Уже в третий раз трамвайный парк Иркутска пополняется столичными вагонами. В конце 2020 года вышла на линию очередная партия вагонов, подаренных Иркутску «Мосгортрансом». Подвижной состав достался городу практически бесплатно: доставка и техническое обновление 10 трамваев обошлись примерно в 1,5 млн рублей, в то время как один новый вагон стоит в пределах 35 млн рублей. Насколько московские подарки пригодны для эксплуатации, какие в них есть удобства для водителей и пассажиров и когда предвидится следующее обновление парка?
«Это как пересесть с «Жигулей» на иномарку»
В трамвайном парке на путях «отдыхают» два вагона. Тот, что справа, — старожил марки КТМ, произведен на Усть-Катавском вагоностроительном заводе им. С.М. Кирова тридцать четыре года назад. Слева — молоденький 619-А, он пробегал двенадцать лет по Москве и недавно «переехал» в Иркутск.
— В декабре прошлого года «Мосгортранс» подарил нам десять трамваев серии 619-А. Мы провели комплексный технический осмотр и заключили, что они в отличном состоянии и проездят без капремонта еще четыре-пять лет. Все вагоны поставили на текущий ремонт, который занимает две недели. Пять вагонов уже прошли техобслуживание и вышли на линии, еще пять выпустим в марте–апреле, — рассказывает директор МУП «Иркутскгортранс» Андрей Маковецкий.
Две недели нужны, чтобы проверить все системы и агрегаты московских вагонов и перевести их в сибирский режим работы: в салон добавляют по три-четыре печки к уже имеющимся. Кстати, старые иркутские трамваи до сих пор обогреваются по системе, придуманной в 2009 году в нашем депо и впоследствии внедренной по всей России.
— Наши мастера придумали ноу-хау — тепловые завесы. Они установили сверху над входными дверями печки с обдувом и вычислили, что нужно направить теплый поток воздуха под углом 12°, чтобы перекрыть попадание холодного воздуха в салон, — с гордостью рассказывает Андрей Маковецкий. — Благодаря этой разработке даже в морозы мы сохраняем в салоне трамвая температуру воздуха 0…1 °С.
Следы модернизации хорошо заметны и в салоне, и в водительской кабине старенького КТМ: на тумблеры надеты колпачки от шариковых ручек — для удобства, сверху висит маленький вентилятор (он спасает в жару), справа прикручено дополнительное зеркало, чтобы видеть пассажиров, а на стекло приклеен солнцезащитный козырек. В новых вагонах, доставленных из Москвы, все эти «прибамбасы» встроены в базовую комплектацию. Водителю легко и приятно управлять таким вагоном.
— Лобовое стекло большое, что дает нам хороший обзор, — показывает свое рабочее место Татьяна Коновалова, водитель трамвая с сорокалетним стажем. — На жидкокристаллический экран выводится информация по всем системам: работа электродвигателя, режимы ускорения и торможения. Но главное — вагон трогается и тормозит не рывками, а плавно. Если сравнивать его со старыми моделями, это как пересесть с «Жигулей» на иномарку.
Плавный ход трамваю обеспечивает асинхронный тяговый электродвигатель. Вагоны оборудованы системой климат-контроля и видеонаблюдения — по одной камере напротив каждой двери и две впереди: одна направлена на водителя, вторая на движущийся поток. В салоне антивандальные сиденья, которые невозможно повредить, и противоскользящее покрытие.
Вторая жизнь трамвая
Несмотря на внушительную разницу в возрасте, обе модели трамваев — и КТМ, и 619-А — сегодня перевозят пассажиров. Предприятие не может снять старожилов с линии, потому что таких более 80 % подвижного состава. Но благодаря стараниям механиков все они исправны и безопасны.
— Капитальный ремонт мы проводим своими силами. На него требуется около 8 млн рублей — в итоге трамвай восстанавливается на 70 %. В результате капитально-восстановительного ремонта, когда покупается кузов первой комплектности, вообще получаем на 90 % новый транспорт. Но такой ремонт обходится уже в 12–14 млн рублей. Капитальный и капитально-восстановительный ремонт продлевают жизнь трамвая еще на триста тысяч километров — это несколько лет службы, — продолжает Андрей Маковецкий.
На фоне этих затрат московские трамваи — настоящий подарок. За доставку и техобслуживание десяти практически новых вагонов «Иркутскгортранс» заплатил всего 1,5 млн рублей. Если бы их покупали с завода, то понадобилось бы почти 350 млн рублей — неподъемная сумма для муниципального предприятия. Но есть надежда, что Иркутск начнет приобретать новые трамваи за счет федерального финансирования.
— В национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» появилась подпрограмма, которая теперь позволяет получить федеральное финансирование на обновление крупного общественного транспорта (от сорока мест). Мы сформируем заявку от муниципалитета, чтобы попасть в данную программу, — сообщил первый заместитель мэра Иркутска Антон Красноштанов. — Но не будем забывать, что стоимость одного нового вагона — тридцать пять миллионов рублей, а износ парка высокий. Чтобы довести подвижный состав до нормативного состояния, понадобится несколько миллиардов рублей. Поэтому мы благодарны Москве за эту, уже третью, партию трамваев для Иркутска. Они соответствуют всем нормам и критериям, требуют минимальных вложений. В нынешних условиях это оптимальное решение для обновления парка.
Яна Шутова
Фото Дарьи Таракановой
ЦИФРЫ
77 вагонов насчитывается в парке предприятия
44 из них ежедневно работают на линии
7 маршрутов они обслуживают
7–8 круговых рейсов совершает каждый трамвай ежедневно
98 км — протяженность трамвайной сети г. Иркутска