О перспективах развития рынка профессий в обществе говорится много, создаются прогнозы, списки, атласы, которые появляются на стыке нескольких дисциплин. Как профессии будущего могут быть реализованы на базе факультета бизнес-коммуникаций и информатики ИГУ, еженедельнику «Иркутск» рассказала заместитель декана по рекламе, маркетингу и связям с общественностью Лариса Леоненко.
— Цифровые технологии пронизывают сегодня практически все сферы нашей жизни и не случайно выделены в особый ранг надпрофессиональных навыков. Шесть направлений факультета, взаимодействуя, формируют междисциплинарность, что способствует наработке большого количества навыков, необходимых нашим выпускникам в будущем.
Большая часть цифровых проектов начинается на направлении «Прикладная информатика», а когда технологии уже отработаны, они передаются студентам других направлений, которые реализуют на их основе отраслевые решения в рамках своей профессиональной сферы. Это могут быть экскурсионные гиды в форме чат-ботов, интерактивные мультимедийные рекламные или маркетинговые продукты, проекты, связанные аналитическими исследованиями в отраслях на основе больших данных. Например, один из проектов — «Настроение улиц города», изучающий социальную активность людей и функционирование предприятий в различных районах Иркутска, был отмечен Университетом Иннополис и позже реализован как проект для старшеклассников различных регионов и городов РФ.
Профессиональные траектории студента, который учится по профилю «Прикладная информатика в дизайне», — это технологии интерактивных цифровых медиа: веб- и мобильная разработка, трехмерное моделирование и анимация, мультимедийные технологии, разработка игр и дизайн юзабилити. Если соотнести эти траектории с Атласом профессий будущего, то ребята могут реализовать себя как дизайнеры и архитекторы виртуальных миров, Science-художники, дизайнеры интерфейсов, гейм-дизайнеры.
Много возможностей открывает профиль «Прикладная информатика (разработка программного обеспечения)». Здесь студенты знакомятся с такими сферами, как интернет вещей (микроконтроллеры, датчики и сети для связи устройств, робототехника, трехмерное моделирование и печать); искусственный интеллект (анализ данных, большие данные и машинное обучение, компьютерное зрение, нейросети); разработка и внедрение прикладного программного обеспечения; веб- и мобильная разработка, разработка программного обеспечения с открытым исходным кодом. С этими сферами связано много профессий, актуальных в будущем: разработчик моделей Big Data, аналитик данных, архитектор информационных систем, проектировщик робототехнических систем и нейроинтерфейсов, разработчик интеллектуальных систем управления, архитектор виртуальных миров и многие другие.
Направления «Туризм» и «Гостиничное дело» также связаны с информационными технологиями, и помимо вполне традиционных профессий этой сферы выпускники могут найти себе применение как разработчики тур-навигаторов, архитекторы территорий, бренд-менеджеры пространств, кураторы осознанного экотуризма, образовательного туризма, сценаристы семейного туризма, режиссеры индивидуальных туров и др.
Студенты направления «Сервис», обучающиеся по профилю «Организационно-управленческая деятельность и технологии продвижения в сфере персональных услуг и гостинично-ресторанного сервиса», могут в дальнейшем специализироваться как персональные бренд-менеджеры, схематизаторы бизнес-процессов, менеджеры по формированию впечатлений, дизайнеры рынков/индустрий, координаторы программ развития сообществ, менеджеры по управлению онлайн-продажами, корпоративные антропологи.
В сфере управления персоналом перспективными являются профессии, связанные с IT технологиями, психологией, менеджментом и многими другими предметами, которые осваивают студенты этого направления. В будущем они могут проявить себя как оптимизаторы когнитивных усилий персонала, HR геймификаторы, разработчики HR программ, тайм-менеджеры, тайм-брокеры, менеджеры человеко-машинных команд.
«Реклама и связи с общественностью» предполагает широкий спектр возможных профессий, в том числе такие, как разработчик медиапрограмм, редактор агрегаторов контента, инфостилист, продюсер смыслового поля, дизайнер умной рекламы, частный контент-мейкер и пр.
На факультете действуют лаборатории робототехники и программирования, инновационных технологий в наукоемких отраслях, цифрового дизайна, мультимедиа, работают рекламное агентство «РеАстат», научно-учебный центр «Сарма» на Байкале. Здесь студенты делают первые шаги в профессии: учатся создавать мультимедийный контент, программы управления сложными робототехническими системами, разрабатывают веб- и мобильные приложения, сервисы и устройства, например, световой AR стенд, позволяющий работать с дополненной реальностью, или навигации внутри здания, способные отследить, как туристы проходят экскурсионные маршруты.
Студенты всех направлений по мере необходимости могут продолжить обучение, например, в магистратуре в рамках программы «Сквозные технологии цифровой экономики».
Марк Тихонов
Фото из открытых источников
Студенты ИГУ знакомятся с интернетом вещей и искусственным интеллектом, занимаются разработкой прикладного программного обеспечения