врачам и медсестрам возле Иркутского медицинского университета
  • Композиция «Рыбаки» в фойе Дома художника
  • Памятник Евгению Евтушенко в Зиме
  • Городские часы с каравеллой в Шелехове

Скульптурные украшения для Иркутского дома актера, Белого дома, Иркутского железнодорожного вокзала. Восстановление и изготовление лепнины и скульптур в период реконструкции и реставрации здания Иркутского академического драматического театра имени Н. П. Охлопкова, изготовление и реставрация лепнины на множестве других зданий

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg