Искусство победить мышиное царство. Сказку Гофмана на русский лад поставили в Иркутском театре народной драмы
Культура
Газета «Иркутск» #14 (1150) от 19 апреля 2024
image
None

Каждый год Иркутский театр народной драмы, руководит которым заслуженный деятель искусств России, депутат городской думы Михаил Корнев, радует маленьких горожан яркой сказочной премьерой. 2024-й не стал исключением и открылся показами музыкального спектакля «Щелкунчик и волшебный орех» по мотивам произведения Эрнста Гофмана. По мнению Михаила Корнева, история о том, как серые злые мыши стали править целым царством, потому что люди были слишком доверчивы и слабы, очень поучительна. «Наш спектакль о том, что победить зло могут только отважные и сильные духом. Эту истину нужно доносить до людей в детстве», — считает режиссер.

Сказка «Щелкунчик и мышиный король», написанная немецким писателем Эрнстом Теодором Амадеем Гофманом более двух веков назад, вдохновила многих творческих людей на создание собственных произведений. Самым известным из них стал балет на музыку Петра Чайковского. Спектакль, представленный Иркутским театром народной драмы, от всех других версий «Щелкунчика» отличает сюжетная привязка к славянской традиции празднования Рождества.

— «Щелкунчик и волшебный орех» — это драматическая музыкальная сказка. Я увидел возможность сделать на этом материале красивый новогодний спектакль, в котором все герои — и Щелкунчик, и Мари, и принцесса Пирлипат, и мышиный король — поют. И еще мне важно было привнести в него наш национальный колорит. С автором инсценировки, стихов и музыки Александром Щевцовым я давно знаком и по согласованию изменил пролог, — рассказывает Михаил Корнев.

Открывают спектакль юные артисты детской школы, которая создана в театре. В традиционных русских костюмах, с народными инструментами они выходят на сцену в образах колядовщиков и начинают, как и положено во время колядок, рассказывать собравшимся сказочную историю. Дальше действие переносится непосредственно в дом Штальбаумов, и в роли сказочника перед зрителем предстает уже герой Гофмана Дроссельмейер. Повествование постепенно встраивается в классическое русло: накануне Рождества мышиное племя, полное зависти и обиды, решает с помощью злого колдовства помешать празднику. Принцесса Пирлипат превращается в безобразную уродину, всюду во дворце хозяйничают мыши, и находится только один смелый юноша, который встает на защиту добра и справедливости.

— Когда в финале Щелкунчик побеждает мышиного короля, снова появляются колядовщики. Этот прием показывает, что такие качества, как благородство души, отвага, стремление к справедливости, ценятся одинаково в любом царстве-государстве, а со злобными мышами никто не желает иметь дело. Очень показательно, как эмоционально реагируют на игру актеров самые маленькие наши зрители — дети четырех-пяти лет. Они вместе с героями спектакля поют, криками помогают Щелкунчику и Мари раскрыть злой замысел мышей, хлопают в такт музыке, восхищаются превращениями, которые благодаря работе наших инженеров происходят с персонажами. Это прекрасная реакция. За два зимних месяца театр представил спектакль почти 50 раз. Его посмотрели больше восьми тысяч зрителей, — добавляет Михаил Корнев. Роль Щелкунчика в спектакле убедительно и эмоционально исполнил молодой артист Даниил Федоров. И самое главное — его образ очень тепло приняли дети.

Главный режиссерский принцип Корнева — детский спектакль должен быть поставлен, сыгран и оформлен лучше, чем взрослый. В репертуаре Иркутского театра народной драмы постановкам для детей всегда уделялось большое внимание. «Илья Муромец», «Василиса Прекрасная», «Аленький цветочек», «Иван Царевич и Новый год», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Золотой петушок», «Новый год в прибайкальском лесу», «Русское вертепное действие» — это далеко не полный список спектаклей, которые театр поставил для детей. Сейчас Михаил Корнев работает над материалом новой пьесы, где будут отражены события, происходившие в Иркутске накануне войны 1812 года. На ее основе тоже планируется создать новогодний спектакль для детей.

Сегодня Иркутский театр народной драмы активно использует в работе современное оборудование, которое позволяет перенести сценическое действие на киноэкран, а затем вернуть его вновь из виртуального мира в реальность. Это обогащает визуальный ряд и дает возможность актерам более полно раскрыть свой потенциал. В спектакле «Щелкунчик и волшебный орех» тоже есть сцены, которые зритель видит в формате кино. По словам Михаила Корнева, постановка в ноябре вновь вернется в репертуар и у зрителей будет возможность посмотреть сказку в исполнении актеров театра народной драмы.

Также режиссер планирует восстановить мюзикл «Левша». Впервые спектакль по мотивам рассказа Николая Лескова был поставлен на сцене Иркутского театра народной драмы 20 лет назад. Именно тогда состоялось знакомство Михаила Корнева с творчеством московского композитора Александра Щевцова, который написал к «Левше» музыку. За эту работу в 2004 году Иркутский театр народной драмы впервые получил на Театральном международном фестивале «Золотой витязь» в Москве главную награду.

Марина Тихонова

Фото предоставлено Иркутским театром народной драмы

Сценическое действие спектакля «Щелкунчик и волшебный орех» по мотивам произведения Эрнста Гофмана разворачивается накануне Рождества. В небольшом королевстве все люди готовятся к празднику. Но злое мышиное племя, полное зависти и обиды, решает своим колдовством помешать людям радоваться. В роли мышиного короля — Вячеслав Егоров, Мышильду играет Ирина Тиунова

Автор инсценировки, стихов и музыки к спектаклю «Щелкунчик и волшебный орех» — Александр Шевцов, режиссер-постановщик — заслуженный деятель искусств России, заслуженный артист России Михаил Корнев. Король — заслуженный артист РФ Вадим Дейнеко, королева — Оксана Малова, принцесса Пирлипат — Анна Дейнеко

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg