Богоугодная стройка на лютом морозе. Как на заливе Якоби перед Крещением создают известный на всю Россию комплекс «Иркутская иордань»
Общество
Газета «Иркутск» #5 (1238) ОТ 13 февраля 2026
image

Из года в год в январские морозные дни вот уже больше 20 лет на заливе Иркутского водохранилища возводят ледовый комплекс «Иркутская иордань». В этом году она стала единственным официальным местом для купания и забора воды в праздник Крещения Господня. Работами по строительству в экстремальных условиях руководит заведующий хозяйством храма Святого благоверного князя Александра Невского Виктор Князев. Репортеры «Иркутска» встретились с Виктором Васильевичем и узнали, в чем секрет выпиливания ровного ледяного блока, кто помогает строить иордань и какие архитектурные стили для нее используют.

Первая иордань на заливе Якоби появилась в 2001 году по инициативе руководителя Иркутского театра народной драмы Михаила Корнева. Идею поддержал и настоятель храма Святого благоверного князя Александра Невского отец Марк (Косолапов). Тогда сделали всего одну прорубь — в нее и окунались, из нее же набирали воду.

В последующие годы стали делать две проруби: одну — для водозабора, другую — для купания. А еще спустя время рядом с иорданями появился первый крещенский ледовый комплекс, и теперь его строят каждый год. Художественным воплощением занимается архитектор Вадим Семенов, а рабочим процессом непосредственно на льду залива руководит Виктор Князев.

— В храм я пришел в 2001 году. К тому времени в армии отслужил, отучился в сельхозинституте на механизатора, потом трудился у частника. С отцом Марком мы учились в одном классе и много лет дружили. Когда он стал настоятелем храма, позвал меня к себе работать, сказал: мне на хозяйстве такие люди, как ты, нужны, — рассказывает Виктор Васильевич. — Я тогда некрещеный еще был. Через две недели покрестились всей семьей, и вот уже 25 лет я в храме на должности завхоза. Иордань первую в том же году при мне стали делать. С тех пор она сильно видоизменилась и стала известна на всю страну: таких в России больше нигде нет.

За четверть века крещенский комплекс на Якоби не возводили только в годы пандемии коронавируса. 19 января залив всегда становится местом паломничества иркутян, где они проводят традиционный для праздника Богоявления обряд купания в иордани под взглядами ледяных ангелов.

Сначала комплекс создавали из снега: делали ограждение, используя деревянные щиты, и вырезали часовню. Потом решили применять в качестве строительного материала лед.

— Скульптуры я сам не вырезаю, на это у нас в команде есть архитекторы, — продолжает Виктор Князев. — Мое дело — техническое обеспечение, заготовка льда, решение организационных вопросов. Еще блоки ледяные режу и других учу, поскольку дело это не каждому сразу поддается: или криво выходит, или вовсе никак. Тут важно понимать механику, систему рычагов. Без этого человек усилий приложит много, а толку будет мало.

— В этом году январь был очень холодный. Как вам работалось?

— Как обычно. Привыкли уже. У нас есть костяк «иорданцев» — 10–12 человек, которые работают вместе уже много лет. Есть ребята, которые 20 лет назад студентами начинали первые иордани делать и сейчас продолжают. Прихожане помогают, байкеры, Театр народной драмы участвует. Бывает, что случайные люди подходят и включаются в процесс. Как-то с нами целый день француз работал, потом бразилец присоединился. Диего его звали, он к девушке в Иркутск приехал. Она повела гостя достопримечательности смотреть, а он с нами до ночи лед строгал. Это в Святки было как раз, вечером колядовщики пришли в костюмах, в масках. Он так удивился: карнавал, говорит, у вас. А в прошлом году африканец из Камеруна подошел, тоже не смог удержаться, стал снег мести. Мы всех принимаем в команду. И женщины у нас работают, и дети с родителями приходят. Всем работа найдется: кто шарошками блоки равняет, кто стамесками лед «опрозрачнивает», кто в трапезной еду для всей команды готовит. К нам иногда подходят люди, спрашивают: сколько платят? Мы смеемся, говорим, что за кашу работаем. Не верят. А я считаю, что эта работа — молитва каждого из нас.

— Техника не подводит в мороз?

— Бывает, что отказывает, отогреваем фенами. От температуры воздуха качество льда сильно зависит: в мороз он быстро схватывается и начинает лопаться, а если тепло, то, наоборот, вода застывает долго — и приходится ждать, пока блоки хорошо склеятся. Для работы со льдом идеальная температура — минус 15–20 градусов. Лед — очень интересный материал. Пробовали как-то блоки снегом скреплять — не пошло, не смотрелось. А в другой год наш «иорданец» с 18-летним стажем — архитектор Дима Ипатов делал часовню и ледяную кладку проложил снежным швом. Неожиданно красиво получилось, часовня будто заснеженная стояла! Техникой, инструментами нам сейчас город помогает. Мэр Иркутска Руслан Болотов приезжает, интересуется, какая нужна помощь. В этом году Руслан Николаевич подарил нашей команде шлифовальную машинку. Очень нужная вещь в работе!

— А вы сами в праздник окунаетесь в иордань?

— Нет такой возможности. Перед Крещением в течение недели я на льду с восьми утра и до часу-двух ночи, а иногда до трех. Бывало, что 19-го утром только заканчивали работу перед самым крестным ходом. Потом я весь день слежу за обстановкой. Помню, как-то тоже холодный январь был, дно иордани для забора воды промерзло — и ее всю вычерпали. Пришлось бурить, чтобы она заполнялась.

— Какой крещенский комплекс вам запомнился как самый красивый?

— Трудно какой-то один выделить. Тематика и архитектурные стили каждый год разные — было деревянное зодчество, классицизм, сербские мотивы, готика, модерн. Количество крестов, башен, часовен и ангелов тоже разное. В прошлом году в историко-археологическом музее-заповеднике «Херсонес Таврический» во время всероссийской акции «Ночь искусств» открыли фотовыставку «Иркутская Иордань», причем организатором экспозиции стал XV Международный славянский форум искусств «Золотой витязь»! На ней представили 50 документально-художественных снимков главного архитектора «Иркутской Иордани» Вадима Семенова. Он запечатлел строительство комплекса, его ледяные храмы, кресты, орнаменты, фигуры ангелов. А до этого еще две такие выставки проходили в Москве и в Ярославле. Эти фотографии увидели люди из самых разных городов России, и все отметили, что наша «Иркутская иордань» — уникальное явление, больше такой нигде нет.

Нина Александрова

Фото Валентина Карпова и из архива Виктора Князева

8 января 2026 года. Мэр Иркутска Руслан Болотов побывал на строительстве комплекса «Иркутская иордань». «Заехал к работникам, поблагодарил за службу на благо нашего города и прихожан. Виктор Князев много лет делает иордань на заливе Якоби. В любые морозы каждый год он здесь. Прошлой зимой уже общался с Виктором Васильевичем. В этот раз специально заехал вручить нужный инструмент — шлифовальную машинку», — написал мэр Иркутска в этот день в своем телеграм-канале https://t.me/ruslanbolotov

Виктор Князев — заведующий хозяйством храма Святого благоверного князя Александра Невского. «С отцом Марком мы учились в одном классе и много лет дружили. Когда он стал настоятелем храма, позвал меня к себе, сказал: мне на хозяйстве такие люди, как ты, нужны, — рассказывает Виктор Васильевич. — Я тогда некрещеный еще был. Через две недели покрестились всей семьей, и вот уже 25 лет я в храме на должности завхоза»

Так выглядит Виктор Князев во время работ по строительству ледового комплекса «Иркутская иордань». «На заливе влажность высокая, на льду поработаешь — и, как Дед Мороз, весь в инее», — смеется Виктор Васильевич

Создание ледового комплекса на Якоби — процесс творческий. За все годы (а это около 20 лет) фигуры и символы ни разу не повторялись. Архитекторы используют разные стили, изменяя не только внешний вид башен, часовен, ангелов и крестов, но и их количество. Виктор Князев готовит основу — ледяные блоки: «Дело это не каждому сразу поддается: или криво выходит, или вовсе никак. Тут важно понимать механику»

Постоянная команда «иорданцев» — 10–12 человек, многие работают в январе на льду залива Якоби более 20 лет. Но каждый год им помогают добровольцы: кто-то целенаправленно едет строить иордань, а кто-то, увидев крепких сибирских мужиков (и даже женщин!), решает присоединиться прямо сейчас. «Однажды с нами парень из Камеруна работал (на фото он крайний слева. — Прим. ред.). Подошел, посмотрел, начал снег мести», — рассказал Виктор Князев

 

 

 

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg