Иркутянин Александр Горский изучает историю исчезнувших деревень Байкальского тракта
Общество
Газета «Иркутск» #27 (965) от 15 июля 2020
image
None

О том, как проходило затопление территории под Братское водохранилище, знают сегодня все благодаря писателю Валентину Распутину. Но мало кто в курсе, что свое «Прощание с Матёрой» случилось и при строительстве Иркутской ГЭС. Началось оно почти на десятилетие раньше, и была это первая подобная история на Ангаре. Деревни, ушедшие под воды реки при запуске ГЭС в 1956 году, теперь недоступны изучению. От некоторых (Разводная, Тальцы) еще остались названия, другие (Щукино, Пашки) и вовсе канули в Лету. Заняться восстановлением исторической справедливости решил иркутянин, краевед Александр Горский, чьи родственники по материнской линии были выходцами из Большой Разводной. Разыскивая информацию о деревне, он надеется больше узнать и о своих предках и мечтает поставить на берегу Ангары памятные знаки — для потомков. 

Запрос в архив 

— Большая и Малая Разводная — две деревни, стертые с лица земли после строительства Иркутской ГЭС, — рассказывает краевед Горский. — Информации об этом событии сохранилось немного. Есть упоминания в книгах, есть пара статей в интернете. Почти не осталось изображений деревень.

Александр увлекается историей с детства и уже не первый год составляет родословную своей семьи. В этом ему помогают двоюродная тетя и троюродный брат Татьяна и Артур Кудряшовы. У них сохранилась лишь одна старинная фотография — на ней их общий предок Ираида Васильевна Почекутова со своей семьей.

— С помощью этого снимка мы заглянули в прошлое, — говорит Александр. — Моя мама рассказывала, что когда была ребенком, ездила на телеге со своей бабушкой Ираидой в Большую Разводную к каким-то родственникам Почекутовым. Сама она родилась уже в Иркутске, так как Ираида Почекутова, ее бабушка, с юных лет ушла в город и стала работать няней в частном доме. Сегодня нет уже тех родственников, а на месте деревни течет река, но мне хочется узнать побольше.

Помог запрос в государственный архив. Оказалось, деревни Большая, Малая Разводная, Щукина и еще ряд деревень, располагавшихся от нынешней ГЭС до истока Ангары, были основаны еще в третьей четверти XVII века. Вот выписка из архивной справки: «Заимка Разводная основана в 1674 году на Ангаре переселенцами из Москвы Петрушкой Григорьевым и Гришкой Павловым. Щукина получила свое название по фамилии основателя — Григория Щукина, пришедшего в этот край с севера в 1669 году».

В дальнейшем на каждой речке, что впадали в Ангару, появилась своя заимка. Газета «СМ номер один» в 2008 году опрашивала старожилов и сообщала на своих страницах: «Большая Разводная — длинная деревня, тянулась вдоль Ангары. За ней — Щукино, Патроны, дальше Бутырки на речке Чернушке. Еще Пашки, Бурдаковка, Бурдугуз. Бурдугузские мужики сплавляли лес по речке Бурдугуз. Еще Тальцы, Большая Речка. На левой стороне Ангары стояли железнодорожные станции Подорвиха, Выдрино, Малолетка, большая деревня Михалево. Станции исчезли под водой. Осталась, как оторванный хвост, Кругобайкальская дорога, чуть было не брошенная, теперь роскошная экскурсионная…»

След декабристов 

— О людях, которые жили в этих краях с момента основания, информации мало, — продолжает краевед. — Но достоверно известно, что за церковной оградой Больше-Разводнинского храма похоронили декабристов. Могилы Алексея Юшневского и Артамона Муравьева обнаружены, перенесены до затопления и сейчас доступны для посещения на Лисихинском кладбище (историческое название — Амурское).

Останки еще двоих — братьев Борисовых — найдены не были. Скорее всего, перезахоронены в братской могиле либо навсегда остались на дне Иркутского моря.

Как рассказывается в книге Л. Медведевой «Судьба моя — Молодежный», сосланные в Большую и Малую Разводную декабристы как люди всесторонне образованные принимали участие в просветительской жизни местных крестьян. Так, член Южного тайного общества, генерал Алексей Юшневский с удовольствием обучал деревенских ребятишек, а его супруга Мария Каземировна старалась прививать им манеры хорошего тона.

Подпоручики — братья Петр и Андрей Борисовы, также проживавшие в Малой Разводной в середине XIX века, давали уроки математики детям иркутских купцов. Андрей увлекался насекомыми Сибири, разработал для них новую классификацию. Петр (один из основателей общества Соединенных славян) писал великолепные картины.

Проживали в этих деревнях еще двое участников восстания на Сенатской площади. Член Северного общества, поручик лейб-гвардии гренадерского полка Александр Сутгоф пробыл на поселении всего четыре года, после чего был переведен на Кавказ. Капитан Нижегородского драгунского полка Александр Якубович после каторги выехал в Енисейскую губернию.

— Благодаря сосланным к нам декабристам Иркутск и получил статус культурной столицы, — отмечает Александр Горский. — И хорошо бы удержать его не только на бумаге, но и в материальных объектах (памятниках деревянной архитектуры), а также в сохранении исторической памяти.

Памятные сосны 

В государственном архиве Иркутской области сохранились метрические книги Больше-Разводнинской Петропавловской церкви с записями о датах рождения и смерти нескольких поколений селян. Александр Горский выстроил генеалогическое древо и вышел на Нину Николаевну Почекутову — носительницу этой фамилии, поскольку она вышла замуж за одного из потомков рода Почекутовых. Сегодня Нина Николаевна проживает в Ново-Разводной, она председатель совета ветеранов МО Молодежный. Уже с ее помощью Горский познакомился с ныне здравствующими старожилами деревни Щукино. Одна из них — Вера Ивановна Бонько.

— В Щукино все было, даже школа, — рассказывает на встрече Вера Ивановна. — На берегу стояли свинарники — свиньи в них водились огромные, породистые. Деревня-то на особом положении от этого числилась — обеспечение хорошее, даже из других околотков ездили за покупками. В 1955 году я пошла в школу, проучилась первую четверть. Оканчивала первый класс уже в Ново-Разводной.

Вера Ивановна вспоминает, что располагалась деревня Щукино вдоль Ангары. А прямо по ней, разделяя деревеньку на две половины, шел старый Байкальский тракт (он начинался там, где сейчас стоит ледокол «Ангара», да так и шел вдоль берега). Посреди пути, между Большой Разводной и Щукино, находилась воинская часть. По словам пенсионерки, и сегодня можно узнать, в каком именно месте находилось селение.

— На берегу садоводства «Строитель» стоят сосны, — говорит она. — Их посадили, чтобы тракт не заметало снегом. Вот напротив этих сосен и стояла деревня Щукино.

— Ваши родители сильно переживали, когда началось переселение? — спрашивает Александр.

— Переживали, конечно, ведь несколько поколений там до нас жили. Но все видели, что плотину строят. А что сделаешь, если государство так решило?

Переселенцам предлагали разные места для проживания, платили даже государственное пособие. Кто-то в город перебрался, а кто — в Урик, Столбово. Около семидесяти домов были перенесены на два километра выше, и на горе образовалось новое поселение, которое так и назвали — Ново-Разводная. Несмотря на строительство ГЭС, местные ребятишки вплоть до 1961 года уроки делали при керосиновых лампах. В наши дни поселок входит в МО Молодежное.

Наш долг — хранить историческую память 

Живет в Ново-Разводной еще один свидетель той эпохи — Иван Моисеевич Баранов. В 1954 году, когда началась зачистка территории под затопление, ему было 23 года. Он уже вернулся из армии, женился, на свет появилась старшая дочь Тамара.

Затем Иван Моисеевич в качестве бригадира примет участие в строительстве знаковых сооружений Иркутска — Торгового комплекса, Дома быта, гостиниц «Ангара», «Интурист», музыкального училища на Желябова…

Несколько раз Иван Моисеевич избирался депутатом — начиная от Ушаковского сельского совета и заканчивая городским.

Но в те, молодые годы, он работал скотником в Щукинском колхозе. Принимал активное участие в зачистке территории под затопление, в том числе и в перезахоронении.

И вот здесь история плавно переходит в наше настоящее. Дело в том, что захоронения этих затопленных деревень сегодня находятся в лесном массиве, ровно через дорогу от ресторана «Рыцарский двор», что на Байкальском тракте. Похоронено здесь, как говорится в акте по приемке работ по перезахоронению от 18 июня 1956 года, ровно 6109 человек.

Причем эта братская могила до сих пор не обозначена. Нет ни памятника, ни оградки, ни знака. Ничего, что говорило бы о том, что это место — кладбище.

— Я многократно обращался в разные структуры, — подчеркивает с возмущением Иван Моисеевич. — У меня самого там и дед, и родители лежат. По-прежнему хожу туда на родительский день. Просто в лес, получается.

Почему в 1956 не был оформлен погост — неизвестно. Зато всплывает другой факт. Оказывается, в 2014 году земля, в которой погребены тысячи человек, была передана… в частную собственность.

— В соответствии с законодательством кладбище, которое не содержится пятьдесят лет, считается бесхозным и подлежит ликвидации, — комментирует глава МО Молодежный Александр Степанов. — Пока эта земля на генплане обозначена как парковая зона, и мы не даем собственнику ничего строить, но придет другая власть, и на костях запросто могут вырасти многоэтажки.

В 1956 году в Большой Разводной до основания разобрали также Петропавловскую церковь. Службы в ней прекратились в конце 1920-х годов, после в здании размещался Дом ребенка, радиоузел и конюшня. Любопытен, однако, другой момент: архивные записи гласят, что храм был деревянный, а вот Иван Моисеевич помнит иное.

— Церковь разобрали, а из кирпичей сделали магазин в Ново-Разводной, — рассказывает он. — Магазин этот простоял до 2007 года, потом его продали и на этом месте построили коттедж. Куда дели кирпич — не знаю, но точно могу сказать, что сделан он был из чистой глины, был шире и толще современных. Мог бы еще долго служить.

Переселение шло два года. ГЭС запустили в 1956 году, уровень реки начал постепенно подниматься, и уже в 1957 местность ушла под воду. Не стало населенных пунктов, стоявших когда-то вдоль дороги Иркутск — поселок Лиственничное. Началось строительство новой автомагистрали на Байкал до Листвянки.

— Пройдет еще поколение, и не останется живых свидетелей, сотрется память о деревнях, основанных первопроходцами, — сокрушается Александр Горский. — Но мы можем этого не допустить, если всколыхнем общественность.

Краевед надеется, что иркутяне смогут помочь ему в этом важном исследовании. Когда человек изучает историю своей семьи, то исторические события страны становятся для него не просто параграфами из учебника, а живыми событиями, в которых участвовали его предки. Возможно, у кого-то сохранились фотографии, сделанные в Большой и Малой Разводной в прошлом столетии, предметы быта или сведения о людях, что проживали в этих и других поселениях.

Если вы знаете что-то интересное или в вашем архиве есть такие снимки, звоните нам в редакцию по телефону 26-12-36.

Отдельно отметим, что в этом году по инициативе жителей в Ново-Разводной установили поклонный крест, напоминающий об описанных событиях. Можно сказать, что шаг к сохранению истории уже сделан.

Фото автора, из архива Александра Горского и администрации МО Молодежный

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg