Когда музей звучит. Сопровождение выставок и презентаций живой музыкальной программой - традиция Музея истории Иркутска
Культура
Газета «Иркутск» #40 (1126) от 20 октября 2023
image
None

Что связывает разные поколения иркутян — посетителей Музея истории города? Композитор, лауреат международных премий Михаил Покровский отвечает: история и культура родного края, особенный сибирский менталитет и, конечно же, любовь к искусству, будь то живопись, музыка или любое другое направление. На протяжении многих лет Михаил создает особенную творческую атмосферу в залах музея: проводит концентры, участвует в открытиях многочисленных выставок, радует иркутян и гостей города исполнением музыкальных программ, творчески поздравляет всех с праздниками, записывая необычные музыкальные «видеооткрытки», где в его исполнении можно услышать известные музыкальные произведения. Корреспондент нашего еженедельника встретилась с ним и узнала, как меняется отношение к классике, что нужно, чтобы стать профессиональным исполнителем, и где в Иркутске можно послушать хорошую музыку.

Михаил Покровский родился и вырос в Иркутске, здесь же окончил музыкальную школу и училище искусств (сейчас это Иркутский областной колледж имени Ф. Шопена), затем консерваторию в Новосибирске. Несмотря на предложения поработать в других городах и странах, Михаил живет, занимается наукой и творчеством на своей малой родине — в Иркутске.

— Примерно 16 лет у меня ушло на получение образования и освоение всех тонкостей профессии. Плюс потрачено много сил и времени на саморазвитие, ведь каждый музыкант должен постоянно совершенствоваться для постижения всех нюансов мастерства. Я связан с Иркутском. Думаю, это неплохо — найти себя именно там, где тебя любят и ждут, — считает Михаил.

Концерты, конкурсы, научные конгрессы и конференции, многочисленные публикации результатов исследований — молодой исполнитель и ученый занял свою нишу и постоянно нарабатывает практический опыт. В 2004 году Михаил стал лауреатом международных конкурсов пианистов в Италии. В 2006-м и 2007-м вместе с известным домристом-виртуозом М. Корицким сыграл цикл концертов в Швейцарии, где его тепло принимали в лучших музыкальных залах. Одновременно музыкант инициировал сотрудничество с музеями Иркутска, где выступает с различными программами и творческими проектами.

— Музыка — это искусство времени, а живопись — пространства. Именно их синтез делает каждое из этих направлений в разы интереснее и повышает качество их восприятия. Великий пианист XX века Святослав Рихтер давал концерты в окружении живописных шедевров, и тогда музыка производила еще более глубокое воздействие на слушателей. Такой эффект может испытать каждый, кто побывает на мероприятии, где будет звучать музыка в окружении живописных полотен, — рассказывает Михаил.

Постоянные посетители Музея истории Иркутска давно знакомы с творчеством Михаила Покровского. Как правило, он сопровождает все крупные мероприятия, играя сольно, выступает в ансамбле с другими инструменталистами или же аккомпанирует вокалистам. Репертуар музыкант подбирает сам, соотнося его с тематикой события. Это может быть народная музыка, саундтреки из кино, музыкальное оформление анимэ, классические мелодии.

— Нужно сделать так, чтобы от начала встречи и до самого ее окончания сложилась определенная эмоциональная атмосфера. Музыку для сопровождения мероприятия необходимо исполнять так, чтобы она не мешала разговаривать, не заставляла повышать голос и в то же время настраивала окружающих на позитивное общение, — делится творческими секретами Михаил.

Частые выступления — одно из обязательных условий для успешной работы музыканта. Следовательно, одного лишь обучения у педагогов, даже самых лучших, недостаточно, для оттачивания мастерства необходима регулярная и обширная концертная практика.

— Все большие музыканты много и часто выступают. Денис Мацуев, например, играет на публике иногда несколько раз в день. У него с юности огромное количество игровой практики, он никогда не отказывался ни от каких предложений. Раньше случалось и так, что молодым исполнителям вовсе негде было играть. А это существенно влияет на качество концертного исполнения. Когда отсутствует практика, музыкант начинает бояться публики, теряет уверенность, — объясняет Михаил.

Сегодня таких проблем значительно меньше — существует множество исполнительских конкурсов, где можно не только обыграть программу, но еще и получить компетентное мнение со стороны.

О проблемах молодых исполнителей Михаил рассуждает и с точки зрения педагога. Он получил педагогическое образование, а в 2017 году защитил кандидатскую диссертацию по культурологии. Тема его исследования звучит так: «Эстетический потенциал культурного пространства губернского города (на материале Иркутска XIX века)». Сейчас музыкант преподает различные дисциплины на отделении гуманитарно-эстетического образования педагогического института ИГУ и работает над докторской диссертацией. Сравнивая современное обучение со своим студенчеством в эпоху 90-х, когда к классической музыке и музыкальному образованию в России относились с некоторым пренебрежением, Михаил отмечает, что сегодня ситуация меняется к лучшему — сейчас для молодежи есть Пушкинская карта, проводятся всевозможные фестивали, появились специальные стипендии и гранты.

Другой вопрос — что делать исполнителям после получения музыкального образования? Чтобы заниматься творчеством, необходимо заниматься еще и организационной работой либо искать концертного директора.

— Для многих молодых исполнителей административные вопросы очень трудны. А так как во время обучения этому не уделяется никакого внимания, то приходится все делать самому. Вот так выпускник «поварится в собственном соку», а потом ему дома говорят: извини, но надо себя кормить. И он кардинально меняет профиль деятельности, забывает про музыку. Поэтому для поддержки молодых музыкантов было бы правильнее развивать грантовую систему и отладить механизмы организации концертной деятельности, — предлагает Михаил.

Существующая потребность в появлении новых исполнителей и спрос на концерты в будущем будут только расти, уверен Михаил. При этом интерес к музыке у иркутян разных возрастов есть уже сегодня, о чем свидетельствуют аншлаги на концертах классической музыки и популярность таких крупных фестивалей, как «Звезды на Байкале», «Сияние России», «Дыхание Байкала» и т. п. Можно с уверенностью сказать, что классика снова в тренде.

Александра Голубцова

Фото Валентина Карпова

Выступления Михаила Покровского в Музее истории города Иркутска всегда собирают аншлаги. «Зал атмосферный, с хорошей акустикой, а по своему удобству и ухоженности один из лучших в городе. Каждый пришедший на открытие выставки или на концерт невольно погружается в атмосферу XIX века. Стены зала украшены шедеврами известных художников, радует глаз наборный паркет, блестят над головой большие хрустальные люстры. Ты ощущаешь себя как в зале дворянского собрания, причем играешь для тех людей, которые понимают то, что слышат, — говорит Михаил. — Чтобы попасть на подобное мероприятие, отслеживайте анонсы концертов и музыкальных экскурсий на сайте музея»

Михаил Покровский — иркутский пианист, лауреат международных конкурсов, кандидат культурологии, доцент педагогического института ИГУ. По его словам, качественная подготовка музыканта — процесс долгий и весьма затратный для государства. Это связано не только с дороговизной инструментов и необходимостью индивидуального обучения, но и с большим отсевом, ведь постигать музыкальное искусство очень непросто. При этом само обучение музыке от школы до консерватории занимает столько времени, сколько потребуется на освоение двух-трех обычных профессий

Большая вселенная

«Времена изменились, люди пошли в залы. Когда провожу музыкальные экскурсии, ночи в музее и различные музыкальные встречи, посвященные непростым для восприятия музыкальным темам, вижу, что многие неподдельно этим интересуются, ведь музыка — это отдельная большая вселенная, в которой можно находиться, изучать ее всю жизнь, и ты все равно не будешь знать все ее глубины. Эта область искусства настолько огромна, что так или иначе затрагивает абсолютно все сферы нашей жизни. Современная музыка постепенно отходит от какофонии конца XX века, становясь более приятной на слух и понятной даже для людей, не имеющих слушательского опыта ее восприятия», — говорит Михаил Покровский.

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg