None
Девятого августа празднуется День книголюбов. Известно, что изначально его стали отмечать в Америке, но поскольку любители чтения живут в самых разных странах, история получила продолжение, и сегодня День книголюба имеет всемирное значение. Каких-то особых ритуалов у праздника нет, лучший способ отметить его — почитать любимую книгу. Но есть среди книголюбов те, кто не просто читает книги, а собирает из них коллекции. Их называют библиофилами. О том, какие издания коллекционируют на своих книжных полках члены Иркутского союза библиофилов, наш корреспондент узнал от его председателя Григория Хеноха.
Не только вы собираете книги, но и книги собирают вас…
Союз библиофилов был создан в Иркутске в январе 2018 года. Среди его основателей — владелец букинистических магазинов Григорий Хенох, историки Алексей Петров и Егор Коршунов, антиквар, историк Александр Снарский и специалист по информационным технологиям, заместитель директора Иркутской областной научной библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского Максим Куделя. Каждый библиофил, безусловно, книголюб. Но его интерес к книгам не ограничивается только потребностью в чтении: в дополнение к этому качеству он еще и собиратель редких книг.
В 1988 году известными литераторами-иркутянами Марком Сергеевым, Василием Трушкиным и Геннадием Гайдой предпринималась попытка объединить библиофилов Иркутска в союз. Тогда небольшим тиражом даже был выпущен альманах «Библиофил Сибири». Этот первый и единственный номер есть в коллекции Григория Хеноха, который собирает библиофильскую литературу.
— В этом сборнике, в частности, опубликован материал о том, какие книги коллекционировали тогда иркутские библиофилы, — рассказал Григорий. — Альманах из моей коллекции был подарен Марком Сергеевым сотруднице редкого фонда библиотеки им. Молчанова-Сибирского Фаине Моисеевне Полищук, которая помогала подбирать материалы для издания. «Библиофила Сибири» планировалось выпускать регулярно, поэтому в автографе, адресованном Фаине Моисеевне, высказано пожелание о дальнейшем сотрудничестве. Но в 1990-е из-за радикальных перемен в стране инициатива создания союза библиофилов оказалась неактуальной.
Вернуться к идее получилось только спустя 30 лет. Союз с первого дня основания приютила «Молчановка». Каждую последнюю субботу месяца библиофилы собираются здесь в зале редкого фонда и организуют выставки, лектории, презентации. Темы связаны с книгоизданием, историей книги и печатного дела. Так, лекция урбаниста и общественника Федора Т. посвящалась изданиям, сделанным и оформленным своими руками. К презентации книги об Исааке Гольдберге «Непрочитанный Исаак» доктора исторических наук, профессора Станислава Гольдфарба была приурочена выставка прижизненных изданий иркутского писателя, репрессированного и расстрелянного в 1930-е годы. В галерее Че Гевары по инициативе Алексея Петрова члены Союза библиофилов проводили выставку политического плаката. За все время работы иркутские библиофилы провели уже порядка 50 мероприятий.
По словам Григория Хеноха, пока в России не так много подобных союзов.
— На момент открытия в 2018 году мы были седьмыми в России. В начале 90-х традиция прервалась, образовался серьезный временной пробел. Национальный союз библиофилов был создан в Москве около 10 лет назад исследователем книжной культуры Михаилом Сеславинским, — пояснил Григорий Хенох. — Только сейчас организации библиофилов начинают активно воссоздаваться по всей стране.
Поэтому фраза писателя и коллекционера редких книг Валентина Лаврова о том, что не только вы собираете книги, но и книги собирают вас, сегодня звучит весьма актуально.
Закономерность или чудесное совпадение?
Кстати, в одном из своих интервью Валентин Лавров сказал, что «от простого любителя книг утонченный знаток-библиофил, собирающий редкости, отличается, как футболист-профессионал от любителя, гоняющего мяч во дворе». В этом смысле интересен сам процесс перехода из любителей в профессионалы, от чтения — к коллекционированию и даже научно-исследовательской деятельности. Например, в Москве есть библиофил с базовым техническим образованием, написавший искусствоведческий труд. Предметом его исследования стала биография художника-графика Сергея Бигоса, который стоял у истоков создания Иркутского литературного художественного объединения (ИЛХО). Затем он уехал в Москву, стал учеником известного советского графика Владимира Фаворского и работал в качестве иллюстратора с ведущими книжными издательствами СССР. В 1936 году Бигос был репрессирован по обвинению в троцкизме и умер в лагере от туберкулеза. Имя этого талантливого мастера было вычеркнуто из истории искусств на многие десятилетия. Восстановил его московский библиофил Александр Райхин, который в одном из редких изданий увидел иллюстрации никому не известного Сергея Бигоса и начал по крупицам собирать о нем сведения. В итоге издательством «Наука» в 2015 году выпустило в свет книгу Александра Райхина «Сергей Бигос. Путь художника».
Глава Национального союза библиофилов Михаил Сеславинский собирает прижизненные издания Осипа Мандельштама и имеет сегодня самую полную коллекцию его произведений, в том числе вышедших в различных газетах. На основе собранного материала он издал каталог «Мой Осип Мандельштам».
Сам Григорий Хенох коллекционирует книги иркутских писателей, библиофильскую литературу и изданные по всему миру книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». У него тоже есть удивительные истории, связанные с книгами. Одна из них — о расследовании загадочной надписи на изданном в 1907 году «Кратком курсе естественной истории». Автор учебника, биолог Михаил Петрович Варавва, адресовал ее некоему Венедикту Николаевичу Истомину. Спустя сто с лишним лет узнать, кто такой Истомин и как книга попала в Иркутск, казалось, невозможно.
— Спустя некоторое время после того, как это издание попало ко мне в руки, я пришел на презентацию книги председателя общества «Родословие» Натальи Пономаревой «Собрать осколки судеб». Ее тираж всего 50 экземпляров, — рассказал Григорий Хенох. — Я начинаю перелистывать страницы и под одним из снимков натыкаюсь на фамилию Истомин, у которого довольно редкое имя — Венедикт. Оказалось, что он преподавал в Иркутске естественные науки и был инспектором Иннокентьевской гимназии. Вероятность того, что книга, вышедшая в Москве и подаренная автором иркутскому коллеге сто лет назад, однажды встретится с книгой, где упоминается человек, которому адресован автограф на ее титульном листе, согласитесь, минимальна. Но, тем не менее, это случилось.
Коллекции, которые можно собирать вечно
Библиофилы собирают самые разные книги. По словам Григория Хеноха, это зависит от цели, которую преследует коллекционер. Ученые, как правило, собирают труды, связанные с тем направлением науки, которым занимаются. Например, историк Егор Коршунов собирает книги по археологии, политолог Алексей Петров коллекционирует издания, написанные известными политиками, с их автографами. Многие молодые люди сегодня коллекционируют комиксы. Собственное увлечение «Алисой в стране чудес» Григорий связывает с безграничным количеством изданий этого произведения в разных странах мира.
— Эта коллекция из разряда тех, что можно собирать вечно. За 150 лет в свет вышло более десятка тысяч изданий этого произведения Льюиса Кэрролла. Даже уже есть отдельные книги, которые рассказывают о коллекциях «Алисы в стране чудес», — поясняет библиофил.
Сегодня бумажный носитель информации в глазах потребителя обесценивается. Книги выбрасывают на свалки, они пылятся на чердаках, их охотно раздаривают и отправляют в зоны буккроссинга. Возможно ли такое, что ненужные хозяевам книжки завтра превратятся в дорогостоящие сокровища?
По словам Григория Хеноха, большую стоимость имеют только те издания, которых по всему миру насчитывается несколько экземпляров.
— В СССР книги издавались миллионными тиражами, именно такие стоят на полках в большинстве квартир. Очень мало послевоенных советских изданий, которые имеют реальную ценность у собирателей, — пояснил Григорий.
Профессиональные собиратели редких книг имеют четкое представление о цене тех или иных изданий. Нередко в их руки попадают экземпляры, которые стоят на аукционах десятки тысяч долларов. Но чтобы не пройти мимо такого сокровища, мало быть просто книголюбом — надо быть настоящим библиофилом.
Фото Валентина Карпова
Поделиться в соцсетях: