Выставка «Старообрядцы Восточной Сибири: через века, сохраняя традиции» открылась в филиале Иркутского областного краеведческого музея "Окно в Азию". Она приурочена к 400-летнему юбилею протопопа Аввакума и рассказывает о жизни староверов — семейских и кержаков — в Енисейской Сибири, Прибайкалье и Забайкальском крае. Первую экскурсию провел доктор исторических наук, профессор Иркутского государственного университета Александр Костров, изучающий историю старообрядчества.
Протопоп Аввакум — традиционалист и революционер
История старообрядцев неразрывно связана с именем протопопа Аввакума — религиозного и общественного деятеля XVII века, одного из создателей русского литературного языка. Именно он проложил своим последователям — людям, несогласным с реформами царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, путь в Сибирь, куда был сослан за критику либерализации православия.
— Личность Аввакума уникальна. Он был радикально честным человеком, который никогда не кривил душой, отстаивал свои убеждения до последнего дня жизни, невзирая ни на какие лишения, — отметил Александр Костров.
Середина XVII столетия для России стала временем перемен. Неслучайно экспозиция начинается с представления основного кодекса, сформулировавшего стратегию развития Российского государства вплоть до середины XIX столетия — Соборного уложения 1649 года.
— Принято считать, что Российская империя было создана при Петре I. Это не совсем так, ее начали строить в 1649 году. Мир на этом этапе глобализируется, Европа, владеющая к тому времени большим количеством колоний, бурно развивается и приобретает огромный военно-политический вес. Перед Россией остро стоит вопрос модернизации, — отметил Александр Костров.
Поскольку внешних колоний, в отличие от Европы, Россия не имела, то за основу дальнейшего развития, по словам ученого, был взят внутренний колониализм. Модернизация требовала слома старой сословно-представительной системы и этноцентризма в культуре. Одним из путей достижения цели стала либерализация религиозной сферы. Реформы шли на всех уровнях, но устроители империи в лице царя и патриарха Никона в тех исторических условиях опирались на европейский опыт, а старообрядцы вершили свои реформы на традиционной основе — старой вере. Именно новаторство протопопа Аввакума, 400-летие которого отмечалось в России 5 декабря, позволило ему стать родоначальником русской исповедальной прозы. А его труд — «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» — признан литературным памятником мирового значения.
Кержаки и семейские
Путь в ссылку протопопа Аввакума проходил через Енисейскую Сибирь и Прибайкалье в Нерчинск. За ним потянулись тысячи последователей, желающих сохранить веру отцов. Среди них выделялись две большие группы: кержаки — жители среднерусской части России, бежавшие на Урал и в Сибирь из-за политических и религиозных преследований, а также семейские — староверы, высланные в Сибирь в начале XVIII столетия из Речи Посполитой. Большинство материалов в экспозиции связаны с жизнью семейских, поскольку их культура более широко представлена в Забайкалье.
Иркутск стал одним из первых городов, где стали проводиться системные исследования старообрядчества. На выставке представлены первые труды историков, изучавших культуру староверов, переселившихся в Сибирь. Большая часть экспонатов была собрана во второй половине 1920-х годов сотрудником Иркутского областного музея Анной Михайловной Поповой.
Особое место в музейных стендах занимают церковные книги. Старообрядцы сохранили дораскольные образцы религиозной литературы. Книги переписывались и печатались ими тайно вплоть до 1905 года, когда их официально разрешили издавать. Уникальный экземпляр — евангелие священника иркутской Покровской старообрядческой церкви с дарственной надписью, датированной 1916 годом.
Большую ценность представляют иконы старообрядцев, которые также создавались мастерами подпольно. Несколько икон и литой металлический крест можно увидеть в музейной экспозиции, как и аутентичные лестовки — старообрядческие четки, привезенные из экспедиций и более поздние, сделанные на старообрядческой мануфактуре. Среди церковной атрибутики также кадильница и моленные коврики — подручники.
Представлена на выставке и одежда кержаков и семейских: рубашка-косоворотка, тканые пояса, сарафаны, запон (передник), сарафан особого покроя — талечка; золотошитая кичка и ярких расцветок праздничная шапочка, украшения — янтарное монисто.
Кержаки и сегодня носят традиционные косоворотки и талечки. Для семейских, которые жили оседло, вели активную торговлю и в массе своей ассимилировались, яркие сарафаны, запоны и кички перестали быть повседневной одеждой. Их лишь время от времени достают из сундуков и надевают по праздникам.
Редкость для экспозиций, посвященных традициям старообрядцев, — полный комплект одежды для похорон. По словам Александра Кострова, увидеть «смертный узел» старообрядцев сегодня почти нереально. Тот, что представлен на выставке, был также привезен из экспедиции Анной Михайловной Поповой.
— Тема смерти в культуре староверов имеет особое значение, поскольку смерть важнее, чем рождение, так как после нее человек предстает перед Богом, — отметил Александр Костров.
Погребальная одежда традиционно шилась из льняной ткани. Это объясняет, почему переселенцы долгое время сеяли в Сибири лен. Из него старообрядцы сами ткали материал и вручную шили себе одежду для похорон. Со временем, однако, процесс ее изготовления упростился — на выставке представлен комплект из покупной ткани, сшитый на швейной машинке.
С опорой на традицию
К жизни староверов сегодня в обществе есть повышенный интерес. Это подтверждает тот факт, что экспозицию «Старообрядчество — патриотизм из глубины веков», организованную в апреле прошлого года Музеем истории Иркутска, пришлось продлевать, поскольку поток посетителей не иссякал.
— Традиции — это наш фундамент, наша опорная точка, особенно в сложные переходные периоды. Поэтому так важно поддерживать интерес к традиционной культуре, — сказал Александр Костров.
На открытие экспозиции «Старообрядцы Восточной Сибири: через века, сохраняя традиции» приехала старший научный сотрудник Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова, искусствовед Елена Шаклеина. Она рассказала, что в прошлом году в Красноярске проходила выставка, посвященная 400-летию города Енисейска, на ней старообрядчеству был посвящен большой раздел, и интерес к нему тоже был весьма высоким.
Организаторы надеются, что и экспозиция, открывшаяся 12 декабря в филиале Иркутского областного краеведческого музея, также привлечет внимание жителей и гостей Иркутска.
Нина Александрова
Фото Валентина Карпова