None
В Приангарье с 12 по 19 июля проходил фестиваль колокольного звона «Байкальский благовест». Иркутск стал основной площадкой мероприятия, где 14 июля звонари из разных концов России демонстрировали жителям областного центра волшебные мелодии.
Торжество во имя святителя
Праздник колокольного звона — это возможность не просто услышать необычные мелодии, но и познакомиться с искусством звонарей и даже самому попробовать встать на звонницу.
Фестиваль «Байкальский благовест» проводится уже в четвертый раз, причем третий год — в Иркутске. В этот раз у памятника Александру III собрались звонари из восьми городов: Иркутска, Шелехова, Хабаровска, Улан-Удэ, Нерчинска, Северска, Красноярска и Кемерово, а также из села Шаманка Шелеховского района.
— Мы постарались представить лучшие звоны, которые совершаются в православных храмах. Часто звонарей никто в глаза не видит, но все слышат извлекаемые ими звуки. Колокольный звон — это призыв к тому, чтобы обратиться сердцем к небу, — говорит руководитель фестиваля «Байкальский благовест», священник Спасского храма протоиерей Павел Телегин.
«Байкальский благовест» посвящен почитаемому в нашем городе святителю Софронию Иркутскому (Кристалевскому). Буквально перед фестивалем в Иркутске выпустили книгу его жизнеописания. Тысячу экземпляров издания безвозмездно передадут в библиотеки, храмы и образовательные учреждения региона.
Память о святителе Софронии в Иркутске запечатлена и в бронзе. Его бюст стоит рядом с изваянием другого святителя — Иннокентия Вениаминова — в сквере перед собором Богоявления. Через пару месяцев тут установят еще один монумент в честь святителя Иннокентия Кульчицкого. Так в Иркутске закончат работу над сквером Святителей, рассказал и. о. начальника управления культуры, туризма и молодежной политики администрации Иркутска Антон Чернышов.
— От имени мэра Дмитрия Бердникова хочу поздравить всех с таким большим праздником, — обратился к присутствующим Антон Чернышов. — Большое спасибо отцу Павлу Телегину и его единомышленникам за ту работу, которую они делают. Важно, что программа фестиваля ширится и у него становится все больше зрителей.
Молитва в бронзе
Фестиваль проходил и в воскресенье, а в православных традициях каждый такой день — это малая Пасха. Потому звонари представили слушателям праздничный радостный трезвон. Для него, кстати, рассказал руководитель курсов звонарей «Кузнецкая звонница» в Кемерове — иеродьякон Софроний Выдриганов, всегда характерна импровизация. Порой сам звонарь не может с точностью сказать, что будет исполнять, главное — передать настроение.
— Звон — это молитва в бронзе. Звонарь старается настроить на нее и прихожан, и тех, кто идет мимо, чтобы они, даже если не зашли в храм, хотя бы почувствовали умиротворение, радость. Некоторые ноты мы даже не можем слышать, например, низкие частоты большого колокола не улавливаются ухом, но человек воспринимает вибрации, то есть воздействие идет с разных сторон, — говорит иеродьякон Софроний.
При трезвоне звонарь использует три группы колоколов. Самые маленькие, которые держат правой рукой, называются зазвонными, их обычно три. По левую руку располагаются колокола подзвонные, их бывает от двух до пяти. Они крепятся струнами к своеобразному пульту, и звонарь управляет ими, нажимая на струны ладонью. Третья группа колоколов называется благовестниками. На колокольнях это исполины весом около 500 килограммов, но для «мобильных» звонниц, которые были представлены на фестивале, используют благовестники гораздо меньших размеров. С ними звонарь управляется с помощью ног.
На фестивале в Иркутске были две звонницы. Одна из них принадлежит старейшему звонарю города Артуру Псареву — он посвятил колокольному звону уже 28 лет. Вторая — звонница Спасского храма. Ее приобрели в 2017 году.
— Во время фестиваля мы всегда совершаем крестный ход-сплав по реке Иркут. Раньше у нас была сборная звонница, состоявшая из колоколов из учебного класса и рынд — судовых колоколов. Мы плыли с ними, но звук был не такой, как нужно, — рассказывает руководитель иркутской школы церковных звонарей «Благовестник», координатор фестиваля Александр Ипполитов. — В 2017 году мы выиграли грант и заказали новые колокола в Ярославле. Их привели нам во время фестиваля.
Кстати, в этом году крестный ход-сплав пройдет от села Шаманка до Иркутска. 18—19 июля звонари проплывут по Иркуту и Ангаре, а передвижная звонница расположится на 7-метровом катамаране.
Возрожденная профессия
Звонарь — ремесло древнее. Его основы, знания передавались из поколения в поколение, пока не грянула в 1917 году Октябрьская революция. Большевики заставили храмы «молчать»: колокола либо разбивали, либо отправляли на переплавку. С течением времени звонарей почти не осталось, традиции были прерваны. Уже в современной России профессию начали возрождать на общественных началах, открывать специальные школы.
— Когда у нас в Кемерове появилась школа звонарей, в епархии было около ста храмов, в половине вообще не было колоколов, в другой половине просто некому было звонить, — вспоминает иеродьякон Софроний. — В Новокузнецке, например, есть кафедральный собор, там долгое время не было звонарями. Сейчас их там два хотя бы.
Курсам «Кузнецкая звонница», которые возглавляет в Кемерове иеродьякон, семь лет. Иркутская школа церковных звонарей «Благовестник» старше, ей двенадцать. Открылась в 2007-м, а через полтора года во главе встал Александр Ипполитов, который сам обучался в первом наборе.
— Я пришел в эту профессию, как и многие, благодаря православной традиции в Светлую седмицу, в которую позволено каждому желающему дотронуться до колоколов. В 2006 году Спасский храм возобновил богослужения, а в 2007-м я попал на колокольню, а уже через полтора года начал сам обучать этому искусству, — рассказывает он.
Попробовать себя в роли звонаря, как и прежде, можно в Пасхальную неделю, когда колокольни открываются для всех, а потом уже решить, стоит ли обучаться данному ремеслу.
— У меня два возрастных критерия. Если ребенок дотягивается до струн наших тренажеров-колоколов — значит, его можно обучать, это примерно семь-восемь лет, — говорит Александр Геннадиевич. — К взрослым подход другой. Наша колокольня в храме во имя Спаса Нерукотворного Образа — одна из самых высоких в городе. Чтобы учиться звонить, нужно подняться на колокольню, а это трудно. Если человек пожилой, не сможет подняться на нее, я готов его взять к себе.
Всего в Иркутске 20 храмов с колокольнями, в 17 из них звонарями служат ученики школы «Благовестник». Тому, кто готов пойти за мастером, говорит Александр Ипполитов, стоит сразу же понять: звон — не баловство, подготовка идет серьезная, после окончания курса сдаются экзамены по трем предметам. Это теория и история звона, индивидуальный и общий звон. Зачеты получают не все. Так, по итогам последних испытаний «срезалась» почти половина учеников, сложности вызывают теория и история звона. После обучения курсанты получают дипломы сначала ученика звонаря, потом звонаря, высшая ступень — инструктор звона.
Всего же по стране несколько школ звонарей. В Сибири они есть также в Новосибирске, Красноярске, Томске.
Колокольные истории
Чаще всего в школы звонарей приходят энтузиасты, для кого колокола — святыня. Эти люди готовы сами покупать их, что-то мастерить, если нет денег. А представьте, каково мастерам приходится зимой на морозе.
— Наверху, на колокольне, ветер с ног сбивает. Ничего, надеваешь пуховик, сверху тулуп и звонишь, потому что это в радость, — говорит иеродьякон Софроний.
Среди участников «Байкальского благовеста» — пара звонарей Татьяна и Григорий Маликовы. Связал их колокольный звон. Познакомились Татьяна и Григорий на курсах звонарей три года назад, а поженились спустя два года. «Нас объединило общее дело», — улыбается Татьяна.
Григорий на курсы попал случайно, а вот Татьяна пришла сюда целенаправленно.
— Я давно, еще лет 10 назад, хотела попробовать звонить в колокола. Мне нравилось, как красиво они звучат. Потом увидела объявление о наборе на курсы, — рассказывает она. — Управляться с колоколами не тяжело, наоборот, радостно. Когда хочешь этому научиться, такой энтузиазм, вдохновение охватывают, и все получается.
Есть среди звонарей и совсем юные. Андрей Елисеев, 19-летний иркутянин, пришел в школу в 2012 году, после того как услышал во время прогулки звон колоколов Спасского храма. Мальчику так понравилась мелодия, что он решил научиться воспроизводить ее сам. Два года он учился в «Благовестнике», сейчас юноша уже побывал на всех иркутских колокольнях. Когда же бывает в других городах, не упускает возможность подняться на них и там.
— В этом искусстве нужны кропотливость, терпение и время. И главное — желание посвятить себя звонарскому делу, поэтому очень важно знать развес и элементы колокола, практиковаться в повторении ритмического рисунка, — считает он.
Особым гостем фестиваля «Байкальский благовест» стал 14-летний самоучка из Улан-Удэ Виталий Русинов. Школьник рассказывает, что впервые услышал колокольный звон в 10 лет из храма неподалеку от дома. Ему стало интересно, как это делается, и на помощь пришли современные технологии: в интернете оказалась масса обучающих видеороликов.
— После этого я пришел в храм, там услышали мой звон и благословили на работу, — говорит Виталий Русинов. — В Улан-Удэ нет школ звонарей, нет обмена между храмами, а хотелось бы, чтобы и у нас было что-то похожее на ваш фестиваль. Тогда не будет ощущения отчужденности, замкнутости.
Семья школьника, кстати, не религиозная, но увлечения сына одобряет. Сейчас мальчик служит пономарем в своем храме и мечтает стать профессиональным звонарем. Выступать на публике, делится Виталий, страшно, а вот когда он оказывается один на один с колоколами — это совсем другое дело. В такой момент наступает ощущение единения с миром.
Фото Александра Новикова
Поделиться в соцсетях: