Город ждет шестиполосный проспект на Пискунова. Какие перемены предлагает Иркутску проект масштабной реконструкции этой улицы?
Строительство
Газета «Иркутск» #14 (1226) от 7 ноября 2025
image

Шестиполосная улица Пискунова, трамвайное кольцо напротив иркутского аэропорта, прямой выезд на Ширямова кажутся сейчас иркутянам чем-то из разряда фантастики, особенно тем, кто ежедневно стоит в пробке на перекрестке с Ядринцева. Тем не менее городские проектировщики предлагают оригинальное решение проблем транспортного коллапса в районе с большим количеством высотных домов. Репортер нашего еженедельника встретился с директором МКУ города Иркутска «Проектный офис дорожной деятельности» Иваном Сунгатулиным, чтобы узнать, когда будет готов проект и откуда именно начнется реконструкция улицы Пискунова.

Сначала немного о новой для города организации (работает всего около трех лет. — Прим. ред.) — муниципальном казенном учреждении города Иркутска «Проектный офис дорожной деятельности». Организация начинала свою деятельность с проектирования, и первым ее объектом стала объездная дорога в Ново-Ленино. Но затем задачи расширились до непосредственной работы с подрядчиками, благодаря этому значительно сократилось время подготовки нужных для города проектов.

— Оперативность — одна из наших сильных сторон. Раньше у профильного департамента мэрии до месяца уходило на согласования документов с подрядчиками — есть среди них и такие, кто по тем или иным причинам затягивает процесс. Мы же научились быстро согласовывать сметы на проектно-изыскательские работы, составлять контракты, — рассказывает директор организации Иван Сунгатулин.

Коллектив «Проектного офиса» небольшой — 14 человек, все они специалисты со знаниями и умениями работы на профессиональном уровне сразу в нескольких областях: от изыс­кательских работ и составления смет до прохождения экспертиз и авторского надзора.

По заданию администрации Иркутска организация ведет сразу десять проектов по развитию транспортной инфраструктуры, поскольку в час пик многие городские дороги значительно перегружены. Разработки проектного офиса касаются крупных дорожных узлов. Когда задуманное станет реальностью, это изменит не только облик целых районов, но и качество жизни горожан.

Один из проектов — двухкилометровый участок улицы Пискунова от Депутатской до Ширямова. Сегодня этот район активно застраивается, возводятся новые ЖК. В современные многоэтажные дома переселяется все больше иркутян. Но…

Район, бывший когда-то окраиной Иркутска и Восточным промузлом, по транспортной доступности далек от совершенства. Узкая проезжая часть, не отвечающая нынешнему автопотоку. Непонятные, случайно возникшие перекрестки. Трамвайные пути, по которым машинам приходится петлять, регулярно выезжая на встречную полосу. А потом тупик — и дальше нет проезда.

Но всему этому приходит конец — готовится проект масштабной реконструкции участка. Есть в нем и несколько конструктивных деталей из разряда смелых и необычных решений.

Судите сами: впервые на Пискунова появится выезд напрямую на улицу Ширямова — как раз напротив нового терминала аэропорта. Для этого будет пробит тупик в районе частных гаражей. А еще напротив иркутского аэропорта появится трамвайное кольцо.

Да, сейчас это звучит непривычно, но иркутяне смогут на трамвае доехать практически до павильона «Вылет» иркутского аэропорта. Останется только дорогу перейти от нового кольца.

Перенестись в совсем недалекое будущее (проект должен быть готов через год) мы с вами сможем сейчас виртуально — с помощью детальной карты, которая публикуется впервые. Экскурсовод — Иван Сунгатулин.

— Иван Сергеевич, первый вопрос от иркутских автомобилистов: а почему реконструкцию улицы Пискунова решили начать со второго участка — от Депутатской до аэропорта? Ведь все мы уже который год, съезжая с Академического моста и далее двигаясь по шестиполосной развязке в сторону Пискунова, на перекрестке с Партизанской условно упираемся в тупик — в старые деревянные дома — и объезжаем его. Не логичнее было бы начать новый проспект в том месте — как продолжение развязки?

— Конечно, в администрации города рассматривается реконструкция обоих участков. Но сейчас принято решение начать проектирование именно с двухкилометрового отрезка от Депутатской до Ширямова. Там активно строятся дома, прибавляется большое число жителей. И чтобы всех этих людей вывозить, при этом избежать транспортного коллапса, решили в первую очередь проектировать именно этот участок.

— Насколько кардинальная перестройка ждет улицу Пискунова?

— Изменения будут значительными и комплексными. На участке заложены широкие «красные линии», которые ограничили застройщиков. Ширина между ними — 80 метров. Это позволяет нам спроектировать современную шестиполосную магистраль — две выделенные полосы по краям для общественного транспорта и четыре — для остальных водителей. Автомобильные полосы будут разделены малошумными трамвайными путями, которые мы легко продлим от трампарка. Особое внимание именно в нашей концепции уделено пешеходам и велосипедистам. По обе стороны дороги проектируются комфортные широкие тротуары и велодорожки с движением в обе стороны. Еще одна особенность проекта: все составляющие улицы — проезжая часть, рельсы, велодорожки и тротуары — будут разделены живой изгородью, кустами и деревьями. Они заменят традиционные для Иркутска металлические пешеходные ограждения, что будет смотреться совсем по-иному.

— Трамвайная сеть в городе продолжает развиваться, и это хорошие новости. А то иногда звучат мнения, что этот транспорт из категории ретро…

— Это ошибочное мнение, хотя многие почему-то так считают. Видимо, у них этот вид транспорта ассоциируется с шумом, разбитым асфальтом у рельсов и какой-то своей внешней неповоротливостью. Но, если посмотреть с другой стороны и провести аналитику (что мы и сделали), трамвай — самый экономически выгодный и комфортный для жителей транспорт. Это подтверждает и практика других городов. Если сравнивать трамвай с автобусами и электробусами: да, сам вагон дороже обходится для бюджета, но зато изнашиваемость механизмов у него минимальная и содержать его намного дешевле, чем колесный транспорт.

— Итак, иркутяне смогут ездить на трамвае не только на вокзал, но и в аэропорт. Скажите, а зачем тянуть трамвайные пути до нынешней воздушной гавани? Ведь решено ее переносить и строить новую между Иркутском и Ангарском.

— Давайте заглянем в будущее на много лет вперед: аэропорт когда-то перенесут, но земля-то останется. Какие огромные площади заняты сейчас только взлетно-посадочной полосой! Скорее всего, город начнет развиваться в ту сторону, а это новые микрорайоны, новые жители, которым также нужен доступный транспорт.

А теперь предлагаем  взглянуть на карту проекта. Так будет уже скоро.

Константин Куликов

Фото автора

Реконструкция улицы Пискунова является важным шагом в развитии транспортной инфраструктуры города. Реализация проекта даст возможность улучшить транспортную доступность района. Результатом этой работы станет современное функциональное пространство, которое будет интегрировано в городскую среду.

Мэр Иркутска Руслан Болотов

На верхнем фото: Иван Сунгатулин, директор МКУ города Иркутска «Проектный офис дорожной деятельности», — о проекте новой улицы Пискунова: «Это современная магистраль с выделенными полосами для общественного транспорта и трамвая, с широкими тротуарами и велодорожками. Она максимально решит проблему транспортной доступности в этом районе»

Стартовая точка реконструкции — этот перекресток улиц Пискунова и Депутатской. Здесь все изменится кардинально: согласно планам, над которыми сейчас работает «Проектный офис дорожной деятельности», появятся шестиполосная магистраль, велодорожки, широкие тротуары. А трамвай будет ходить по центру дороги, чтобы не мешать автомобилям!

Перекресток с улицей Ядринцева. Здесь уже практически полностью сформировались новые жилые комплексы по обе стороны будущего проспекта. Он пройдет на месте зарослей в центре снимка — их заменит зеленая зона с разноуровневыми насаждениями. К примеру, между тротуа­ром и высотками планируют посадить крупные деревья, чтобы снизить шумовую нагрузку на жителей

Еще один отворот с Пискунова — в сторону новых домов и объездной аэропорта. Через этот участок постоянно проходит транзитный транспорт. Из-за несоответствия ширины дороги и сегодняшнего потока машин здесь часто возникают пробки

Напротив нового терминала иркутского аэропорта, где улица Ширямова делает поворот, по­явится автотранспортное кольцо с внутренним диаметром 70 метров. Круговое движение, которое предусмотрели специа­листы проектного офиса, разгрузит этот участок. И трамваю здесь будет удобно разворачиваться в обратный путь

Кажется, что перекресток Пискунова с Красноярской возник случайно — настолько он странный! Сейчас машины заезжают на него с прилегающих улиц под разными углами. Иногородние водители теряются и не сразу понимают, куда ехать. Согласно проекту, перекресток станет широким и удобным. Правда, деревянную двухэтажку слева за строи­тельным забором придется расселить и снести

На территории бывшего городка ИВАТУ растут новые дома для иркутян. Однако пока проезд к ним вот такой, как на фото, — закоулки шириной в один автомобиль, ямы да канавы. После реконструкции улицы Пискунова подобных узких мест не останется совсем

 

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg