Из скверов и с магистралей Иркутска в 2021 году будет убрано более 260 пней
Общество
Газета «Иркутск» #32 (1019) от 20 августа 2021
image
None

Ежегодно специалисты МУПЭП «Горзеленхоз» спиливают в городе сотни ветхих и аварийных деревьев. После валки, как известно, остаются пни. Однако, если вы попробуете отыскать их на улицах, придется сильно постараться. Корчевка пней — такая же обязательная работа по улучшению санитарного состояния города, как и валка деревьев. И процедура эта весьма непростая, даже если есть необходимая техника. На прошлой неделе в этом убедилась репортерская группа «Иркутска».

— Это же целое посадочное место! — восклицает Дарья Куфякова, специалист МКУ «Городская среда». — Причем место, в котором мы можем быть уверены. Если здесь росло дерево, значит, внизу нет никаких коммуникаций, которые можно повредить. Смело можно делать газон, цветник или высаживать новое дерево.

Место, о котором идет речь, — это участок открытой земли прямо посреди тротуара на бульваре Гагарина, в десяти метрах от памятника космонавту. Когда-то участочек заботливо обнесли бордюром и высадили здесь тополь. Но годы прошли, дерево обветшало, и в июле его, равно как и другие аварийные городские деревья, снесли.

Пень, который остался на месте старого тополя, на первый взгляд не особо-то и приметен. Но оставлять его нельзя. Во-первых, это некрасиво. Во-вторых, корни, оставшиеся под землей, все еще пускают поросль. Ну и главное, как уже сказала Дарья, — пень занимает место, куда уже этой осенью можно высадить молоденький саженец.

— Мы уберем его минут за сорок, — уверен Денис Лосюков, мастер участка цеха эксплуатации озеленения МУПЭП «Горзеленхоз» (мы стоим перед пнем, и Денис оценивает его масштабы еще до начала работ. — Прим. авт.). — Скорость во многом зависит от того, что скрывает сам ствол. В легких случаях за день мы удаляем 40–50 пней. Но этот как раз сложный, да вы и сами сейчас все увидите.

Команда «Горзеленхоза», которая занимается выкорчевкой по заданию МКУ «Городская среда», состоит из трех человек: мастер, водитель спецтехники и уборщик. Денис Лосюков здесь самый опытный, корчевкой пней на общественных озелененных территориях и вдоль магистральных улиц он занимается уже 15 лет.

— В городе дерево может запросто вырасти на строительном мусоре, — рассказывает Денис. — И тогда нас поджидают разные сюрпризы. Это только сверху пень ровный, а внутри у него могут быть и камни, и кирпичи, и бутылки, и арматура. Недавно дробили пень на улице Стасова, рядом с троллейбусным депо, — так в нем металлическая труба спряталась!

Не менее сложный случай, если дерево росло рядом с дорогой. Такие пни при корчевке приходится буквально выдирать из асфальта и бетона. Бывает даже, что пень успевают забетонировать уже после валки.

Вот и в нашем случае приходится иметь дело с кусками асфальта. Но прежде чем приступить к работе, на тротуар заезжает Bobcat, а территорию оцепляют и выставляют предупреждающие знаки.

— Чтобы корчевать пни, нужно особое внимание, — объясняет Андрей Варгатюк, водитель бобкэта. — Если в корнях спрятался булыжник, о него можно повредить насадку. А мелкие камни часто отлетают, и надо следить, чтобы они ни в кого не попали. Когда слышу, что где-то брякает, останавливаюсь и поднимаю оборудование, а дальше мы, как золотодобытчики, ищем эти камушки.

Навесное оборудование, которое используют для этих целей, — специальная установка для дробления пней. Огромный маховик с плоскими ножами крутится просто с бешеной скоростью — около 2000 оборотов в минуту, благодаря чему сразу дробит древесину в щепу. Как поясняют специалисты «Горзеленхоза», к дроблению прибегают, когда нужно выкорчевать большие пни — весом около полутонны. Для более мелких пней, оставленных после валки небольших сосен, елок и плодовых деревьев, используют другое навесное оборудование, позволяющее вынимать их из земли целиком.

Перед дроблением пень окапывают при помощи обыкновенной лопаты — необходимо обозначить его контуры. В нашем случае видимая часть пня после этого увеличивается буквально в три раза. Андрей Варгатюк запускает свою машину и начинает дробление. Его задача — измельчить сам ствол и доступную часть корней.

Наконец, древесные остатки утрамбовывают. После работ территорию прибирают от порубочных остатков и подметают от опилок. Затем их грузят в машину и вывозят на полигон ТКО. Поверхность, оставшуюся после выкорчевывания, засыпают грунтом, чтобы земля подготавливалась к последующим посадкам. Далее команда Дениса Лосюкова едет корчевать еще один пень на бульваре Гагарина, плюс по плану у них в этот день удаление еще нескольких пней возле школы № 64 (Свердловский округ).

Марина Александрова

Фото Натальи Федотова

РАБОТА НЕ «ЧЕРЕЗ ПЕНЬ-КОЛОДУ»

Всего в этом году с городских скверов и магистралей будет убрано более 260 пней. Центр города уже зачистили от старых пней: улицы Гагарина, Киевскую, Бабушкина, Чехова и Карла Маркса. На левом берегу — Лермонтова, Академическую и Стасова. Теперь на очереди — Ленинский район.

Суббота, раннее утро, бульвар Гагарина. Пока горожане спят или только просыпаются, команда «Горзеленхоза» выкорчевывает пни от старых, больных, ранее спиленных деревьев. На освободившихся участках появятся новые саженцы

Благодаря этому колесу с огромными зубьями пень прямо на месте корчевания дробится на опилки. Груда растет быстро — по мере того, как исчезает сам пень. В воздухе витает приятый запах сырой древесины

Денис Лосюков, мастер участка цеха эксплуатации озеленения МУПЭП «Горзеленхоз», рассказал «Иркутску», что валка, когда убираются сухие и поврежденные деревья, проходит в июле. И уже с августа, когда подсчитывают общее количество пней, сотрудники «Горзеленхоза» приступают к их выкорчевке

Андрей Варгатюк работает в «Горзеленхозе» водителем бобкэта три года. Для этого он специально обучался в ДОСААФ, получил права тракториста и водителя погрузчика

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg