None
Кибермошенничество набирает обороты. Не проходит и дня, чтобы в новостях не упомянули об очередной жертве преступников. Люди сообщают злоумышленникам реквизиты своей банковской карты, оплачивают товары, которых никогда не увидят, переводят деньги лжедрузьям и мнимым родственникам. Механизмов мошенничества с каждым днем становится все больше, капканы расставлены буквально на каждом шагу. Как не угодить в них — разбиралась газета «Иркутск» вместе с экспертами.
Понятие «кибермошенничество» расширяется с каждым днем. Если раньше под этим словом подразумевались лишь телефонные звонки и СМС, то теперь сюда относят еще и «развод» в интернет-магазинах, социальных сетях, операции с банковскими картами.
— В прошлом году превалировал такой вид, как СМС-рассылка. За первые пять месяцев прошлого года было возбуждено более 250 уголовных дел, в этом году — снижение почти в три раза, на сегодняшний день заведено 88 уголовных дел, — приводит данные Николай Фонталов, начальник отдела по раскрытию преступлений против собственности УУР ГУ МВД России по Иркутской области. — На первое место по популярности вышло мошенничество, связанное с покупкой и продажей в интернете. В прошлом году число таких преступлений не превышало сотни, а в текущем эта цифра уже около 300.
Раскрываемость преступлений, связанных с кибермошенничеством, значительно выросла. За весь 2015 год было раскрыто порядка 60 случаев, а за пять месяцев 2016 года направлено в суд 116 уголовных дел.
«У меня зазвонил телефон…»
Мошенничество через звонки и СМС до сих пор остается наиболее распространенным видом. Кто из нас не получал сообщений из разряда «Ваша банковская карта заблокирована», «Мама, скинь на телефон 200 рублей» или «Вы стали победителем лотереи»?
— Из сводки за вчерашний день: поступило сообщение «Перевод с карты 19000 успешно завершен. Информация по телефону…» и указан номер. Гражданин позвонил, ему сообщили, что в банке произошел сбой и теперь необходимо произвести ряд операций. Жертву предупредили, что ему на телефон будут приходить коды, попросили продиктовать их и номер карты, после чего стали списывать деньги, — рассказал Николай Владимирович.
Может ли сотрудник банка потребовать от клиента подобную информацию по телефону, мы спросили у представителей Центробанка России.
— Персональную информацию по телефону банк не запрашивает, если только вы сами не обратились в службу поддержки. Если вы получили телефонный звонок от якобы сотрудника банка, то диктовать пин-код, CVV/CVC-код, номер карты и срок ее действия, персональные данные владельца и одноразовые пароли ни в коем случае нельзя, — предупреждает Павел Виницкий, заместитель начальника отдела безопасности и защиты информации Отделения по Иркутской области Сибирского главного управления Центрального Банка РФ. — Если же речь идет о Центральном банке — с физическими лицами как с клиентами он в принципе не работает, это запрещено законодательно. Запрет распространяется в том числе на начисление и выплату разного рода компенсаций, денежных выигрышей, прием денежных средств, блокировку банковских карт и иные операции с населением. Кроме того, Банк России не рассылает СМС, поэтому любое сообщение, подписанное именем ЦБ, однозначно связано с мошенничеством.
Злоумышленники знают множество уловок. Например, в поле «отправитель» может стоять номер, схожий с привычным номером банка либо слово «sberbank», «centrobank», «cb».
Как определить, от кого пришло СМС — от банка или мошенника? В легитимных СМС-сообщениях от банка, как правило, присутствуют последние четыре цифры номера карты.
Если вы все-таки стали жертвой мошенников, нужно срочно звонить в службу поддержки банка, причем по номеру, указанному на оборотной стороне карты, а не в СМС-сообщении. Есть вероятность, что банк успеет приостановить операцию до того момента, как ваши деньги поступят на счет преступников.
Некоторые мошенники звонят жертве напрямую. Они могут представляться кем угодно. Известны случаи, когда «адвокат» предлагал получить компенсацию по выигранному делу, «органы прокуратуры» — возместить расходы за покупку контрафактных лекарств, а «сотрудники пенсионного фонда» — сделать перерасчет пенсии. Мошенника можно вычислить сразу: он просит перевести некую сумму на оформительские расходы или сообщить данные банковской карты.
Наконец, зачастую преступник звонит от имени родственников или близких, слезно просит выручить из беды. В последнем случае лучше связаться с родными и убедиться, что все в порядке.
— В последнее время получила распространение такая схема, как перевыпуск сим-карты. Мошенники находят сообщника в сотовой компании, и тот раскрывает данные какого-либо абонента. Затем изготавливается поддельная доверенность, выпускается новая сим-карта, а старая, соответственно, блокируется, — объясняет заместитель начальника отдела «К» ГУ МВД России по Иркутской области Андрей Смага. — С помощью новой сим-карты преступники беспрепятственно снимают деньги с помощью мобильного банка.
Если у вас вдруг перестала работать сим-карта, попробуйте вставить ее в другой телефон. Не помогло — проверьте, активна ли мобильная сеть у других абонентов вашего сотового оператора. Если вы понимаете, что проблемы только с вашей сим-картой, следует срочно заблокировать услугу «Мобильный банк».
— Таких инцидентов, когда в аферу втянуты сотрудники сотовой компании, у нас в регионе немного, это единичные случаи, — успокоил Андрей Смага.
При смене телефонного номера не забудьте отключить от него услугу «Мобильный банк». Иначе, когда ваш старый номер перекочует к другому клиенту, вместе с ним могут перекочевать и все ваши деньги.
Доверяй, но проверяй
Не менее активно кибермошенники орудуют в социальных сетях: «Одноклассники», «ВКонтакте», «Фейсбук», «Инстаграм». Пенсионерка Елена Константиновна недавно столкнулась с подобным обманом:
— Мне в «Одноклассниках» написала родственница, попросила воспользоваться моей картой для перевода пенсии. Я отправила данные, затем сообщила ей код, который мне пришел. Потом смотрю: деньги снимаются, снимаются, — вспоминает женщина. — Я запаниковала: «По-моему, ты меня во что-то втягиваешь», а та в ответ: «Не переживай. Завтра деньги вернутся».
С трудом отыскав номер родственницы, Елена Константиновна дозвонилась, и та ее огорошила: «Мою страницу давно взломали, я вообще ушла из «Одноклассников».
Заблокировать взломанную страницу достаточно сложно, отмечают сотрудники полиции, так как администрация сайта находится в столице. Возбуждается уголовное дело, выносится предписание, но это занимает не день и не два, и мошенники успевают обмануть еще несколько жертв.
Если вы стали жертвой мошенников, ни в коем случае не удаляйте переписку. Так вы сотрете важные улики.
— Примерно в половине случаев люди сгоряча все удаляют, и затем на след преступника выйти еще сложнее, — подтверждает Андрей Смага. — Если вы получили сообщение от родственников или друзей с просьбой о помощи — не поленитесь, позвоните. А до этого времени не совершайте никаких переводов.
Опасные покупки
Другие мошенники поджидают жертву на сайтах объявлений avito.ru, drom.ru и других. Как правило, покупателя просят перевести задаток, после чего объявление бесследно исчезает.
— Часто лжепродавец говорит, что у него на этот товар уже 3-4 покупателя, и просит скорее внести предоплату. В 90% случаев это мошенники, — отмечает Николай Фонталов. — Никаких денег переводить нельзя, пока вы своими глазами не увидите товар и не заключите договор.
На сайте объявлений вас должна сразу насторожить подозрительно низкая цена товара либо просьба срочно произвести задаток.
Попасться на удочку можно, не только приобретая, но и продавая что-то в интернете. Мошенник прикидывается заинтересованным покупателем и просит назвать номер карты, куда перевести деньги. Если «покупатель» также просит сообщить одноразовый СМС-пароль, сомнений нет — это обман.
— Создаются целые интернет-магазины, которые собирают данные банковских карт либо банально не присылают оплаченный товар, — сообщает Андрей Смага.
Если вы собираетесь совершить покупку в незнакомом интернет-магазине, для начала скопируйте адрес сайта, контакты продавца, номер его карты и вставьте их в поисковик. Если это мошенники, то они наверняка засветились на форумах.
Существуют и более изощренные схемы мошенничества, например скимминг. На банкомате устанавливают устройство, считывающее информацию с магнитной полосы карты, и миниатюрную видеокамеру, фиксирующую введение пин-кода.
— С помощью полученной информации злоумышленник изготавливает клон вашей карты и спокойно снимает с нее все деньги, — объясняют схему сотрудники полиции.
Скиммер выглядит так, будто в щель картоприемника что-то вставлено. Миниатюрная камера представляет собой накладку, прикрепленную сверху и направленную на клавиатуру. Подобное оборудование мошенники устанавливают на банкоматах в малолюдных местах.
— К счастью, сейчас банки повсеместно используют видеонаблюдение, и случаи скимминга сокращаются, — говорит заместитель начальника отдела «К» ГУ МВД России по Иркутской области. — В прошлом году такая преступная группа была задержана в Братске, а в 2011-2012 годах действовала международная группа мошенников.
И, наконец, главный вопрос: могут ли жертвы вернуть похищенные средства? Компенсация возможна только в том случае, если преступника поймают и после судебного разбирательства заставят выплачивать ущерб всем потерпевшим либо арестуют имущество в счет погашения. Поэтому лучше всегда быть начеку, с осторожностью относиться к звонкам и сообщениям от незнакомцев и избегать сомнительных сделок.
Поделиться в соцсетях: