В декабре Иркутск превратился в большую съемочную площадку. Людей с камерами и реквизитом можно было встретить на улицах Карла Маркса и Урицкого, в супермаркете, аэропорту, музыкальном театре. А уж какой подобрался актерский состав! Роли в фильме получили звезда проекта «Голос» Юлия Кошкина, актеры российского масштаба Тимур Тания и Жаргал Бадмацыренов, мэр Иркутска Руслан Болотов, а также обычные иркутяне (возможно, ваши соседи). Авторы и воплотители проекта — Burkalo Production и «Кинокомпания Юрия Яшникова». Премьера фильма состоится 31 декабря в интернете и на телеканале «АИСТ», а пока мы подготовили для вас большой репортаж из закулисья.
«Три белых коня» иркутского кинематографа
Сколько нужно времени, чтобы построить магазинчик? «Год», — скажете вы. «Две недели», — ответит вам Тимофей Махнев, художник-постановщик «Кинокомпании Юрия Яшникова». В креативной лаборатории FIVE’S HOUSE он за три недели выстроил с нуля торговый павильон, который стал главным местом действия «Иркутских песен о главном».
— Это такой сказочный павильон на краю времени и пространства, — объясняет задумку главный режиссер проекта Юрий Яшников. — Сюда в канун Нового года судьба заносит людей, которым нужна поддержка, доброе слово или булочка бородинского хлеба. Новоселы, переехавшие из Красноярска в Иркутск. Молодой человек, к которому девушка не пришла на свидание. Дед Мороз со Снегурочкой, заскочившие передохнуть между утренниками.
Торговый павильончик стал собирательным образом всех иркутских магазинов у дома. Тимофей Махнев признается, что вдохновлял его киоск в Пивоварихе из детства. Такую большую декорацию ему еще не приходилось строить: целый съемочный павильон, в котором воссозданы торговый зал и маленькая подсобка. Куда ни глянь, всюду уходящая натура: старые весы с гирьками, потертые счеты, липкая скатерть, бумажные снежинки и куцый новогодний «дождик».
— Я долго искал торговые стеллажи, которые мы задумали. Проще оказалось их сделать, чем купить; в общем, выпилил из дерева, — рассказывает Тимофей. — С наполнением полок нам помогли спонсоры. «Слата» предоставила много фирменных продуктов, хлеб и булочки привез «КаСеС», минеральная вода «Иркутская» дала целый холодильник с напитками, а фабрика «Ангария» — с мороженым. Правда, каждый день запас реквизита уменьшается: пончики уже подъели, газировку выпили. Но это даже хорошо, так выглядит естественнее.
По сюжету, этим павильоном заправляет колоритный добряк-кавказец Тимур. Поэтому магазинчик так и называется — «У Тимура».
— Надо сказать, что у этого героя есть прототип в Иркутске. На перекрестке Степана Разина и Горького стоит павильончик «Ника». Им владеет крайне харизматичный кавказец. Я насквозь изучил и полюбил этого дядьку, хотя даже имени его не знаю, — добавляет Юрий Яшников. — Так вот, самый похожий в российской культуре на него кавказец — Тимур Тания. Его-то мы и пригласили на эту роль.
Тимур Тания — лицо узнаваемое. Он снимался в сериалах «Однажды в России» и «Дружба народов» на телеканале ТНТ, был капитаном команды КВН «Нарты из Абхазии». Актер признается: когда получил приглашение от иркутян, долго не раздумывал, согласился сразу. Кстати, это его первый визит на Байкал.
— В регионах с кино вообще тяжело, сейчас все в центре. Иркутску повезло, что здесь есть такой творческий коллектив, — замечает Тимур.
Поскольку проект масштабный, а сроки сжатые, у фильма аж три режиссера: Юрий Яшников, Оксана Цепилова и Баяр Барадиев.
— Мы втроем как три белых коня: тянем эту повозку и обязательно дотащим до Нового года, — смеется Юрий.
— У нас разные функции, — объясняет Оксана Цепилова. — Юра — главный режиссер, он отвечает за творческую часть, работу с актерами. На Баяре — техническая работа по построению кадра, он командует процессом, как дирижер. У меня самая маленькая роль — следить за исполнением сценария. Мир, который мы придумали, на сто процентов есть только у меня в голове. Я его лучше всех прощупала, знаю, помню. И слежу, чтобы все совпадало.
Режиссера Баяра Барадиева вычисляем с первого взгляда — он ходит по павильону в домашних тапочках и что-то сосредоточенно рисует. За две минуты чистый лист превращается в занимательный комикс, раскадровку сцены. Режиссер командует: «Заряжаемся!» — и начинается репетиция.
Тимур Тания берет тонометр, делает страдальческое лицо и мгновенно вживается в роль торговца: «У меня из-за тебя нотариальное давление подскочило!» — обращается он к продавщице Ручкиной (ее играет Елена Хохоненко из команды КВН «Раисы»). Сюжет начинает обрастать интересными подробностями.
— Главное понимать, что происходит внутри. Твоя героиня — она ведь какая? Ей кто-нибудь намекнет — она сразу и бежит, — прерывается на философское рассуждение Тимур. — Видно, что у наших героев страсти внутри бушуют, но они не могут состыковаться.
— Тимур работает как профессионал: не просто произносит заготовленный текст, а прослеживает логику своего персонажа, задает вопросы, старается «нарастить мясо» вокруг роли, — объясняет Баяр Барадиев. — Поэтому иногда он импровизирует, добавляет словечки-фразочки, и если это уместно, мы оставляем.
Спустя час репетиция завершается, и наконец-то начинаются съемки.
— Мы готовы начинать. Все рты закрыли! — командует Роман Буркало.
Мгновенно наступает такая тишина, что слышно, как вода течет по трубам.
— Тонометр. Кадр один, дубль один, — щелкает хлопушка, начинается магия кинематографа…
Кастинг мечты
— У нас в этом фильме три звезды: Тимур Тания, Юлия Кошкина и Жаргал Бадмацыренов. Они изначально были дримкаст (dream cast дословно «кастинг мечты». — Прим. авт.) — это когда ты представляешь, кто бы в идеале подошел на эту роль. Весь дримкаст подтвердился, и это большая удача, — рассказывает генеральный продюсер проекта Роман Буркало.
Тимур Тания, как вы уже поняли, стал в фильме владельцем павильона, а Жаргалу Бадмацыренову отвели роль Деда Мороза. Причем сначала в сценарии этого не было, персонажа прописали специально под Жаргала.
— Людей, вышедших из КВН и ставших актерами такого уровня, как Тимур и Жаргал, — единицы. Я как режиссер не верил своему счастью, работая с ними, — признается Юрий Яшников на следующий день. — С Жаргалом мы знакомы очень давно и очень близко, но профессиональная форма, которую он приобрел за последние годы, стала многократно выше той, в которой мы с ним работали на съемках «Похабовска» в 2013 году. Жаргал за это время сыграл с Михаилом Пореченковым в двух частях сериала «Полярный», сам как режиссер и актер выпустил сериал «Маньячелло» на ТНТ.
Третья сбывшаяся мечта режиссеров — это иркутянка Юлия Кошкина, прославившаяся на проекте «Голос». В фильме она играет практически саму себя — девочку, которая мечтает стать певицей, но встречает сопротивление со стороны родителей, считающих ее увлечение несерьезным. Когда Юрий Яшников позвонил Юлии и предложил эту роль, девушка даже расплакалась — настолько эта история отозвалась у нее внутри. Вокалистка вырвалась в Иркутск на четыре дня между съемками проекта «Голос» и погрузилась в киносъемочный процесс.
В новогодний фильм попали и другие известные иркутяне: Елена Хохоненко и Валентина Тимощук из команды КВН «Раисы», киноактриса Татьяна Скороходова, шоумен Денис Гук, сыровар Сергей Перевозников и мэр города Руслан Болотов. Небольшую роль в массовке смогли получить все желающие иркутяне, для этого в социальных сетях проводился народный кастинг.
— На площадке много непрофессиональных актеров. Например, у нас есть женщина, которая играет строгого члена жюри. Я был уверен, что она профессиональная актриса, но оказалось — врач УЗИ, — рассказывает технический режиссер Баяр Барадиев. — А играет шикарно, такая фактура!
Удивительно, но главная роль — продавщицы Гали — досталась не приглашенной звезде и даже не профессиональной актрисе. Она досталась Ирэн Олейник — педагогу дополнительного образования из иркутской школы.
— Ирэн я заметила на съемках рекламного ролика. Был кастинг, пришли разные женщины, я всех посмотрела, но после Ирины уже не могла ни о ком думать, — вспоминает режиссер Оксана Цепилова. — После тех съемок я поняла, что нужно продолжать с ней работать, мы сразу утвердили ее на главную роль в этом фильме. Это актриса очень высокого класса, хотя и непрофессиональная. Она звезда, просто пока никто об этом не знает.
Ирэн не только очаровала всю съемочную команду, но и помогла Юлии Кошкиной обжиться на площадке. В первый день она отвела девушку в сторону, что-то шепнула ей на ушко, и после этого Юлия моментально перестала робеть.
— Такое ощущение, что это человек с полноценным многолетним актерским опытом, который знает всю психофизику. Она помогла мне почувствовать те эмоции, которые я должна испытывать в своей роли, — признается Юля. — Моя история — о героине, которая идет к своей мечте. Но что-то как будто тащит ее назад, говорит «нет, подожди, заземлись». А она идет навстречу тому, чего желает всем сердцем. Она — это я. Да, это правда я.
В этом, пожалуй, и состоит главный секрет кинокартины: практически все актеры на площадке (кроме профессиональных) играют самих себя. Их любовные перипетии, разбившиеся мечты, тяжкие сомнения легли в основу сюжета.
— В сценах с Денисом Гуком перед каждым выходом я просил его повторить про себя: «Я Денис Гук». Чтобы никого другого не играть. Только так истории могут быть честными, достоверными, — объясняет Юрий Яшников. — Кстати, многие иркутяне знают Дениса Гука как блестящего шоумена, но вот поющим его видели и слышали немногие. В нашем проекте Денис запоет.
— А мэр запоет? — уточняю я.
— Зависит от того, в каком настроении придет. Если захочет — мы не откажем в таком удовольствии.
Через четыре часа на площадке появился Руслан Болотов.
— Текст учили?
— Читал, — признался мэр.
— Петь будете?
— Нет, петь не буду, и это хорошо для всех, — смеется Руслан Николаевич. — Для этого есть профессионалы. А мне ребята чуть попроще роль дали.
В этот момент к мэру подходит костюмер и протягивает ему пышную шубу Деда Мороза. Руслан Николаевич накидывает ее на плечи и отправляется в съемочный павильон. Насчет «маленькой роли» он, кстати, слукавил — ему досталась не проходная сцена, а два полноценных эпизода, которые снимали несколько часов кряду. Первый — в декорациях, а второй — на зеленом фоне. Подробности раскрывать не будем, сохраним интригу.
— То, что ребята задумали для Иркутска, хорошая история, с учетом пандемийного года, когда мы многие вещи не смогли сделать так, как нам всем хотелось бы, — подчеркнул Руслан Николаевич после съемок. — А здесь формат хороший, интересный, который нам всем позволит стать ближе, испытать хорошее, доброе чувство, ощутить чудо.
Продукт исключительно местного употребления
Весь получасовой фильм компания Burkalo Production и «Кинокомпания Юрия Яшникова» отсняли за десять смен. Первую неделю работали вообще без выходных, причем некоторые съемки длились по 16 часов. Самые сложные сцены выдались на улице. Актерам было сложно работать на морозе: у Ирэн Олейник леденели руки, Жаргал Бадмацыренов чуть не отморозил уши, а Денису Гуку «повезло» сниматься при лютом ветре.
— После всего этого мы исключили одну из уличных сцен. Эпизод, где Тимур Тания должен был бежать через метель. Когда стали обсуждать, как выйти из положения, кто-то предложил поставить беговую дорожку и снять все на «зеленке» (зеленый фон, который на монтаже можно легко заменить на другой. — Прим. авт.). Мы намеренно превратили эту сцену в такую утрированную, комичную театрализацию. Мне показалось, Тимуру «кросс» дался легко, — улыбается Баяр Барадиев.
На восьмой съемочный день команда перебралась в музыкальный театр имени Загурского. Здесь снимали два клипа: с продавщицей Галей и героиней Юлии Кошкиной. Не секрет, что в новогодней картине Юля исполняет песню «На заре», с которой произвела фурор на проекте «Голос».
— Она идеально подходит к ситуации. Юный человек идет к своей мечте и слышит, будто голоса зовут его, манят туда, в желанное будущее, — рассуждает Юля.
Пока она репетировала на сцене, оттачивая движения и эмоции, за ее спиной происходили любопытные изменения. Случайно забытая стремянка так органично вписалась в кадр, что в сценарий решили добавить работников сцены. Вот только играть их оказалось некому… Тогда главный режиссер Юрий Яшников и генеральный продюсер Роман Буркало, не задумываясь, переоделись в робы и взяли в руки стремянки и тележки. Стоя за сценой, они весело переговаривались: «Вот мы, два взрослых мужика, забрали одежду у рабочих и таскаем реквизит — кайф, а не жизнь!»
— Режиссура — это решение почти логических задач. В какой-то момент стало понятно, что в песне отсутствует динамика, нет ничего, что отличало бы припев от куплета. Мы увидели стремянку — и идея родилась мгновенно. В куплете суетятся рабочие — и зритель понимает, в каком статусе артистка, это даже и не концерт толком. А в припеве она одна и чистое солнце, — объясняет новый ход Юрий. — Ух, у меня даже мурашки побежали. Значит, у зрителя тоже будут.
Несмотря на название проекта «Иркутские песни о главном», местных песен там будет немного. А точнее, всего одна.
— Это композиция памяти Марка Мееровича, которая называется «Про Иркутск». Суперсильная вещь, которая сводит с ума, — рассказывает Роман Буркало. — Изначально мы хотели включить только иркутские песни. Но потом поняли, что делаем контент для людей и он должен отзываться. Поэтому решили использовать популярные треки.
Забегая вперед, скажем: в фильме прозвучат пять композиций, начиная от исторических глыб до современных хитов. Последней в репертуар вошла «Ягода Малинка» Хабиба.
— Когда мы уже собрали весь ансамбль, то посмотрели на проект издалека, прищурились и почувствовали, что это сплошной олдскул (ранняя музыка какого-либо направления. — Прим. авт.). А как мы зацепим молодежь и детей? Решили добавить «Ягоду Малинку», — продолжает Юрий Яшников. — Но тут встал вопрос с авторскими правами. Каждый из треков, особенно современные, стоят сумасшедших денег. Нам повезло, что компания Burkalo Production снимала в этом году для Хабиба клип, который вошел в топ 8 самых популярных клипов года. Рома позвонил Хабибу, тот сказал: «Для тебя все что угодно», так в проекте появилась «Ягода Малинка».
Производство новогоднего фильма обошлось примерно в десять миллионов рублей. Титульным партнером проекта стала администрация города, генеральным партнером — «Фармасинтез», проект поддержали иркутские компании «Алмаз», «Слата», «Ангария», «Шесть двоек», «Гранд Строй», «Айхал», Cake Home.
— Заметьте, у нас нет ни одного неиркутского бренда. К нам просились компании, которые не имеют отношения к городу, но у меня, как у генерального продюсера, была принципиальная позиция брать только своих, — подчеркивает Буркало.
Премьера музыкального фильма «Иркутские песни о главном» состоится 31 декабря. Утром его опубликуют в интернете, а вечером состоится телевизионная премьера на канале «АИСТ».
— Это продукт исключительно местного употребления. Мы еще не придумали, как сделать так, чтобы из других регионов его нельзя было посмотреть, — шутит Юрий Яшников. — Шутка, конечно, но в ней заключена суть проекта: мы это делаем для своих.
Яна Шутова
Фото Валентина Карпова, Сони Самсоновой и Семена Обломова
Этот торговый павильон «У Тимура» художник-постановщик Тимофей Махнев выстроил за пару недель, не упустив при этом ни одной детали. После съемок декорации пришлось разобрать, большинство продуктов и напитков вернуть спонсорам, а хлеб и фрукты — съесть
Съемки уличных сцен стали самым суровым испытанием для команды. Пришлось лазить по фонарным столбам, устанавливать софиты, подключать снег-машину и проводить на морозе долгие часы. На фото — главный оператор-постановщик проекта Алексей Базылевский
Тимур Тания провел в Иркутске четыре незабываемых дня: торговал в павильоне, упражнялся на беговой дорожке и впервые увидел Байкал. Как говорят создатели фильма, Тимур хоть и не иркутянин, но «31 декабря 2021 года примет гражданство Иркутска»
В таком образе иркутяне еще не видели своего мэра. Сыграть в новогоднем фильме Руслан Болотов согласился без раздумий, причем роль ему досталась немаленькая: с диалогами и двумя сценами. «Хорошо, что петь не пришлось», — пошутил глава города
Зрители увидят в фильме как узнаваемых иркутян, так и новых звезд — например, Ирэн Олейник, исполнительницу главной роли. «Это невероятная дама, — рассказывает о ней главный режиссер фильма Юрий Яшников. — Она педагог дополнительного образования в иркутской школе. А на самом деле артистка топового уровня. Она станет доказательством того, что даже в наше время интернета можно проснуться знаменитой. 1 января 2022 года она проснется знаменитой, я вам обещаю»
Вот так на сцене музыкального театра Юлия Кошкина записывала свой первый клип для новогоднего фильма. Она предстала в знакомом образе: с полюбившейся песней «На заре» и в том самом счастливом наряде, в котором прошла слепые прослушивания на проекте «Голос»