![image](/media/wp-content/uploads/2020/09/irkutskinform-import-9.jpg)
None
С наступлением весны городские дороги пришли в упадок. Сказывается отсутствие капитального ремонта магистралей на протяжении долгих лет. Усугубила ситуацию и снежная зима: на дорогах образовалось много влаги, смертельной для асфальта в условиях постоянных перепадов температуры. В итоге трассы покрылись выбоинами, которые дорожные службы сейчас латают день и ночь. О причинах дорожных разрушений и системных подходах к решению этой проблемы сегодня рассуждают дорожники, проектировщики и чиновники.
Системные разрушения
— Необходимого капитального ремонта дорог из-за недостатка финансирования в Иркутске не было на протяжении десятилетий, — подчеркивает заместитель председателя комитета городского обустройства — начальник департамента дорожной деятельности администрации Иркутска Михаил Малыхин. — Поэтому сейчас эта проблема начала «выстреливать». Этому способствовала снежная зима. Зимы прошлых лет, 2013-2015 годов, несравнимы с этой по количеству снега. В результате в межсезонье на дорогах образовалось много воды, а это злейший враг асфальта. Поднялись и грунтовые воды, на дорогах образовались провалы.
Впрочем, проблема плохих дорог в Иркутске появилась не этой весной, она закладывалась на протяжении многих лет. В результате в центральной части города на дорогах практически не осталось необходимого продольного и поперечного профиля, а проще говоря, выпуклости, которая бы не позволяла воде скапливаться на асфальте. А специальный верхний слой износа дорог, который должен составлять 4-5 см в высоту, во многих местах уничтожен.
Но, по словам экспертов-проектировщиков, проблема разрушения дорог не ограничивается отсутствием верхнего видимого слоя асфальта. На городских магистралях за редким исключением разрушены и нижние слои дорожной одежды, которые должны создавать основу для асфальтобетона.
— Верхнее асфальтобетонное покрытие обеспечивает удобство использования дороги, ее ровность и безопасность. Оно принимает первые нагрузки, возникающие при движении транспорта, и перераспределяет их вглубь, — поясняет главный инженер дорожного департамента проектного института «Иркутскгипродорнии» Николай Баев. — При этом нижний слой должен состоять из каменного материала, ни в коем случае не из грунта, чтобы эти нагрузки выдерживать. Также должен быть дополнительный морозостойкий слой основания.
Однако и у каменного слоя дороги тоже есть срок службы, он составляет около 100 циклов «перехода через ноль», то есть смены положительных температур на отрицательные и наоборот.
После этого его физико-механические характеристики начинают меняться. Единственный способ этот слой обновить — глобальная реконструкция дороги, которая, по данным Николая Баева, в последние годы проводилась только на двух улицах — Байкальской и Лермонтова в районе ИРНИТУ.
На всех остальных городских магистралях, к дорожной одежде которых не прикасались десятки лет, нижний каменный слой разрушен и представляет собой мелкую фракцию, которая не может служить полноценной основой для асфальтобетона. В результате верхний слой фактически ни на что не опирается и легко ломается от нагрузок.
Весной эти системные проблемы усугубляются еще несколькими характерными для межсезонья моментами, создавая «идеальный шторм». Среди них — тот самый «переход через ноль», а также аварийный ремонт коммунальных сетей, который ведут ресурсоснабжающие организации в холодный период, когда полноценное восстановление вскрытой дороги невозможно. На дороги пагубно влияют и сами аварии на инженерных коммуникациях, из-за которых происходит размытие грунтов, устраняемое сетевыми компаниями лишь частично.
Полная реконструкция
Очевидно, что для приведения дорог в порядок требуется не локальный ремонт, а полная реконструкция. Но в существующих экономических условиях планы по капитальному ремонту всех городских дорог — это утопия. По подсчетам проектировщиков, строительство одного километра новой дороги стоит 60-80 млн рублей, то есть равняется сумме, заложенной в бюджет 2016 года на ямочный ремонт всех улиц.
— В таких условиях бросить разрушаться всю дорожную сеть и направить имеющиеся средства на один километр — просто непозволительно, поскольку приведет к коллапсу всей дорожной системы, — констатирует Николай Баев.
По словам генерального директора «Иркутскгипродорнии» Владимира Ступакова, его проектный институт совместно с администрацией города с 2009-2010 годов разрабатывал программу развития дорожной сети до 2025 года. Она предусматривает реконструкцию, капитальный и обычный ремонт улиц и постоянно корректируется.
— Чтобы привести в нормативное состояние всю улично-дорожную сеть Иркутска, в год необходимо выделять порядка 2 млрд рублей. Только в этом случае к 2025-2028 годам улицы Иркутска будут приведены в нормативное состояние, — заявляет Владимир Ступаков. — в реальности на эти цели выделяется в разы меньше средств.
По мнению экспертов, горожанам важно понимать, что проблема плохих дорог не в том, что власти не хотят их ремонтировать. Напротив, по заказу мэрии разработаны проекты дорожного строительства, но для их реализации требуется более 16 млрд рублей, что больше годового бюджета города. На претворение этих планов в жизнь попросту не хватает денег.
Развязки и дворы
Несмотря на тяжелое финансовое положение, капитальный ремонт дорог в Иркутске все-таки ведется. В частности, в прошлом году был реконструирован участок Байкальской от перекрестка с улицей Ржанова до выезда из города, а также начат ремонт объездной дороги в районе рынка «Покровский». В этом году администрация планирует организовать кольцевую развязку на Старокузьмихинской, завершить работы на двух развязках около Иннокентьевского моста в районе рынков «Покровский» и «Качугский».
— Мы будем изменять конфигурацию движения на пересечении Старокузьмихинской с дорогой, которая идет от улицы Академической. Там планируется организовать кольцевое движение вместо треугольника, где машины едут лоб в лоб. Таким образом можно будет увеличить пропускную способность данного узла, — отметил Михаил Малыхин. — На эти работы в бюджете предусмотрено 102 млн рублей.
ЛИД// В текущем году также планируется завершить работы на развязке Иннокентьевского моста в районе рынка «Покровский». Будет организовано разделение потоков, движение станет односторонним, что увеличит пропускную способность как самого моста, так и улицы Олега Кошевого.
Кроме того, планируются работы на дороге, идущей от развязки Иннокентьевского моста, на ее пересечении с улицей Рабочего Штаба в районе рынка «Качугский». На обе развязки планируется выделить порядка 290 млн рублей, из которых около 160 млн поступят из областного бюджета.
Значительные средства планируется направить и на ремонт дорог во дворах и частном секторе. На сектор индивидуальной застройки в городском бюджете уже заложено 88 млн рублей, что более чем в два раза превышает объем финансирования на эти цели в прошлом году. Еще 232 млн пойдет на ремонт дворов.
Оперативное вмешательство
Презрительного отношения к ямочному ремонту эксперты дорожной отрасли не разделяют. По мнению Николая Баева, выравнивание провалов и выбоин сейчас очень своевременно. Это позволяет не допустить стояние воды в асфальтобетоне и, как следствие, еще большего его разрушения. Такие меры, по словам проектировщика, не слишком долговечны, но они жизненно необходимы.
Сейчас ямы на трассах специалисты Иркутскавтодора заделывают методом литого асфальта, который нагревается в рециклерах до температуры 200 градусов и может использоваться при морозе до -15 °C. При наступлении устойчивых положительных температур начнется ремонт дефектов стандартным струйно-инъекционным методом, а позже, с запуском асфальтобетонного завода, — работы большими картами асфальтобетона.
На ямочный ремонт в бюджете предусмотрено 73 млн рублей, на работы большими картами — 45 млн рублей. Всего в этом году планируется отремонтировать участки на общей площади более 100 тыс. кв. м.
Привлечь внимание дорожников к проблемным местам на улицах в своем районе может теперь каждый горожанин. О плохом состоянии того или иного участка можно сообщить по телефону единой диспетчерской службы администрации Иркутска 520-112, а также на сайте и страницах Иркутскавтодора в социальных сетях.
— В первую очередь проводятся работы по заявкам в тех местах, на которые больше всего жалуются и где есть движение общественного транспорта, — отмечает Михаил Малыхин. — Все заявки, поступившие на сайт, анализируются и исполняются. Для этого составлен график, работы отсортированы в зависимости от возможности устранения дефекта при существующем температурном режиме. Каждый обратившийся будет проинформирован о принятии заявки, включении ее в план работ и сроках устранения дефекта.
Поделиться в соцсетях: