С момента первого полета человека в космос прошло 63 года, с тех пор там побывали сотни людей: одни возвращались в блеске славы, другие трагически погибали. Из 20 членов легендарного отряда космонавтов СССР, в который входил и Юрий Гагарин, в живых сегодня остался лишь Борис Валентинович Волынов. Он проработал в центре подготовки космонавтов 30 лет, дважды успел посмотреть на нашу планету из иллюминатора «Союза». Свой позывной «Байкал» выбрал из любви к малой родине, поскольку родился в Иркутске. 18 декабря Борису Валентиновичу исполнилось 90 лет. В честь этого в иркутском Доме молодежи провели турнир по шашкам, а в Музее истории города Иркутска имени А. М. Сибирякова подготовили выставку, посвященную знаменитому земляку. О его работе, приездах в наш город еженедельнику «Иркутск» рассказал директор музея Сергей Дубровин.
Девяносто лет назад в семье иркутян Валентина Спиридоновича и Евгении Израилевны Волыновых родился сын Борис. Его мать в то время училась в Иркутском медицинском институте на специальности «педиатрия». После по направлению вместе с сыном переехала в город Прокопьевск Кемеровской области. Работала там главным врачом санитарной части шахты Коксовая 1, жила по соседству с сестрой, тоже врачом по профессии. Вместе с тетей юный Борис начал летать на самолетах санитарной авиации — сопровождал ее в командировках в отдаленные сельские районы. Мальчик быстро понял, что хочет пересесть с пассажирского места в кабину пилота.
— При личной встрече Борис Валентинович рассказывал, как начал интересоваться авиацией и делал первые шаги в этом направлении. Это было послевоенное время, многие выпускники школ стремились в авиацию — все было новое, реактивные самолеты. Но поступить туда было сложно. А попасть в первый отряд космонавтов — еще тяжелее, — рассказывает Сергей Дубровин. — В 1953 году Борис Волынов окончил 24-ю военную авиационную школу первоначального обучения летчиков ВВС Приволжского военного округа в Павлодаре, в 1956-м — Сталинградское военное авиационное училище летчиков. Служил в авиационных частях Московского округа ПВО, сначала летчиком, затем старшим летчиком. Летал на самолете МиГ 17, осваивал новые для того времени полеты: взлет и посадку с обычной грунтовой полосы.
Однажды Волынова срочно вызвали к командиру полка: дали подписать документ о неразглашении и предложили освоить более совершенную технику, нежели самолеты. Борис сразу согласился, несмотря на предупреждение, что будущая работа имеет большие риски для жизни. Подобные «беседы» тогда проводились с летчиками по всей европейской части страны — шел набор в первый отряд космонавтов. Выбирали по нескольким критериям: мужчины не старше 30 лет, ростом не более 170 см и весом 70–72 кг, в отличной физической форме и с устойчивой психикой, высокой летной успеваемостью, с набором таких качеств, как твердая воля, трудолюбие, любознательность. Учитывалось также активное желание освоить полеты на ракетных летательных аппаратах. Специалисты изучили 3456 медицинских книжек и отобрали 352 человека по итогам собеседования. Интересно, что не все летчики соглашались: кто-то боялся сложностей, другие не хотели менять профессию или переезжать.
Осенью 1959 года всех отобранных начали вызывать группами в Москву. Осмотры, анализы и необычные тренажеры: кандидатов встряхивали на вибростенде, проверяли устойчивость организма к гипоксии, закрывали на несколько суток в барокамере, крутили на центрифуге. После этого отсеялась большая часть испытуемых.
Окончательно отряд космонавтов сформировали в начале 1960 года, в первом составе было 20 человек: Иван Аникеев, Павел Беляев, Валентин Бондаренко, Валерий Быковский, Валентин Варламов, Юрий Гагарин, Виктор Горбатко, Дмитрий Заикин, Анатолий Карташов, Владимир Комаров, Алексей Леонов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович, Марс Рафиков, Герман Титов, Валентин Филатьев, Евгений Хрунов, Георгий Шонин и Борис Волынов. Нашему земляку на тот момент было 26 лет, как и большинству его товарищей.
— Борис Валентинович был в числе первых, но в космос отправился только в 1969 году. На протяжении нескольких лет ему отводилась роль дублера, то есть он проходил подготовку наравне с основным экипажем, сдавал необходимые нормативы, экзамены, чтобы перед стартом, если с основным составом что-то случится, выйти на замену. Также в этот период он учился в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского, где получил квалификацию «летчик-инженер-космонавт». Борис Валентинович женился на Тамаре Федоровне Савиновой, и вместе с другими семьями космонавтов они переехали в Звездный городок. Их соседями по площадке стала чета Гагариных, с которыми сложились теплые, дружеские отношения. Причем у Гагарина была возможность выбрать соседей, и он захотел, чтобы рядом жили именно Волыновы, — продолжает Сергей Дубровин.
Свой первый полет Борис Валентинович совершил 15 января 1969 года на корабле «Союз 5». Тогда впервые была осуществлена стыковка с другим космическим кораблем — со ста метров, вручную, она длилась более четырех часов. Два космонавта, Евгений Хрунов и Алексей Елисеев, вышли в открытый космос и перешли в корабль «Союз 4» под управлением летчика-космонавта Владимира Шаталова.
Три года назад Борис Валентинович давал эксклюзивное интервью еженедельнику «Иркутск», в котором вспоминал, чем закончился тот полет:
— Я пошел на посадку — и авария. Космический корабль не захотел разделяться на отсеки, как полагается. Я начал кувыркаться. На высоте 90 километров корабль начал греться. И приборно-агрегатный отсек, где находится топливо, двигатели и все прочее, разогрелся. А когда горючее разогревается, вы понимаете, что бывает? Взрыв!.. Меня отбросило, я кувырком дальше летел. Ну, закончилось все более или менее благополучно. Парашютная схема сработала, парашют раскрылся, но стропы начали закручиваться — спускаемый аппарат весил три тонны, а это большая раскрученная масса. Купол начинал складываться, потом снова раскрываться, потом снова складываться. Стропы закручивались то в одну сторону, то в другую… Я приземлился с недолетом 600 километров, температура минус 38 градусов. Никто меня там не ждал. Шестьсот километров от заданного района приземления, казахские степи, вокруг никого… Через несколько дней, когда я оказался в госпитале Бурденко, мне сказали: перелом корней зубов верхней челюсти, полностью… Такой удар был…
Борис Волынов получил звание Героя Советского Союза, но из-за травм его на несколько лет отстранили от полетов. Пока восстанавливал здоровье и планировал возвращение (вопреки прогнозам врачей), космонавтику не бросал: работал в должности командира отряда слушателей-космонавтов, готовил других летчиков покорять небо. В этой ситуации и проявился сибирский характер. Среди его коллег были те, кто не справился с психологическим давлением, с несбывшимися ожиданиями, — кто был отобран, но так и не полетел в космос. Они покинули Звездный городок и расстались с профессией навсегда. Борис Валентинович смог добиться допуска к полетам. И 6 июля 1976 года на корабле «Союз 21» вместе с летчиком-космонавтом СССР Виталием Жолобовым отправился в экспедицию на орбитальную станцию «Салют 5».
Его второй полет продолжался 49 суток. Космонавты наблюдали за рыбами в условиях отсутствия гравитации, выращивали кристалл, перекачивали топливо, были у них и секретные миссии, связанные с обороной.
— Представляете, станция — 20 тонн, диаметр — четыре метра, нафарширована аппаратурой полностью. Электроники полно, возможностей много, солнечные батареи большие. Впервые была опробована и применена система стабилизации на силовых гироскопах. Расход топлива в этой системе был уникальным. Ее включили, и дальше она все время работала за счет силовых гироскопов — так вот, расход топлива был 150 граммов в сутки! — вспоминал Борис Волынов.
Через полтора месяца на станции внезапно отключился ряд приборов, в том числе и система обеспечения кислородом. Связи с центром управления не было. Спустя два часа неполадки устранили, но в результате у экипажа начались серьезные проблемы со здоровьем, за время полета они потеряли по семь с лишним килограммов веса. Пришел приказ возвращаться на Землю. За проведение еще одной опасной космической миссии Борис Валентинович второй раз получил звание Героя.
— После второго полета Волынов продолжал службу в Центре подготовки космонавтов до 1990 года. Установив, таким образом, абсолютный мировой рекорд — 30 лет службы в отряде космонавтов. В общей сложности Борис Валентинович провел в космосе 52 дня 17 минут 47 секунд. В 1980 году защитил диссертацию и получил степень кандидата технических наук. Он не раз приезжал в Приангарье, бывал на стройках БАМа, выступал перед строителями, студентами и школьниками, делился своим опытом. С ним общаться одно удовольствие. Он редко улыбается, но по натуре очень добрый человек. Никогда ни о ком не говорит плохого. Рассказывает много вещей, от которых плакать по идее надо, а он со смехом их вспоминает, с улыбкой. А еще с Борисом Валентиновичем можно обсуждать любую тематику — он очень много читает, интересуется происходящим, у него великолепная память, — вспоминает Сергей Иннокентьевич.
Борис Валентинович сохраняет социальную активность. На протяжении многих лет входит в региональную общественную организацию «Иркутское землячество «Байкал». Часто навещает земляков. В один из своих приездов в Иркутск в 2016 году помогал своей супруге Тамаре Федоровне презентовать ее книгу — о космонавтах первого, «гагаринского» набора и их семьях с ранее не опубликованными фотографиями. Книгу можно найти в библиотеках и Музее истории города Иркутска — здесь она стала экспонатом выставки.
— На выставке, посвященной Борису Валентиновичу (он, кстати, является почетным гражданином Иркутска и нескольких других городов — Прокопьевска, Калуги, Кустаная, Целинограда), есть редкие фотографии, материалы, которые нам предоставили люди, знающие его лично. А также книга с дарственной надписью. Это очень интересное издание, ведь до сих пор про первый отряд космонавтов можно найти не так много информации — данные засекречены, — рассказал Сергей Дубровин.— Тем удивительнее, насколько открыт в общении сам Борис Валентинович. Мы с ним как-то ездили по Иркутску, по тем местам, которые были связаны с его мамой, там, где он бывал, с кем-то встречался, искали медицинское учреждение, в котором он родился, — нашли, но точной информации об этом не сохранилось. Борис Валентинович рассказывал о своих встречах с иркутянами, многих называл по имени-отчеству, должности. А когда поехали в Листвянку, у входа в музей его узнали прохожие и попросили сфотографироваться с ним — память о его подвигах живет.
Елизавета Клинова, Александра Голубцова
Фото из открытых источников
23 ноября президент Владимир Путин подписал указ, которым «за большие заслуги в области исследования и использования космического пространства, активную общественную деятельность» Борис Валентинович Волынов награжден орденом Гагарина.
Телеграм-канал https://t.me/ruslanbolotov
"90 лет исполняется нашему земляку, дважды Герою Советского Союза, единственному ныне живущему космонавту из легендарного первого «гагаринского» отряда, почетному гражданину Иркутска Борису Валентиновичу Волынову.
На счету Бориса Валентиновича два полета в космос, в том числе первый в истории переход космонавтов из одного корабля в другой на орбите, подготовка к лунной миссии, 30 лет работы в отряде космонавтов, что является абсолютным мировым рекордом.
От имени иркутян поздравляю Бориса Валентиновича с юбилеем! Желаю крепкого сибирского здоровья, счастья и всего самого доброго".
Борис Волынов награжден двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР», орденом «За заслуги перед Отечеством», орденом Гагарина. Ему присуждены золотая медаль имени К. Э. Циолковского Академии наук СССР и почетный диплом имени В. М. Комарова. Он также награжден орденами Болгарии, Польши, Венгрии. Почетный гражданин городов Иркутска, Калуги, Кустаная, Прокопьевска, Воркуты. В городе Прокопьевске ему при жизни установлен бронзовый бюст как дважды Герою Советского Союза.
Борис Волынов не раз бывал в столице Приангарья, в том числе в Музее истории города Иркутска.
«Родился в Иркутске. Знакомых там, правда, осталось мало. Но все равно, пролетая, всегда отмечаю: вот Иркутск. Байкал — особая статья. От Байкала — наш позывной», — рассказывал легендарный космонавт
Космонавты Виталий Жолобов и Борис Волынов. Это фото на корабле стало образцом для изображения на почтовой марке, выпущенной в 1976 году, сразу после полета летчиков-космонавтов на корабле «Союз 21». Этот полет известен как первая экспедиция на орбитальную станцию «Салют 5». Он продолжался 49 суток и был одним из первых длительных: тогда еще не существовало методик подготовки космонавтов к столь долгому пребыванию в космосе
Космонавты из первого отряда (официальное наименование формирования — «1960: Группа ВВС № 1») Юрий Гагарин и Борис Волынов на отдыхе. Они были не только коллегами, друзьями, но и соседями по лестничной площадке
На тренировке в Центре подготовки космонавтов. Физическая форма летчиков, готовящихся к космическим полетам, должна быть в отличном состоянии. И ментальное здоровье — тоже. Самым сложным испытанием на отборе в первый отряд космонавтов стала сурдобарокамера. В замкнутой конструкции, где можно было только встать с кресла или же полуоткинуться в нем для сна, будущим космонавтам приходилось проводить 10–15 суток при полной звуко- и светоизоляции (свет только искусственный, иллюминаторы снаружи заглушены). При этом нужно было выполнять различные задачи бытового и научного характера. Сейчас тренировка в барокамере также есть в списке испытаний для современных космонавтов, но сроки пребывания в ней сокращены
Семья Волыновых: глава семейства Борис Валентинович с женой Тамарой Федоровной, сыном Андреем и дочерью Татьяной. Сейчас у дедушки-космонавта трое внуков. Его жена — доктор технических наук, профессор, автор монографий, научных статей, изобретатель