Какие они — новые иркутяне? За что студенты из Африки полюбили наш город, в котором живут, учатся и… мерзнут?
Общество
Газета «Иркутск» #42 (1227) от 14 ноября 2025
image

Иркутск всегда был студенческим: таким его делают около двух десятков институтов и университетов и, без преувеличения, авторитет местной системы высшего образования, о которой слышали даже на другом краю планеты. В вузах нашего города учатся ребята из более чем 30 государств Центральной и Восточной Азии, Африки и стран БРИКС (сообщество десяти дружественных государств — Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка, Объединенные Арабские Эмираты, Иран, Эфиопия, Египет и Индонезия. — Прим. ред.). Эти молодые люди приехали в столицу Восточной Сибири не только получать знания и профессии, которые потом пригодятся на их родине. Они испытывают себя абсолютно иным образом жизни — невиданными морозами и снегом, борщом, блинами и, конечно, иркутским гостеприимством. Среди иностранных студентов нашего города есть и такие, кто сознательно променял возможность учебы в Москве и Питере на Иркутск. Репортер «Иркутска» встретился со смельчаками — студентами из жарких стран, чтобы узнать, насколько они трансформировали свою жизнь и получилось ли у них окунуться с головой в сибирские реалии.

Испытание климатом

Вот представьте: прекрасный декабрьский Иркутск — свежо, морозно, сугробы по колено искрятся на солнышке. Можно с удовольствием грызть мороженое на улице или лизнуть качели. Но вы уезжаете на несколько лет, к примеру, на Африканский континент, где постоянная жара под +40 в тени. Или по несколько дней дожди стеной. А с деревьев свисают бананы и наглые обезьяны.

Представили этот контраст? Так вот, наши гости все это уже ощутили, только с точностью до наоборот.

Герои этой публикации учатся в Байкальском институте БРИКС, который входит в состав Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ). Программа их обучения — «Искусственный интеллект и компьютерные науки».

Про искусственный интеллект и его возможности сегодня говорят все и везде. Но программу, по которой учатся в БИ БРИКС, создали еще в 2020 году под руководством профессора Александра Афанасьева. Коллектив соавторов во главе с Александром Диомидовичем работал над ней с 2018-го. Изучили и проанализировали по набирающей популярность тематике все, что было уже наработано в России и за рубежом, и одними из первых в Иркутске запустили учебную программу по искусственному интеллекту, ориентированную на глубокое обучение.

Поскольку технологии ИИ развиваются бурно, то преподаватели института БРИКС внимательно следят за процессом и регулярно, по мере появления обновлений вводят новые курсы в учебный план.

Теперь понятно, почему изучать искусственный интеллект в Иркутск едут молодые люди даже с другого края земли — именно в нашем городе их обучают технологиям, на которых уже сейчас строится будущее. Причем иностранные студенты поступают в вуз на коммерческое обучение на общих основаниях. А потом, если достигают хороших результатов, могут перейти на бюджет — да, есть и такие усердные ребята.

Не с пустыми руками!

На встречу со студентами из Африки репортер «Иркутска» зашел с бородатым анекдотом про русскую «зеленую зиму» и «белую зиму». Решил проверить, как они оценят сибирское чувство юмора, выпестованное резко континентальным климатом и ледяным ветром, мечущимся среди байкальских торосов.

На удивление, ребята посмеялись. А тем, кто не совсем уловил игру слов, коллеги перевели на английский. Стало понятно, что эти молодые африканцы вполне акклиматизировались в Иркутске.

Итак, знакомьтесь — «новые иркутяне»: девушки Саламату из Ганы и Прешес из Нигерии и парни — марокканец Назих, египтянин Мохамед, Ибрагим из крупнейшего города Нигерии Лагоса (с населением 13 миллионов!) и его земляк Мухаммад из города Кано (всего 3,8 млн жителей).

Часть ребят — третьекурсники, остальные учатся уже в магистратуре.

Ой, мороз, мороз…

— Я еще не очень много слов знаю по-русски, — сразу заявила Саламату Аваль и с небольшой помощью своих друзей начала рассказ.

На том, чтобы Салма занялась именно информатикой, настоял ее отец. Он сам учился в МГУ, немного говорит по-русски, а сейчас работает в Китае — он врач и бизнесмен.

— Люблю путешествия, — продолжает Саламату. — Я была в Москве, на Красной площади и в Александровском саду. А в Иркутске люблю музей «Тальцы» и Байкал. Еще мне нравятся русские традиции и праздники, особенно Масленица и Новый год.

И призналась, смутившись:

— Я люблю русский борщ и мясо. И блины!

От блюд перешли к музыке. Саламату — поклонница российского хип-хоп-дуэта Miyagi и сама любит петь. «Ой, мороз, мороз…» — неожиданно затянула девушка на чистом русском.

Так вдруг мы вернулись к особенностям нашего климата. Что для африканцев в Иркутске — тема номер один.

— Когда окончу учебу, домой сразу поеду, — заявила Саламату. — Потому что Иркутск — это очень холодно, а я люблю жару. И дома меня мама с сестрой ждут. Не видела их уже три года.

Любимая Масленица

Тему сибирских холодов тут же подхватила Прешес Марк — у нее совершенно не было времени на акклиматизацию. Она приехала в Иркутск из Нигерии в декабре 2021 года в курточке на рыбьем меху: «Было очень холодно! Раньше только в телевизоре видела, что все вокруг белое. Снег тоже очень холодный…»

Конечно, Прешес даже не предполагает, каким вкусным может быть снег. Но она тоже полюбила наш Новый год и Масленицу — «потому что блины очень вкусные».

Учиться в Иркутск девушку отправила мама. Она хотела, чтобы Прешес стала инженером, но дочь решила по-другому:

— В будущем все будет в интернете, поэтому я и выбрала сама эту специальность.

В Иркутске очень добрые люди, утверждает Прешес, ей нравятся горожане: всегда помогут, подскажут, посоветуют.

— И город очень красивый, — добавляет Прешес. — Старинные здания, деревянные дома, прекрасная Ангара!

Не океан это, понимаешь?

Соотечественник Прешес 24-летний Ибрагим Тиамию по окончании обучения решил домой не торопиться: настолько ему нравятся Иркутск и Россия. А в прошлом году Ибрагим ездил во Владивосток и до сих пор полон впечатлений от той поездки: «Большой мост, море. Если честно, я хочу жить либо во Владивостоке, либо в Санкт-Петербурге. В Питере, как и в моем родном Лагосе, много дождей. Этим они похожи».

Ибрагим усиленно изучает русский язык и даже изобрел свою систему запоминания.

— Я придумал, как учить легче. После каждого занятия записываю в тетрадь три слова и много раз их повторяю. Так выучил уже очень много! У меня в Иркутске есть очень хороший друг, русский. Он мне помогает. Мы общаемся уже три года — разговариваем по-русски. И вообще, — философствует дальше Ибрагим, — если ты приехал в другую страну, то почему бы не получить здесь новые навыки. Выучить, например, русский язык. Это очень полезно. Говорят, что если ты освоишь чужой язык, то вместе с ним и другую культуру изучишь. Поймешь, как люди думают, в чем разница между нашими менталитетами, как достичь взаимопонимания с русским человеком. Ведь у вас вообще другая жизнь, другие традиции и обычаи.

Парень говорит, что Иркутск ему очень по душе, он лишь скучает по Атлантическому океану: «Я объездил все окрестности… Раза четыре бывал в Аршане, там очень красиво — горы, как будто другой мир. Ольхон тоже мне очень понравился — я там даже плавал в Байкале. Но это не океан, понимаешь, не океан…»

Нет в вашем перце остроты

Еще один наш собеседник — нигериец Мухаммад живет в Иркутске четыре года. Видно, что он освоился, хорошо говорит по-русски, отлично понимает наш юмор. Его полное имя — Белло Мухаммад Якубу. В русскоязычных соцсетях парень назвал себя так: Мухаммад Якубович. Да, такой вот теплый африканский привет Леониду Аркадьевичу из «Поля чудес».

Приехав в Иркутск, Мухаммад обнаружил, что люди здесь очень дружелюбные и всегда рады помочь:

— Когда я еще не знал русского языка, использовал переводчика в телефоне. Надо мне куда-то поехать, выхожу на остановку и через программу спрашиваю у людей, на какой автобус садиться. Обязательно кто-то поможет.

Но со временем парню надоело разговаривать через электронного помощника. Хотелось общаться нормально, напрямую. Он начал активно изучать русский язык, стал больше говорить на нем. И теперь чувствует себя намного спокойнее, в том числе и на остановках общественного транспорта.

С нашей едой «Якубович» уже свыкся, но очень скучает по родным африканским блюдам.

— Русская еда — это в основном супы либо пельмени. А у нас абсолютно все можно есть. Могу вам назвать сразу 40 блюд, которые у нас готовят, — из риса, муки, рыбы, мяса. Они очень вкусные. Так что привычной еды мне не хватает.

Тут репортер «Иркутска» встал на защиту пельменей и назвал сразу десять их видов. Но далее тему разнообразия русской кухни развивать не стал: вспомнил свои студенческие годы в общежитии и пельмени, которые всегда были одного вида — пельмени…

— Приправы, которые у вас продаются, сильно отличаются, — продолжил гастрономическую тему Мухаммад. — Мне остроты не хватает. Совсем трудно найти настоящую острую приправу.

Свое ближайшее будущее (а он уже учится в магистратуре) Мухаммад планирует так:

— Возможно, я останусь пожить в России. Здесь люди хорошие, и славно было бы сначала набраться опыта, поработать по специальности, а потом возвращаться в Нигерию, чтобы там что-то улучшить. У нас в стране многих технологий не хватает. Поэтому хочется сделать так, чтобы нашим людям было удобно и комфортно пользоваться IT‑сферой.

Ночная жизнь закончилась

— У нас в Александрии летом может быть и 45, и 50 градусов тепла, а в Иркутске максимум плюс 30, — подключился к беседе египтянин Мохамед Дора. — И зимой у нас 8–10 градусов тепла.

Мохамед вспоминает момент, когда он впервые вышел из иркутского аэропорта. Это была зима, температура на улице — минус 37.

— Все люди в шапках, куртках, под ними еще много чего надето. Такой внешний вид очень странный для нас, потому что в Египте никогда не бывает снега. Но потом мы с друзьями купили нормальные куртки и пошли гулять.

Поступать в иркутский вуз Мохамед приехал по совету друзей, которые давно учатся в нашем медуниверситете.

— Они мне и сказали, что Иркутск лучше, чем многие города России: здесь очень спокойно, легко жить, хорошие люди, есть куда сходить и отличный уровень образования.

Три месяца назад Мохамед окончил бакалавриат и поступил в магистратуру. Планирует пожить в Иркутске, найти работу, где его новые знания будут востребованы.

Единственное, чего не хватает Мохамеду, — ночных прогулок с друзьями:

— В Александрии ночью город не спит. Мы можем спокойно гулять и в три, и в четыре часа утра. И до моря — десять минут пешком. В Иркутске все мои друзья живут в других общежитиях, и их не отпускают после полуночи.

Из студентов — сразу в преподаватели

Назих Эррахел — из Марокко. В Россию приехал еще в 2019 году — сначала в Красноярск на подготовительные курсы, а затем и в Иркутск. Он самый взрослый из наших собеседников — ему 28. Молодой человек так же открыт и общителен, как и его друзья по вузу, но с одной поправкой: Назих — уже преподаватель.

В практике преподавания вуза это исключительный случай: окончив бакалавриат, студент сначала стал ассистентом БИ БРИКС, а через два месяца — старшим преподавателем. Настолько Назих проявил себя.

Сегодня он ведет на английском языке курс по компьютерному зрению. Ценит Иркутск и сравнивает его с Москвой, где бывал несколько раз.

— Тут, можно сказать, спокойно, в отличие от столицы. Я такой человек — придаю значение тому, что город удобный, компактный, тихий. В нем легко встретиться с друзьями. Едешь на автобусе минут 25 и обязательно встретишь кого-то знакомого. И даже не один раз в день.

В будущем Назих хотел бы вернуться домой, где остались родители и друзья. Но пока это откладывается — он ведь стал преподавателем в Иркутске.

Общение с иностранными студентами в Байкальском институте БРИКС получилось теплым. С большим удовольствием ребята делились впечатлениями о России и Иркутске. Чувствовалось, что они хотели еще много рассказать и про свои африканские края. Возможно, некоторым из них не хватало русского словарного запаса. Но это не проблема — еще натренируются.

Константин Куликов

Фото автора

Свободное от учебы время иностранные студенты в Иркутске проводят с пользой: нигериец Мухаммад, например, читает друзьям вслух русские сказки. Он изменяет голос для каждого героя и тут же переводит текст на английский. Виртуоз!

Саламату Аваль, Гана: «Мне очень нравится Иркутск. Здесь красиво, добрые люди, интересная культура. Я люблю русские праздники, особенно Масленицу и Новый год. Иногда трудно, когда погода очень холодная, но я уже привыкла»

Прешес Марк, Нигерия: «Меня впечатляет архитектура Иркутска и красивые пейзажи вашего города, его история и дружелюбие людей. Но есть и трудности: холод и сложность русской грамматики!»

Ибрагим Тиамию, Нигерия: «Жизнь в Иркутске дала мне новый опыт: я выучил ваш язык и познакомился с местной культурой, мне понравились русская еда и красивая архитектура. Я стал более независим и многое узнал»

Мухаммад Белло, Нигерия: «130-й квартал в Иркутске — очень красивое место: дома необычные, потому что из дерева. А еще здорово, что недалеко Байкал — самое глубокое озеро в мире. Просто вода, а зимой там будет лед. Это очень необычно»

Мохамед Дора, Египет: «Я заметил, что многие в Иркутске покупают мороженое зимой, когда минус 40. Даже наши друзья так делают! Не понимаю, как это возможно!»

Назих Эррахел, Марокко: «Конечно, адаптация к новой стране была непростой. Несмотря на то что в Марокко тоже бывает снег, зима в Иркутске все равно стала для меня настоящим испытанием. Но именно это помогло развить настойчивость и гибкость, а также глубже понять местную культуру»

Такая забота есть только в России

— Ценится наша система образования, если ребята из других стран с большим желанием едут учиться в Иркутск? — этот вопрос мы задали куратору студентов, доценту БИ БРИКС Жанне Афанасьевой.

— Я думаю, что здесь играют роль сразу два фактора. Во-первых, наша система образования — она фундаментальная, что важно, конечно. Во-вторых, мы же окружаем иностранных студентов вниманием и заботой: следим за тем, чтобы они занятия не пропускали, чтобы учились, долги вовремя сдавали. Такое сопровождение присуще только России, вряд ли где-то за рубежом есть такая же практика…

«Как познать русскую душу?»

В Байкальском институте БРИКС ИРНИТУ иностранных студентов всего треть, остальные — россияне. Тем не менее преподавание ведется для всех на английском языке. А ребята из Африки изо всех сил учат русский… «А как без языка познать русскую душу?» — заявляют они.

 

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg