История о строительстве Транссиба и торжественном прибытии в Иркутск первого паровоза
Без категории
Газета «Иркутск» #21 (861) от 14 июня 2018
image
None
В этом году исполняет 120 лет с того дня, когда окрестности Иркутска впервые огласил железнодорожный гудок. Стоит ли говорить о том, насколько важно было возведение Транссибирской магистрали для развития Сибири, Дальнего Востока и России в целом. В честь столь значимого юбилея в День железнодорожника на вокзале пройдет театрализованное представление — реконструкция того дня, когда в наш город прибыл первый паровоз. По указу императора  Мысль о необходимости сооружения в Сибири железной дороги, которая обеспечила бы более быстрое заселение региона, разработку естественных богатств, развитие промышленности, торговли, возникла в 1830-е годы и принадлежала известному инженеру путей сообщения Н.И.Богданову. Он проводил изыскания Кругобайкальского грунтового тракта от Иркутска на Кяхту, по которому шла русско-китайская торговля. — Но этот вопрос долго не решался, — поясняет главный хранитель фонда музея истории ВСЖД Александр Хобта. — Дело сдвинулось с мертвой точки, как отмечается в «Историческом очерке развития железных дорог в России», когда в 1886 году на отчете генерал-губернатора Восточной Сибири графа А.П.Игнатьева император Александр III собственноручно написал: «Уж сколько отчетов генерал-губернаторов Сибири я читал и должен с грустью и стыдом сознаться, что правительство до сих пор ничего не сделало для удовлетворения потребностей этого богатого, но запущенного края! А пора, давно пора». Так была решена судьба Транссиба. В марте 1891 года император Александр III подписал высочайший рескрипт (личное письмо) на имя наследника престола царевича Николая Александровича, в котором поручил сыну объявить о строительстве железной дороги. Девятнадцатого мая 1891 года в присутствии царевича во Владивостоке состоялись торжества по случаю закладки Уссурийского рельсового пути и железнодорожного вокзала. Стальная магистраль обеспечила быстрое экономическое развитие территории за Уралом, способствовала росту сибирских и дальневосточных городов. Кстати, первоначально стальной путь до Владивостока лег через китайскую Маньчжурию. Но Русско-японская война преподала горький урок — главная магистраль страны должна проходить по территории России. Перед изыскателями, проектировщиками и строителями встал главный вопрос: «Как построить мост через Амур — мощную, полноводную реку шириной у Хабаровска под три километра, а глубиной до 14 метров?». Амурский мост длиной 2600 метров, ставший последним звеном Транссиба, был построен в рекордно короткий срок — за три года и три месяца. Пятого октября 1916 года первый поезд пересек Амур по крупнейшему в Евразии стальному переходу, открыв сквозное движение от Москвы до Владивостока. Через восемь тысяч километров  Но вернемся в Иркутск. Надо сказать, что прибытию первого паровоза в наш город тоже предшествовала большая работа, которая началась еще в середине 50-х годов XIX века. — Вопрос о строительстве дороги поставил генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н.Муравьев-Амурский, — рассказывает заведующий отделом музея истории города Иркутска Евгений Меньшагин. — Уже в 50—70 годы инженеру Романову губернатор дал распоряжение провести исследование тех мест, по которым планировалось провести железную дорогу. Разработан ряд проектов, но они не удовлетворяли российское правительство. И только во второй половине 80-х годов XIX века, когда активизировался рост интереса к Дальнему Востоку и началось его освоение, возникла острая необходимость связать этот край с центром России. Понятно, что магистраль в разы ускоряла перевозку грузов, способствовала экономическому развитию регионов. По словам историка, были посланы три экспедиции, которые проводили исследовательские работы по предполагаемому пути прохождения железной дороги от Сибири до Дальнего Востока. В конце концов, в 1885 году решение было принято — после того как закончилось строительство одного из главных участков Транссиба, от Тюмени до Екатеринбурга. Теперь уже все мощности и усилия можно было направить в Сибирь. — В феврале 1891 года кабинет министров принял решение одновременно начать работы с противоположных концов от Владивостока и Челябинска, — рассказывает Евгений Меньшагин. — Между этими городами простиралась территория в более чем восемь тысяч километров. В 1893 году учрежден комитет Сибирской дороги, председателем которого государь назначил наследника престола Николая Александровича. Комитету придавались самые широкие полномочия. В 1898 году железная дорога подошла к Иркутску. Произошло это, кстати, на два года раньше установленного срока. На испытания с револьвером  С прибытием в Иркутск первого поезда связано несколько интересных фактов. Например, жители начали строительство вокзала за год до самого события, еще точно не зная, где именно пройдут железнодорожные пути. — Таким образом иркутяне дали понять, где, по их мнению, должны быть проложены рельсы, — подчеркивает историк. Еще один момент связан с испытаниями железнодорожного моста через Иркут. Дело в том, что строительство шло ускоренными темпами, железные конструкции не успевали подвозить, поэтому  мосты были деревянные. Вот как это описывается в летописи Колмакова: «Пятого августа 1898 года в два часа началось испытание железнодорожного моста через Иркут. Проводили их на двух локомотивах. На первом находился генерал-губернатор Горемыкин, начальник постройки Забайкальской железной дороги инженер Пушечкин и инженер Андронников. Начальник участка инженер Попов шел по мосткам под полотном дороги, наблюдая за просадкой моста. Затем по мосту был пропущен взад и вперед состав из 20 платформ, груженный рельсами и ведомый двумя локомотивами. Просадка в обоих случаях составила несколько тысячных дюйма при шестисаженной высоте моста, т. е. мост почти не сдал, испытания прошли успешно». — В некоторых источниках, к слову, пишется о том, что Попов сел в вагон и ехал на этом поезде, взяв с собой револьвер. Когда его спросили, зачем ему оружие, он ответил: «Если бы мост не выдержал, я бы застрелился», — замечает Евгений Меньшагин. Строго по билетам К торжественному дню горожане готовились заранее. — С раннего утра народ начал стекаться в Глазковское предместье, где находился вокзал. Предварительно городские власти расклеили на улицах 280 объявлений, в которых попросили жителей украсить свои дома, — рассказывает Александр Хобта. — И каждый, кто мог, спешил водрузить на свое жилище флаг. В особенности пестрел стягами понтонный мост имени цесаревича Николая через Ангару. Все любовались красивой аркой, переброшенной через железнодорожное полотно и построенной на средства города. Арка была украшена флагами, еловыми ветками, гербом города и щитом наверху, его венчала надпись: «Привет от Иркутска!». Дата — 16 августа 1898 года. Небольшой одноэтажный вокзал также был в праздничном убранстве. «Во избежание беспорядка публика к вокзалу допускалась лишь по билетам. Остальные граждане расположились вдоль полотна железной дороги, а также на Глазковской горе на правом берегу Ангары, на подошедшем к берегу против вокзала пароходе, а также на близлежащем островке и лодках. Платформа у вокзала была задрапирована материей национальных цветов и украшена гирляндами, зеленью и флагами», — так описывается этот знаменательный день в летописи Колмакова. Музыка, салют, молебен В 12 часов прибыли губернатор Моллериус, городской голова Жарников, высокопреосвященный Тихон, высшие военные и гражданские чины. В половине первого показался украшенный зеленью и флагами железнодорожный состав. Военный оркестр встретил его музыкой, а публика восторженными криками «Ура!». — Состав украшали на станции Иннокентьевской (ныне Иркутск-Сортировочный), — поясняет Александр Викторович. — Именно оттуда паровоз с почетными пассажирами — представителем министерства путей сообщения, начальниками строительства, дистанций, подрядчиками — прибыл на станцию Иркутск. Из вагона вышли инженеры, строители, начальник Забайкальской железной дороги Оглоблин. Городской голова встретил их хлебом-солью на серебряном подносе. Затем был совершен молебен и произведен салют, а в здании вокзала дан торжественный завтрак для самых важных городских персон. В меню значились: консоме, пирожки, уха, расстегаи, байкальские осетры под майонезом, жаркое из дичи, индейки и цыпленка. На десерт подавали парфе из абрикосов, кофе, чай и ликеры. А на станции Иннокентьевской, куда состав вернулся уже со строителями, прошел праздничный обед для 700 рабочих, которые принимали участие в возведении дороги. Их трапеза была гораздо скромнее. — Перед каждым рабочим на стол поставили половину бутылки водки, бутылку пива, глиняную тарелку, японскую деревянную чашку, деревянную солонку и фарфоровый стаканчик для водки. Вся посуда была потом подарена строителям, — рассказывает хранитель музея. — Труженикам подали щи, кашу и говядину. Вечером 16 августа железнодорожный вокзал и многие здания Глазковского предместья и города были ярко иллюминированы, состоялся фейерверк. Надо сказать, что долгие годы спустя день прибытия первого поезда в Иркутск считался одним из главных городских праздников. СПРАВКА Тридцатого августа 1908 года в Иркутске в благодарность императору Александру III за принятое им решение о строительстве Великой Сибирской магистрали был открыт памятник. Постамент украшала фигура двуглавого орла, державшего в лапах бронзовый свиток с текстом рескрипта наследнику цесаревичу Николаю Александровичу 14 января 1893 года о строительстве «сплошного Сибирского железнодорожного пути» и назначении наследника председателем комитета Сибирской железной дороги.  
Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg