Жилой дом на углу Литвинова и Пионерского переулка — один из самых ярких и значительных образцов иркутского конструктивизма 1930-х годов. Не заметить его невозможно: угловая часть здания представляет собой цилиндр, который по всей окружности опоясывают балконы. Визуально эта конструкция напоминает промышленную турбину, что соответствовало духу коммунистической индустриализации.
В Иркутске конструктивистских зданий раз-два и обчелся, при этом гостиница «Сибирь» наполовину сгорела, сгорело и здание бывшего Дома культуры завода имени Куйбышева, а контора заводоуправления после реконструкции утратила свой первозданный облик. Тем ценнее то, что осталось. Дом в Пионерском переулке, кроме архитектурной ценности, представляет и ценность историческую. Он был построен для сотрудников НКВД в 1934 году по проекту талантливого иркутского архитектора Казимира Миталя, который в 1937 году сам был арестован как враг народа и сгинул в подвалах того же ведомства.
Безусловно, здание уникальное во всех смыслах, и очень странно, что у него нет никакого охранного статуса. Во всех официальных документах он числится рядовым объектом. Старожилы дома вспоминают, что последний раз ремонт был в 70-х годах прошлого века, то есть еще при советской власти! За полвека здание сильно обветшало. Цемент на фасаде крошится и осыпается, обнажая швы между конструкциями и арматуру, выглядит это страшно… Страшно и то, что падают большие куски цемента: в прошлом году обломок свалился на ребенка, и управляющая компания выплатила потерпевшим 50 тысяч рублей. Балконы вообще признаны аварийными, пользоваться ими запрещено.
И все это происходит в центре города! Туристы восхищаются архитектурой дома и одновременно ужасаются его состоянием, делают фото и выкладывают в социальных сетях. Обидно… Ведь этот дом может и должен стать достопримечательностью города.
Жители дома очень надеялись, что фасад отремонтируют по программе Фонда капитального ремонта Иркутской области. Как вспоминает Марина Шабалина, старшая по дому, в 2016 году подрядчик отремонтировал подвал, крышу и все коммуникации. А вот с фасадом дело затормозилось. В отличие от типовой застройки, дом НКВД строился по индивидуальному проекту, поэтому потребовались дополнительные расчеты по укреплению балконов. Предварительно стоимость работ оценивалась в семь миллионов рублей. Сроки начала ремонта несколько раз сдвигались, потом в Фонде капитального ремонта заявили, что нестандартные дома идут отдельным списком, нужно подождать. Но в какой-то момент что-то пошло не так.
— В прошлом году позиция Фонда капитального ремонта изменилась, — вспоминает Марина Шабалина, — нам заявили, что фонд уже потратил на ремонт дома больше семи миллионов. Лимит исчерпан.
Естественно, жители дома пытались разобраться в ситуации с помощью депутатов и чиновников. Но все отвечали уклончиво, ответственности на себя брать никто не хотел.
А фасад тем временем продолжает разрушаться. В мае нынешнего года прокуратура Кировского округа провела осмотр дома и признала, что фасад представляет угрозу для жизни и здоровья граждан. По итогам проверки управляющей компании (ООО «Правобережное управление коммунальными системами») была выдано предписание установить ограждения по периметру аварийных балконов, «полностью исключив под ними пешеходную зону». В начале июня предписание было исполнено: тротуар под балконами огородили сеткой-рабицей. Причем, по словам Марины Шабалиной, за ограждение должны заплатить собственники квартир, хотя их мнения никто не спрашивал.
С другой стороны, то, что прокуратура признала балконы аварийными и поставила вопрос о необходимости их сноса, сыграло большую роль в дальнейшем развитии событий. Угроза жизни и здоровью — серьезный аргумент, заставивший искать пути выхода из кризисной ситуации. В результате руководство Фонда капитального ремонта Иркутской области предложило на выбор два варианта. Первый: собственники квартир должны увеличить размер взносов за капремонт с нынешних 5,85 руб. за метр до 25 рублей. То есть, если собственник, допустим, владеет квартирой площадью 60 кв. м и платит за капитальный ремонт 350 рублей, то теперь ему предстоит ежемесячно платить 1500 руб. вплоть до 2043 года — на период действия программы капитального ремонта! И второй вариант: фонд обратится в правительство региона с просьбой о субсидии.
15 июня состоялось собрание собственников квартир. Естественно, вариант повышения платы за капремонт до 25 рублей за квадратный метр был единогласно отвергнут. 80 процентов жителей дома — пенсионеры, у которых каждая сотня на счету, а здесь надо каждый месяц выкладывать больше тысячи.
Сошлись на втором варианте — просить субсидию у правительства. По словам заместителя генерального директора Фонда капитального ремонта Валерии Кошечкиной, теперь на основании протокола собрания собственников фонд составит обращение в правительство Иркутской области с просьбой выделить субсидию в размере почти девяти миллионов рублей.
Правда, есть еще один вариант решения проблемы: собственники могут обратиться с иском в суд. Такой прецедент в Иркутске уже был, когда жители дома на улице Красноярской по суду добились, чтобы Фонд капитального ремонта выполнил работы по утеплению торцовых стен.
— Пожалуйста, это их право, — пояснила «Иркутску» заместитель генерального директора фонда капитального ремонта Валерия Кошечкина, — сегодня в доме уже сделан ремонт на три миллиона рублей больше, чем жители соберут за тридцать лет. А Фонд капремонта формируется из взносов жителей, других средств у него нет. Если мы на этот дом дадим больше денег, то не хватит на другие дома.
Но ведь мы помним: когда фонд начинал свою деятельность, людей уверяли, что капитальный ремонт будут финансировать из трех источников (взносы собственников, господдержка и кредиты). Теперь получается, что источник один — взносы собственников. Впрочем, по словам Валерии Кошечкиной, в бюджете региона предусмотрена статья для ремонта домов, которые не были отремонтированы на момент приватизации. Собственники квартир в доме и многие иркутяне надеются, что правительство отнесется с пониманием к их беде и изыщет средства, чтобы уникальный архитектурный объект выглядел достойно.
Елизавета Старшинина
Фото автора и из открытых источников
Старшая по дому в Пионерском переулке Марина Шабалина пыталась найти понимание у всех: депутатов, ответственных специалистов, в прокураторе. Депутат посоветовал обратиться в суд, специалисты приезжали, возмущались и уезжали. Наконец дело дошло до прокуратуры, которая признала состояние фасада угрожающим для жизни людей