Кондуктора трамваев МУП «Иркутскгортранс» рассказали, как быстро и с улыбкой обилетить тысячу человек за смену, вставать в три часа утра на работу и каждый день изучать родной город
Первый трамвай в Иркутске появился 76 лет назад, он перевозил пассажиров от Центрального рынка до железнодорожного вокзала и пользовался большой популярностью у жителей. Сегодня в нашем городе семь трамвайных маршрутов, ими охвачены центр, Студгородок, микрорайон Солнечный и предместье Рабочее. Ежедневно по этим маршрутам проезжает более 70 тысяч пассажиров. Для тех иркутян, у кого рабочий день начинается рано утром, кондуктор трамвая порой становится первым человеком, которого они видят и с кем перекидываются парой слов... А всего в трамвайном депо МУП «Иркутскгортранс» сейчас работают 86 кондукторов.
Мария Николаевна Захарова
Утро Марии Николаевны, кондуктора-наставника МУП «Иркутскгортранс», начинается с созвона с коллегами. Даже если на часах — четыре утра! Как только Мария Николаевна просыпается, включается функция «заботливый будильник». Будить кондукторов, которые должны выйти на смену, — часть рабочего процесса для наставника.
— Важно разбудить человека хорошими словами, чтобы у него день начался по-доброму. Поэтому звоню и говорю обычно так: «Просыпайся, солнышко, пора на работу!» Профилактика опозданий у нас такая. К пяти утра мы уже должны быть на «выпуске». Я встаю в 3.30, кто-то еще раньше — в зависимости от того, как далеко сотрудник живет от места работы. Новоленинцы, например, встают в три утра. Те, кто живет близко, спят подольше и добираются пешком. Других привозит дежурка — автобус для работников депо. Если кто-то опаздывает или по какой-то причине не может выйти на работу, мы производим срочную замену, — рассказывает Мария Николаевна.
За 26 лет трудового стажа сама она ни разу не опоздала на работу. В трамвайное депо пришла сразу после обучения в машинно-строительном колледже. Работала кондуктором в нелегкие 90-е годы на маршруте № 5 и вспоминает это время как самое счастливое.
— Тогда не было другого городского транспорта по маршруту от Солнечного по Депутатской до рынка. Только трамвай. Поэтому пассажиров всегда было много и было весело, все друг друга знали, здоровались, общались. Я и сейчас на работу прихожу с улыбкой, мне все нравится, ни разу не думала о том, чтобы уйти в другую сферу. Когда в депо приходят новенькие, мы — кондуктора-наставники им все показываем и рассказываем: обязанности, где какие остановки на маршрутах, особенности работы. Например, я всегда объясняю, что в трамвае кондуктор должен работать голосом — взаимодействовать с пассажирами. Громко на остановках объявлять: «Уважаемые пассажиры, готовьте плату за проезд!» Где-то пошутить, а где-то промолчать, стараться находить общий язык с людьми, — говорит Мария Николаевна.
Елена Александровна Васильева
Елена Александровна второй год работает кондуктором, а до этого была контролером в трамвайном депо. Еще раньше — проводником на железной дороге.
— Проработала проводником 10 лет, теперь вот в трамвае. Можно сказать, у меня вся жизнь на колесах, — смеется Елена Александровна. — Для меня стук колес — это все... Сменила профессию, так как захотелось быть чаще с семьей, детьми. Поэтому теперь путешествую на работе только в черте города. Мы ездим на разных маршрутах: сегодня на единице, завтра на пятерке. В Иркутске живу с 1996 года, но как стала кондуктором, начала лучше ориентироваться в городе: знаю, куда и на чем быстрее доехать.
Знание города вообще отличает всех опытных сотрудников трамвайного депо. В трамваи часто садятся приезжие люди, особенно если вагон идет от железнодорожного вокзала. И они спрашивают кондуктора, как им добраться до нужного места, просят помочь составить примерный маршрут, а то и просто подсказать, на какой остановке лучше выйти. Иногда кондуктор по собственному желанию даже становится экскурсоводом и знакомит туристов со столицей Приангарья.
Светлана Викторовна Ковалдо
Раньше Светлана Викторовна трудилась в сфере легкой промышленности, лесозаготовки и даже на заводе железобетонных изделий, но нынешнюю работу считает не менее важной и нужной.
— У меня большой опыт трудовой деятельности на предприятиях в разных сферах, и мне есть с чем сравнивать. Здесь мне нравится дружный коллектив, моральная обстановка здоровая: мы вместе отмечаем праздники и дни рождения, делимся друг с другом новостями. Также меня привлекает общение с пассажирами. Главное в нашей работе — быть психологом, понимать, какой подход лучше подобрать к тому или иному человеку. Я провожу больше тысячи человек за смену. С каждым нужно быть дипломатичным, а также знать азы первой помощи — если вдруг кому-то плохо станет в вагоне, этому ведь нас учили еще в школе, — объясняет Светлана Викторовна.
У иркутских кондукторов сменный график работы: три дня через два. Есть утренние и вечерние 8-часовые смены — с 5.30 и с 15 часов, есть большие — 12-часовые. Нагрузку кондуктора выбирают себе сами — исходя из своих возможностей и пожеланий. Для работы им требуется не только стрессоустойчивость, но и хорошая физическая форма — чтобы весь день ходить по вагону.
— Иной раз за смену и присесть не удается. Сумка с деньгами может весить три килограмма — мелочи много, и чекопечатающая машинка почти килограмм — нам их весь день нужно носить. Только на первый взгляд работа кондуктора кажется легкой. Но и плюсов в ней много. Один из них — материальная стабильность, — комментирует Светлана Викторовна.
Виктор Михайлович Ивченко
Виктор Михайлович пришел в трампарк пять лет назад, после того как официально вышел на пенсию. Часто работает на сложном третьем маршруте, где всегда большой поток людей. Его рекорд — 2200 пассажиров за смену. В 2019 году Виктора Михайловича наградили почетной грамотой как лучшего сотрудника трамвайного депо.
— Я трудоголик, выхожу на работу и в выходной, и в отпуске, если надо. Чувствую свою нужность здесь. Характер у меня не такой, чтобы дома сидеть, мне нужно движение. В вагоне не отвлекаюсь ни на телефон, ни на виды за окном — полностью сосредотачиваюсь на работе. Нам нужно быть внимательными к пассажирам. Чтобы в моей работе не было простоя, заранее готовлю сдачу, пока вагон полупустой: в один карман кладу монеты для сдачи с 50 рублей, в другой — разменные купюры и монеты для сдачи с сотни... Каждый карман под свои деньги. Целая система. Зато не глядя уже знаю, откуда какую доставать сдачу, — делится секретами мастерства Виктор Михайлович.
Галина Викторовна Ухова
До того как стать кондуктором, Галина Ухова 30 лет проработала на Куйбышевском заводе. В людях ценит честность и ответственность, так и сама относится к окружающим. Ловить зайцев в трамвае ей помогают другие пассажиры — бывали случаи, когда они подавали сигналы и указывали на тех, кто решил не покупать билет.
— В Иркутске живу с 15 лет. Помню, когда приехала в город учиться, мой трамвай сломался по пути, и я не знала, как мне добраться до общежития. Кто-то подсказал идти вдоль трамвайных путей четвертого маршрута. Так я и нашла дорогу. А теперь помогаю добираться до дому на трамвае другим людям. Зимой темно, холодно, и иногда не хочется рано вставать, но я чувствую ответственность. Работа моя нужна, и раз могу ее выполнять, значит, надо это делать, — убеждена Галина Викторовна.
Правда, бывает, что Галина Викторовна ностальгирует по работе на заводе. Впрочем, скучать ей сейчас некогда, она выкладывается каждую смену на все сто процентов. Наверное, поэтому ее уже после первого года работы наградили благодарственной грамотой.
Татьяна Егоровна Бирюлина
Татьяна Егоровна — иркутянка, родилась в районе улицы Волжской, здесь же и работает — в трампарке кондуктором. И замечает, как меняются улицы и общественные пространства.
— Сейчас у нас все становится красивее: набережная на Верхней Лисихе и бульвар Постышева преобразились. Фонтан, аллеи — приятно пройтись после работы. Еду в трамвае и любуюсь видами из окна. Очень нравится 130-й квартал, там к нам в вагон чаще всего садится молодежь. Всех пассажиров запомнить сложно, поэтому всегда вежливо прошу предъявить билет, даже если человек его уже мне показывал, а я забыла. Уважение — то, что нужно проявлять всем сотрудникам трампарка и всем пассажирам. Это отношение должно быть взаимным. А наблюдательность, память у кондукторов со временем нарабатываются. Когда только начала работать, стажировалась, как это у нас принято, примерно месяц. Меня поставили на маршрут № 4, в котором я совершенно не разбиралась. Но благодаря поддержке коллег быстро адаптировалась, — вспоминает Татьяна Егоровна.
Николай Владимирович Фалькин
Николай Владимирович работает кондуктором 10 лет и поддерживает идею развития иркутского трампарка.
— В Иркутске трамвай появился еще в 1947 году и с тех пор всегда был неотъемлемой частью городской жизни. К тому же это экологически чистый вид транспорта. Наши маршруты все нужные. Я бы кое-где продлил линию. В Иркутск II, например. У меня мама из Воронежа. Там в 2000 году закрыли три трамвайных депо, демонтировали линии. А в 2019-м снова открыли. Нам такой опыт не нужен.
Сотрудников трампарка действительно заботит будущее предприятия. И надо сказать, коллектив у них сплоченный, коллеги участвуют в различных мероприятиях, недавно ездили на традиционный турслет областной организации профсоюза работников жизнеобеспечения, вместе ходят в театр.
— До пандемии у нас была своя команда КВН, играли с коллективами муниципальных транспортных предприятий Иркутска, Улан-Удэ, Усть-Кута. Мне очень нравится активная общественная жизнь. В диспетчерской мы завели библиотеку: кто хочет, может принести из дома книгу и оставить ее на полке в шкафу для коллег. Я люблю читать, это мой способ снять напряжение. Когда на дороге авария, пробка, нет или мало пассажиров в вагоне, достаю книгу — детектив или исторический роман — и погружаюсь в чтение. Вообще считаю, что кондукторам стоит меньше переживать на работе и сохранять спокойствие. Но это приходит с опытом, — отмечает Николай Владимирович.
В маленькой библиотеке трампарка — настоящий книговорот. Есть современные и советские романы, фантастика, литература по саморазвитию, справочник радиолюбителя и даже редкая (тираж всего 5000 экземпляров) книга «Встретимся в троллейбусе» — о буднях специалистов Иркутского троллейбусного депо. Черно-белые снимки этого издания дают представление читателям о том, как изменился наш город за 20 лет.
Татьяна Юрьевна Колесникова
— Я переехала в Иркутск из Хабаровска несколько лет назад. Там работала кондуктором в коммерческом автобусе. Поэтому сюда первым делом пришла в трампарк. Устроилась на работу и почувствовала себя как рыба в воде. Маршруты быстро выучила, параллельно изучала историю города через соцсети: читала публикации, смотрела ролики. Мне самой было интересно узнать, в каком городе живу. И теперь щедро делюсь своими знаниями. Когда в трамвай садятся туристы и что-то уточняют о маршруте, рассказываю им занимательные факты — о старых зданиях на улице Тимирязева, о восстановлении домов, о 130-м квартале. Тенденция замечательная — сохранение исторического облика города. Еще рассказываю про Колчака, когда едем мимо реки Ушаковки. У нас бывает много иностранных гостей. Они интересуются Казанской церковью, стоящей на улице Баррикад. И я с удовольствием рассказываю, как туда добраться, показываю ее, когда едем по маршруту № 4.
В памяти у Татьяны Юрьевны много интересных служебных историй: например, как в прошлом году к 9 Мая трамваи оформляли фотографиями Бессмертного полка, а водители и кондуктора надевали военную форму.
— Я проработала кондуктором пять лет, недавно получила повышение и теперь соединяю прежнюю профессию с новой — диспетчера. Слежу за выпуском трамваев, чтобы все вышли вовремя на работу, чтобы не было заминок, все шло по расписанию. Это важно — иметь перспективу: проявляешь инициативу, есть потенциал, и развиваешься в любом возрасте. С сентября еще пойду на компьютерные курсы, хочу разобраться в этом для общего развития, — говорит Татьяна Юрьевна.
Елена Григорьевна Надаханова
— У нас романтичная профессия, хоть и трудная, но мы отлично поддерживаем друг друга в коллективе. В сложные моменты выручает чувство юмора. Если вижу грустного пассажира или плачущего ребенка, стараюсь поднять им настроение. Кого-то словом подбодрю, кого-то конфетой угощу. За 16 лет работы кондуктором поняла, что и судьбу человека можно узнать всего за пару остановок. И всегда нахожу время на то, чтобы выслушать тех, кто хочет поговорить. Есть пассажиры, с которыми я знакома уже на протяжении нескольких лет. Радуюсь вместе с ними и за них, когда они рассказывают свои новости: «сын поступил в вуз», «дочку замуж выдала», «внучок родился»... Иногда совета просят, иногда просто здороваются.
По словам Елены Григорьевны, пассажиры в трамваях часто забывают личные вещи: зонтики, сумки. Если кондуктор находит потерянное, отвозит в конце смены в диспетчерскую службу на улице Волжской. Там вещь остается, пока хозяин ее не разыщет. Как правило, вспоминают и находят быстро — по трамвайному билету смотрят дату, время, номер маршрута, звонят в МУП и узнают, где забрать «потеряшку». Затем благодарят сотрудников трампарка. И это тоже очень приятная часть работы.
— Конечно, в трампарке все развивается, появляется новая техника. Я помню, у нас были кассовые машинки с солнечными батареями, но это было неудобно, приходилось к ним приноравливаться. Сейчас говорят про новое цифровое оборудование для работы с большим количеством пассажиров. Новый трамвай скоро выпустят на линию, хочется на нем поработать, — говорит Елена Григорьевна.
Татьяна Юрьевна Безносова
Татьяна Юрьевна 10-й год работает кондуктором. Говорит, что необходимо любить свою профессию, особенно если долго в ней трудишься.
— Я вышла на пенсию из сферы торговли, но силы еще есть, желание работать тоже, причем именно с людьми. У нас каждый день не похож на другой. Хотя маршруты все те же, но люди разные. Иной раз и 2000 человек повстречаешь за смену. Даже если не скажешь пассажиру ничего, эмоции все равно получаешь. В трамваях ездят абсолютно все: от профессоров до школьников, разные слои общества. Со временем люди становятся как открытая книга.
Все кондуктора признаются, что у них нет любимых маршрутов — хорошо там, куда поставили по плану. Сразу вспоминается русская пословица: «Не место красит человека, а человек место». Так и получается, что город украшают не столько новые строения и скульптуры, сколько люди, которые в нем трудятся.
Александра Голубцова
Фото Валентина Карпова