Это был очередной кредитно-потребительский кооператив, традиционно обещавший пайщикам высокие проценты. В КПК «БайкалКредитСервис» клиентам сулили выгоду до 41%. И счастливчики действительно были — несколько десятков человек получили обещанное и вовремя вышли из кооператива, но остальным, как водится, не повезло: сначала выплаты задерживали; потом вообще перестали выдавать, но твердили, что все наладится; а затем офисы просто закрылись. Учредителю «БайкалКредитСервиса» предъявлено обвинение, но она молчит, пользуясь своим правом.
Деятельность «БайкалКредитСервиса» началась в 2008 году. Тогда организация имела другую форму: КПКГ — кредитный потребительский кооператив граждан. Создала его и возглавила иркутянка 1970 года рождения. Назовем ее Светланой Егоровой. Она сама работала в офисе, привлекала пайщиков, размещала рекламу, а спустя годы наняла несколько человек в иркутский офис и кабинет, открытый в Улан-Удэ.
Собрания для пайщиков и гостей устраивались в больших залах, где их ждали угощения. Егорова надевала ювелирные украшения, дорогие часы и, со слов очевидцев, выглядела роскошно. Все эти атрибуты богатой жизни делали свое дело — клиентов у кооператива становилось все больше.
В 2014 году Егорова зарегистрировала одноименный КПК, а в 2015-м у организации появились трудности. Несмотря на это, через рекламу в СМИ председатель продолжала привлекать новых участников и поддерживала иллюзию благополучия.
— Первые пострадавшие пайщики обратились в полицию в декабре 2017 года, — рассказывает Елена Кудревич, старший следователь следственной части Следственного управления МУ МВД России «Иркутское». — Почти два года председателю правления КПК удавалось убеждать клиентов, что все наладится и нет повода для беспокойства. Сомневающиеся не обращались в полицию, а ходили на консультации к юристам и ждали, что деньги все же будут выплачены. А некоторые еще просто не знали о проблемах.
Егорова заключала договоры на разные сроки — на месяц, год и более. Процентная ставка определялась индивидуально, как и регулярность выплаты доходов. «Пострадавшие пайщики объясняют, что проценты можно было получать ежемесячно. Или не получать, а копить — по желанию. Кто-то, убедившись, что система работает, приносил в КПК средства вновь и вновь. Весь финансовый оборот происходил в наличных», — говорят в полиции.
По правилам, все привлеченные средства должны зачисляться на расчетный счет кооператива, но туда поступала лишь часть, необходимая для оплаты аренды офисов и размещения рекламы. Остальные деньги, как доказывает следствие, тратились на усмотрение председателя.
— Обвиняемая не занималась инвестициями, никак не приумножала средства, как того требует норма, — поясняет Елена Кудревич. — Она просто присваивала себе деньги пайщиков и использовала их в личных целях.
Известно, например, что женщина регулярно конвертировала рубли в евро и отправляла их на зарубежный счет сына, на его же имя в одной из европейских столиц была куплена квартира. Однако обратить это имущество в пользу пострадавших юридически невозможно.
— Всего к нам обратились 58 пострадавших из Иркутска и Улан-Удэ. Общая сумма средств, переданная ими в «БайкалКредитСервис», более 40 миллионов рублей. Кто-то потерял 100 тысяч, а кто-то — несколько миллионов, — рассказывает Елена Павловна. — Большая часть пострадавших — пенсионеры, для некоторых эта потеря стала критической: трое из них умерли, не дождавшись окончания расследования. Теперь их интересы представляют супруги или дети.
Пояснять свои действия следствию Светлана Егорова не посчитала нужным. Реально ли компенсировать потери клиентов, куда были потрачены средства пайщиков и как все это вообще случилось? Эти вопросы пока так и остаются без ответов: председатель правления КПК воспользовалась правом не свидетельствовать против себя, отказалась сотрудничать со следствием и не признала вину.
Удивительно, но адвокаты убедили Егорову, что ответчиком по делу следователи признают непосредственно КПК «БайкалКредитСервис», а не ее персонально. Но в итоге подозреваемой было предъявлено обвинение в растрате и присвоении — статья 160, часть 4, Уголовного кодекса России. Санкция статьи предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы.
— Денег на счетах обвиняемой не нашлось, как нет их и на счетах компании. Жилье у супругов единственное, унаследованное от ее родителей, — это обыкновенная трехкомнатная квартира в панельном доме, где обвиняемая проживает с мужем и несовершеннолетней дочерью, — продолжает старший следователь. — Также в квартире не обнаружено никаких дорогостоящих изделий — часов или ювелирных украшений, то есть никакого имущества, подлежащего аресту, у обвиняемой нет.
Где же деньги? Здесь может быть несколько вариантов: либо имущество надежно спрятано, либо деньги были потрачены на поддержание деятельности организации и обычную жизнь.
— Все пострадавшие как один рассказывают, что верили обвиняемой, даже когда закрылись офисы и прекратились выплаты, — поясняет Елена Павловна. — Некоторые и сейчас верят, что все происходящее — ошибка и им вот-вот начнут выдавать вложения. До последнего времени обвиняемая отвечала на все звонки пайщиков и каждого уверяла, что все будет хорошо, нужно только еще немного потерпеть.
Впрочем, схема известна: так ведут себя все проворовавшиеся учредители подобных организаций — вежливо и участливо разговаривают, сетуют на вмешательство полиции и обещают обязательно расплатиться. Только в реальности, к сожалению, клятвы чаще всего остаются лишь словами.
— И все же надежда умирает последней, — говорят в полиции. — В очень редких случаях подсудимые, пытаясь смягчить наказание, частично возвращали средства пострадавшим, но, к сожалению, это несопоставимые с потерями суммы. Обвиняемой грозит реальное лишение свободы.
Ирина Покоева
Фото автора и из архива Елены Кудревич
Офис КПК «БайкалКредитСервис» располагался на улице Сурикова, 2. Сейчас в деловом центре «Форум» от кредитно-потребительского кооператива не осталось и следа — таблички с названием сняты с внутреннего навигатора, а помещение сдано другой организации
Старший следователь следственной части Следственного управления МУ МВД России «Иркутское» Елена Кудревич: «В ходе предварительного расследования было допрошено более 130 человек, в том числе потерпевшие и свидетели. Проведено более 50 очных ставок, 4 обыска, как в Иркутске, так и в Улан-Удэ. Кроме того, для доказательства вины осуществлено более 70 экспертиз, в том числе технико-криминалистические, почерковедческие и бухгалтерские. Сейчас уголовное дело с утвержденным прокурором обвинительным заключением направлено в Кировский районный суд для рассмотрения по существу»
ПИРАМИДА ИЛИ НЕТ?
Специалисты говорят: одним из главных признаков финансовой пирамиды считается обещание доходности выше рыночной. Вместо 7–12% годовых, которые предлагают в банках или официальных инвестиционных фондах, КПК обещает, как правило, от 30% и выше. Собственно на это и ведутся пайщики в надежде приумножить свои сбережения. Разумеется, все они слышали о фондах, которые лопнули, знают, что большинству клиентов деньги не вернулись, но каждый раз людям кажется: «Со мной этого не случится».
ОСОБЫЕ СЛУЧАИ
Среди пострадавших есть мужчина, которому обвиняемая рекомендовала забрать деньги из КПК «Золотой фонд»: сообщила ему, что он вот-вот лопнет. Иркутянин сумел получить все, что ему полагается, и вложил в «БайкалКредитСервис». Был очень доволен, ведь в «Золотом фонде» и правда очень скоро остановились выплаты. Но вот выйти вовремя из «БайкалКредитСервиса» ему никто не подсказал… Пайщик потерял три миллиона рублей.
Один из пайщиков втайне от семьи вложил в КПК два миллиона рублей — регулярно снимал проценты, строил дом и очень надеялся таким способом сэкономить на строительстве.
Другой пострадавший копил деньги на дорогостоящую операцию дочери. Когда подошло время, денег ему не выдали и попросили подождать… Сейчас дочь и отец мертвы.
Среди пайщиков КПК есть и друзья семьи обвиняемой — она красноречиво рассказывала им об успехах компании, уверяла, что полностью контролирует процесс. Теперь все они в списках пострадавших. К слову, один из них бывал в заграничной квартире сына обвиняемой.