Большая перемена:  корреспондент газеты "Иркутск" поучился в вечерней школе
Без категории
24 сентября 2020
image
None
Урок химии. Выпускной 12 «А». Совсем немного времени осталось до итоговых экзаменов, к которым сейчас усиленно готовится каждый ученик. А в конце мая, как и положено, для них прозвенит последний звонок. Будет и выпускной вечер. Только эти выпускники не станут вспоминать, как когда-то совсем детьми впервые пришли на День знаний. Потому что учатся они в этой школе совсем недолго. И потому что возраст этих «мальчиков» и «девочек» — от 18 до 44 лет. — Миша, иди к доске! Ты же говоришь, что все помнишь, — обращается к 26-летнему Михаилу Федорову учитель. Выпускник старательно выводит мелом дуги — электронные орбитали, чертит схему. Это то, что быстро забывается после окончания школы, если ты выбираешь профессию, не связанную с химией. Но это то, что должен знать каждый двенадцатиклассник. Даже если его перерыв в учебе составил восемь лет. — Я родился и вырос в Братске, — рассказывает Михаил. — Там проучился до девятого класса, потом поступил в Усольский химико-технологический техникум. Через полгода бросил учебу, глупый был. Стал работать. Торговлей занялся. А в 2013-м удалось устроиться на Иркутский авиазавод. Сейчас я слесарь в техбюро. Чтобы продвигаться выше по карьерной лестнице, нужно специальное образование. А я без полноценного аттестата даже поступить никуда не могу. Вот и пошел в «вечерку». Днем работаю, вечером учусь. Потом пойду в авиационный техникум, дальше — в университет. И в техникуме, и в вузе срок обучения четыре года. Итого, вместе с «дополученным» школьным образованием, потребуется 10 лет. Вот чего мне стоила юношеская недальновидность. Но жизнь учит. Теперь буду идти к цели, не сверну ни за что. Такие сознательные, как Михаил, здесь далеко не все ученики. Первое, что бросается в глаза, когда попадаешь в вечернюю школу, — кардинальная разница между младшим (8—9 классы) и старшим (10—12 классы) звеном. Любознательные «малыши»  Младшее звено «вечерки» состоит из подростков 14—15 лет. По возрасту они не отличаются от обычных школьников. В силу разных причин этих ребят не взяли учиться дальше в своей общеобразовательной школе. Чаще всего из-за неуспеваемости. — Да, в младшем блоке у нас слабенькие дети, — говорит учитель математики, заместитель директора по воспитательной работе Надежда Васильевна Гоненко. — Все они очень нуждаются в индивидуальном подходе. Когда в классе 30 человек, учитель просто физически не может уделить внимание каждому. Здесь, в «вечерке», по 15 учеников в классе. И я про каждого все знаю: из какой он семьи, какие пробелы в учебе, на что ученик способен. Мы занимаемся индивидуально с каждым, прорабатываем материал, постоянно остаемся после учебы. Даже уроки часто вместе делаем. Чтобы познакомиться с «малышами» вечерней школы, прихожу на урок русского языка в 8 «А» класс. Мое появление вызывает у подростков оживление. «Ты новенькая?» — слышу вопрос, едва успев переступить порог класса. И потом весь урок наблюдаю, как 14—15-летние школьники то и дело оценивающе поглядывают на меня: проверяют, что это за новая ученица.

 У ребят здесь не самый простой возраст. Подростки пока только знакомятся и, конечно, стараются понравиться друг другу, хотя вслух произносят иное: «Его сегодня нет? Уф, приставать не будет!»

Начало урока. Раздача тетрадей. Объяснение новой темы — правописание «н» и «нн» в суффиксах прилагательных и причастий. Далее начинается та самая индивидуальная работа. Педагог диктует слова, каждый ученик самостоятельно распределяет их по столбцам в своей тетради. Когда учитель предлагает кому-нибудь из восьмиклассников пойти к доске, мгновенно поднимается лес рук. Значит, отвечать школьники не боятся, несмотря на то что кое-что выполнили неправильно. А еще ни у одного ученика этого класса на парте нет телефона. В младшем звене с этим строго: вся мобильная связь — во внеурочное время. Взрослый выбор В старшем звене все по-другому. Идти учиться в 10 класс или нет — дело добровольное. И идут за полным средним образованием только те, кому это действительно нужно. Я быстро понимаю это, придя на математику в 10 класс. Реакция класса на меня — быстрое вежливое «здравствуйте», и вновь все внимание уравнениям. — Они уже сами в рот тебе заглядывают, только дай знания, научи, — говорит Надежда Васильевна. — Образование для них — не навязанное обязательство, а осознанный взрослый выбор, к которому многие выпускники «вечерки» шли длинным тернистым путем. Вот в прошлом году у меня выпустилась замечательная ученица Нина Якушева. Помню, подошла ко мне она однажды и говорит: «Надежда Васильевна, у меня двое детей. И мне стыдно им признаться, что я не закончила даже школу». То есть человеку нужно было получить аттестат, чтобы уважать себя, самоутвердиться. Днем она работает, вечером — пока семью накормит, домашнюю работу всю переделает, детей спать уложит. Только в час ночи садилась за уроки. Подходит ко мне на факультативе, просит: «Подскажите, пожалуйста, не во всем разобралась». Ну как я могу ей отказать? Теперь поступила в колледж, учится. Ведь добилась своего, умница. Право на знания В вечерней школе — праздничный концерт. Все тут переживают так же, как перед выступлением переживает любой ребенок. Стихи, песни, танцы, сценки. Вот поет 26-летний Михаил. Громко и с душой. В зале на стуле ерзает восьмиклассница Надя: ее класс учится в этой школе всего второй месяц, они здесь — «малыши». И через несколько минут эти 14—15-летние парни и девчонки представят свой класс на сцене. Для кого-то из них это будет первое в жизни публичное выступление. А вот десятиклассница Кристина Кулебякина держится спокойно и серьезно. Шум и большое количество людей, собравшихся на празднике в актовом зале, для нее привычны — она выросла в детском доме.

Кристина без волнения выступает перед публикой и так же уверенно идет по жизни. Ей двадцать пять, и она точно знает, зачем учится в вечерней школе.

— Я взрослый человек, — начинает свой рассказ Кристина. — У меня муж и пятилетний сын. После выпуска из детского дома я получила образование повара-кондитера и начальное сестринское в медучилище. Теперь вот пришла учиться в «вечерку», чтобы получить полное образование, сдать ЕГЭ и пойти учиться в вуз. Буду сдавать историю и обществознание, поступлю в политех на «Экономику и право». Я четко знаю, что мне нужно и сколько я должна работать, чтобы достичь результата. Я задаю классу, в котором учится Кристина, вопрос: нравится ли им учиться в вечерней школе? — Да, конечно, — отвечает Кристина. — Во-первых, потому что я учусь здесь с серьезными людьми, у которых уже не дурь в голове, а ясное понимание своих задач и стремлений. Во-вторых, мне нравится, как к нам относятся учителя. Если что-то не понял, просишь объяснить — объясняют, остаются с нами после уроков, дают дополнительные задания. Никогда от нас не отмахиваются. А как раньше было? Мне говорили: «Не понимаешь? Твои проблемы. Разбирайся сама, мне за это не платят». Педагогический коллектив школы — десять преподавателей, каждый из которых работает в учреждении уже не один десяток лет. — Наши ребята, конечно, не сдают ЕГЭ на сто баллов, — говорит завуч школы Татьяна Викторовна Кокряцкая. — Но здесь они хотя бы получают шанс на будущее. Право на образование. Мы учим их так, как умеем. И делаем для них все, что можем. У них непростые судьбы, трудные дороги. Многие ребята из неблагополучных и малообеспеченных семей. То, как они дальше воспользуются полученными знаниями, зависит только от них. Фото Валентина Карпова
Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg