«… — Хорошо, тогда ответственность за последствия мы и с банка снимем, и с тебя снимем!
— А почему вы со мной на «ты» разговариваете, я не поняла? Вы должностное лицо!
— Я, вообще-то, разговариваю с вами на «вы» и ни разу не назвал тебя на «ты».
— А, «тебя на ты», ну, понятно…»
Пересказывая этот разговор журналисту «Иркутска» и вспоминая, как она заставила преступника нервничать, Светлана Подольская посмеивается. Аферисты разыграли перед ней целый спектакль. Иркутянка не стушевалась, а приняла в нем полноценное участие.
5 июня Светлане позвонили с незнакомого номера, девушка представилась сотрудницей техотдела банка и сообщила, что кто-то якобы пытается оформить на ее имя «кредит на 5 тысяч». Когда Светлана сказала, что не оставляла подобную заявку, «сотрудница банка» ответила, что в этом случае они должны передать информацию в полицию. «Мы уже сообщили о вас, сейчас вам перезвонят, — строго напутствовала девушка. — Линию не занимайте, никому ничего не говорите, вы предупреждаетесь по статье 183 УК РФ о неразглашении (незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. — Прим. ред.)».
Мужчина, который вышел на связь следующим, представился действующим полковником полиции — руководителем одного из подразделений управления экономической безопасности противодействия коррупции Главного управления МВД по Иркутской области. Первым делом он настоял, чтобы собеседница зашла в интернет и проверила, с какого номера ей звонят. Но, боясь спугнуть мошенников, Светлана начала уверять, что интернет у нее отсутствует (входящий номер действительно полностью совпадал с тем, что был указан на официальном сайте МВД. Оказывается, мошенники используют современные технологии, так называемый «подменный номер», создают иллюзию, что звонят по городскому телефону из конкретного места. — Прим. ред.).
После этого «полковник» перешел к решительным действиям. Он сообщил Светлане, что она участвует в спецоперации по поимке злоумышленника, ей надо приехать в банк и следовать его четким инструкциям. Далее приводим расшифровку части разговора:
«… — Вы в банк сегодня подойти сможете?
— Я уже девушке объяснила, что не смогу… Меня могут увезти в банк в понедельник.
— А что у вас за проблема? Вы больны?
— Да. Я инвалид. Ограничена в передвижении.
— Понял. Ну, хорошо. Кто в банк повезет?
— Сын повезет.
— Я вас понял. Сразу вам говорю, что данные, которые могу вам передавать я или специалист банка, который за вами закреплен, вы третьим лицам не имеете права передавать. Считайте, что вы под условием подписки о неразглашении. Это понятно?
— Понятно.
— Будут проводиться следственные мероприятия и нельзя, чтобы кто-нибудь о них узнал. Злоумышленников не задержать, если они будут об этом знать. Согласны?
— Меня уже работник банка предупредил. Статья 183 УК о неразглашении информации.
— Во сколько с вами с утра связаться в понедельник?
— А для чего связаться?
— Давайте где-то в районе десяти-одиннадцати часов. Чтобы проинструктировать.
— Нет. Я поняла, что в понедельник поеду в банк. Меня не надо инструктировать. Я скажу, что никаких заявок на потребительские кредиты не оставляла.
— Послушайте! Без самодеятельности!
— Мне сейчас работник банка сказала о том, что от моего имени одобрена заявка на потребительский кредит. Я приду в банк и скажу, что я никакой заявки не оставляла. Ее аннулируют, если она есть. Все. Какая самодеятельность? Это мое право!
— И чего вы добьетесь? Если вы нарушите ход спецоперации, будете виновны в этом!
— Добьюсь, что на меня кредит не будет оформлен. Мне этого достаточно. А в спецоперации я не соглашалась участвовать…»
Весь разговор длился более 14 минут. Понимая, что надавить на собеседницу не получается, лже-полицейский начинал нервничать, переходил на повышенные тона, пугал ответственностью и выдуманным риском лишиться денег, однако бдительная женщина не поддавалась обману.
— Я развлекалась! — смеется Светлана. — Делала вид, что я пожилая вредная бабка, которая пытается права свои качать. Специально провоцировала, называя, например, баснословные суммы на своем счету. Дяденька этот стал психовать, «тыкать» мне начал. Под конец я заставила его пообещать, что «полицейский» лично приедет в банк, чтобы дать мне свои инструкции.
Сразу же после окончания диалога Светлана зашла в интернет, нашла телефон реального сотрудника полиции, именем которого представлялся жулик, и перезвонила ему.
— Он похвалил меня, что я набрала его номер самостоятельно, а не перезвонила по входящему (иначе я могла бы вновь попасть на мошенников). А послушав записанный разговор, засмеялся и сказал: «Вам уже никто не позвонит. Вы его до истерики довели, и они поняли, что с вами связываться бесполезно».
Запись разговора Светлана передала в полицию, после аудиоролик опубликовали на сайте МВД.
— Светлана не только защитила свои деньги, но и передала важную информацию сотрудникам полиции, — комментирует ситуацию Александр Сверлов, сотрудник пресс-службы ГУВД по Иркутской области. — В последнее время мошенники стали все чаще представляться сотрудниками полиции, а также других правоохранительных органов. Можно сказать, что это модернизация схемы «звонок от сотрудника банка».
Наталья Федотова
Фото из архива героини публикации