В конце XIX века нашему городу очень повезло — на протяжении 13 лет (1885–1898) Иркутску служил (а именно как служение воспринимал он свою должность) городским головой человек с высшим образованием, весьма культурный и интеллигентный, дворянского воспитания, к тому же обладатель значительного купеческого капитала, доставшегося по наследству от Трапезниковых, — Владимир Платонович Сукачев. В непростое время Сукачев возглавил город — Иркутск переживал последствия страшного пожара 1879 года, требовалось отстраивать центр заново. Многое успел сделать на своем посту Владимир Платонович для благоустройства родного города, его культурного развития, озеленения, в том числе и развития науки и образования.
Особое внимание Владимир Платонович Сукачев уделял народному образованию: уже через два месяца после вступления в должность он заявил, что в ближайшее время представит доклад о состоянии городских школ. Сразу же предложил думе увеличить жалованье учителям и улучшить помещение городского училища. Развитие народного образования для Владимира Сукачева стало личным приоритетом. Еще задолго до своего избрания на пост городского головы он щедро жертвовал на эту сферу свои средства.
В 1888 году Владимир Платонович на заседании городской думы представил доклад об улучшении городских училищ. Свое заключение представил и городской архитектор Владимир Александрович Рассушин, который подробно описал неудовлетворительное состояние некоторых существовавших тогда в городе зданий учебных заведений. В докладе В. П. Сукачев обосновал необходимость строительства четырех новых зданий для восьми училищ. Как городской голова Владимир Платонович сталкивался с проблемами финансирования своих проектов, поэтому он вынужден был искать способы экономии, но не в ущерб развитию образования в городе. Поэтому он предложил строить двухэтажные здания, в этом случае экономия будет на фундаменте и крыше. Располагая два учреждения в одном здании, можно было для обоих устроить один рекреационный зал, одну библиотеку и достаточно содержать одного сторожа. Сукачев сам посетил все училища города с целью определить — какие из них подлежат ремонту, а какие необходимо строить заново. Также Сукачев был очень внимателен к нуждам горожан, когда сам выяснял у учащихся, где они проживают и какие районы города более всего нуждаются в училищах.
В 1882 году в Иркутске существовало всего пять начальных народных училищ и одно частное заведение — детский сад. К 1887 году число их увеличилось втрое. В докладе городского головы были озвучены данные статистики по количеству учащихся, их сословному положению, количеству учителей, их жалованию, подробно дан отчет о денежных издержках на содержание учебных заведений и другие сведения. Владимир Сукачев определил свои приоритеты: «Народное образование есть одна из важнейших отраслей общественной деятельности, возложенных на городское общественное управление…».
Уже в 1888 году в прессе называли В. П. Сукачева известным ревнителем начального образования в нашем городе. Личное участие Владимира Платоновича в устройстве учебных заведений было весьма разнообразным и щедрым: он либо покупал земли для одних городских начальных училищ, либо для других — строил здания, а для третьих — приобретал инвентарь.
На открытии в рабочей слободе здания начального училища В. П. Сукачев произнес замечательные слова: «Мы, богатые люди, жертвуя на народное образование, делаем очень мало или почти ничего: расход этот составляет ничтожную часть наших средств и для нас совсем незаметен. Но есть люди, которые посвящают этому делу свои труды, свою жизнь и здоровье — это народные учителя» (газета «Сибирь», № 36, 1886 год).
В женской гимназии за счет средств Владимира Платоновича был открыт урок ручного труда по шведской системе. Здесь надо отметить, что вообще уроки ручного труда вошли в учебный план иркутских училищ именно стараниями городского головы еще 20 октября 1890 года. В. П. Сукачев выступил с докладом «О значении ручного труда в воспитании» на торжественном акте иркутских городских училищ, в котором он подчеркивал необходимость внедрения этой дисциплины в учебные заведения. В данном случае роль Сукачева не ограничилась лишь материальной помощью, но определила даже саму идею учебного процесса, способствовала развитию педагогической деятельности в целом.
Важнейшим для города стал доклад городского головы в марте 1893 года на заседании думы о необходимости открыть училище для слепых. Подобного учебного заведения никогда ранее не существовало в Иркутске. В 1893 году городской голова В. П. Сукачев специально ездил в Санкт-Петербург по вопросу учреждения в Иркутске училища для слепых детей, а также отделения попечительства о них. Владимир Платонович подробнейшим образом изучил организацию таких училищ и средства обучения слепых. Открыто иркутское училище было в августе 1894 года, для него было построено специальное здание, сохранившееся до наших дней, на углу улиц Степана Разина и Свердлова.
В 1884 году в личной усадьбе городского головы его супругой Надеждой Владимировной было открыто четырехклассное училище для девочек.
Дело образования было объявлено сибирским обществом самым светлым явлением жизни, «где выразилось ясно самосознание общества, его самодеятельность и известный рост гражданского развития». И значительная заслуга в просвещении иркутян принадлежит Владимиру Платоновичу Сукачеву!
Кристина Ильюшкина, научный сотрудник историко-мемориального отдела ИОХМ имени В. П. Сукачева (по материалам СМИ)
Иллюстрации из открытых источников
1891 год. Надежда Владимировна Сукачева, основательница бесплатной школы для девочек в Иркутске, ее сын Владимир и дочь Анна, а также Любовь Федоровна Коршунова среди учениц и преподавателей школы на веранде дома Сукачевых
В 1835 году в Иркутске было открыто Крестовоздвиженское приходское училище. Учебное заведение размещалось в городском доме на Амурской улице (сейчас Ленина), представляло собой звено низшей общеобразовательной школы, построено по предложению Владимира Платоновича Сукачева на городские средства, архитектор — Владимир Александрович Рассушин. В 1884-м здесь обучались 42 ученика, в 1896-м — 52 мальчика. Учебный год, как и в других начальных иркутских училищах, длился с 16 августа по 1 июня. Ежедневно было четыре часовых урока
175 лет исполняется в этом году со дня рождения (июль 1849 года) Владимира Платоновича Сукачева. История Иркутска неразрывно связана с ним: городской голова, почетный гражданин города Иркутска, общественный деятель и меценат. Еженедельник «Иркутск» посвящает цикл публикаций человеку, имя которого носит Иркутский областной художественный музей, основой которого стала картинная галерея, собранная Сукачевым. Владимир Платонович Сукачев родился в Иркутске в семье потомственного дворянина. В 1867 году окончил иркутскую классическую мужскую гимназию; поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. После окончания 3-го курса перевелся в Киевский Императорский университет Святого Владимира, который окончил в 1871году, приобретя профессию биолога. Его соприкосновение в те годы со средой вольнодумного студенчества и прогрессивно мыслящей профессурой, знакомство через них с оппозиционной мыслью круга русской революционной демократии, поездки в Европу сформировали личность Владимира Платоновича
Город научился читать и писать
По числу учащихся начальных училищ на душу населения Иркутск в 1886 году обошел многие города России. В Петербурге один учащийся приходился на 80 человек, в Москве — на 75, в Иркутске — на 24! В 1889 году Иркутск тратил на начальное образование больше, чем Петербург, Рига, Москва. Грамотность в Иркутске была значительна: на 100 человек «простого класса» приходилось 60 умевших читать и писать.