20 ноября состоялась пресс-конференция с представителями астрономического сообщества Иркутска. Как рассказал руководитель Большого Иркутского планетария Дмитрий Семенов, основы науки о небесных объектах в современных школах не преподаются, и это стало одной из причин появления пробелов в знаниях подрастающего поколения о реальной картине мира. Иркутские ученые готовы составить новую учебную программу для 8-х классов. Однако в 10–11-е классы астрономию при желании родительских комитетов и администраций школ можно вернуть уже в следующем учебном году.
Звезды и планеты студенты начали изучать еще в начале XVIII века, предмет был введен в программы учебных заведений по указу Петра I. В 30-е годы XX века интерес к астрономии вспыхнул с новой силой, предмет стали изучать в средних школах. В октябре 1957-го миллионы советских людей с восторгом следили за запуском первого спутника, а уже в апреле 1961-го — за полетом первого в мире космонавта Юрия Гагарина…
Впервые необходимость изучения астрономии в школах отвергли в 1993 году, тогда же предмет исключили из обязательной программы. Какое-то время он еще существовал в отдельных учебных заведениях, но к концу 2000-х годов преподавание полностью прекратилось. В 2017–2018 годах благодаря энтузиазму астрономов и Министерству просвещения России предмет ненадолго возвращался в программу.
Сейчас астрономия по-прежнему не входит в перечень обязательных предметов, но школы могут включать ее в учебные планы в качестве отдельного, дополнительного курса наряду, например, с байкаловедением, экономикой или экологией.
— При составлении учебного плана образовательная организация вправе вводить курсы по выбору, факультативы, связанные с изучением астрономии, в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, — уточнила начальник отдела развития общего образования департамента образования Иркутска Елена Валерьевна Высоцкая. — Такую возможность в текущем учебном году использовали школы № 36, 45, 4 и Лицей ИГУ. Также, составляя план внеурочной деятельности, образовательные организации могут реализовать данное направление, как это сделали школы № 7 и 15. Образовательные организации принимают решение о введении курсов, связанных с астрономией, с учетом мнения участников образовательных отношений, исходя из оценки материально-технических условий, кадрового потенциала.
Иркутянам повезло жить в одном из немногих городов восточной части России, вокруг которого расположены объекты изучения космоса. До ближайшей обсерватории всего пара часов езды, можно записаться на экскурсии или понаблюдать за интересными явлениями вместе с астрономами иркутских институтов, а в планетариях города — увидеть объемные фильмы о космосе. Все это вдохновляет некоторых иркутских школьников на самостоятельное погружение в тему и участие во всероссийских олимпиадах по астрономии.
— В этом учебном году уже прошел муниципальный этап олимпиады по астрономии, скоро состоится областной, и возможно, кто-то из иркутян поедет на всероссийский. И на международных олимпиадах российские школьники последние пять-шесть лет держались в топах, на первых местах, — говорит руководитель Большого Иркутского планетария Дмитрий Семенов. — Мы в свою очередь поощряем участников муниципальной олимпиады бесплатными билетами в планетарий и поддерживаем учителей, которые активно работают в этом направлении.
Конечно, чтобы вернуть астрономию в школы, необходимо подготовить педагогов, и это очень серьезный вопрос, потому как учителя физики, которым предмет ближе всего, и так часто имеют максимальную нагрузку. Тем не менее многие еще не забыли курс, а в школьных библиотеках остались учебники для 10–11-х классов, по которым можно заниматься.
На пресс-конференции также обсудили новые планы по включению астрономии в учебный процесс. Предмет предлагают изучать не в старших классах, когда все усилия учеников и преподавателей нацелены на итоговые экзамены, а в восьмом — здесь базовые знания о космосе гармонично встроятся в общую программу. Ради этого придется отказаться от сложных вычислений, которые изучают на математике позже, зато есть шанс заинтересовать свежие умы, не занятые ОГЭ и ЕГЭ, показать, какие возможности открывает профессия инженера в космической отрасли. С этой точки зрения планируется создать новый курс для восьмого класса с рабочим названием «Астрономия и космонавтика», тезисы концепции уже отправлены в Москву.
Как мы уже говорили, астрономию как отдельный предмет сейчас преподают в Лицее ИГУ. Репортер «Иркутска» встретилась с директором лицея Еленой Кузьминой и узнала о роли науки о космосе в образовании.
— Астрономия в профильных классах является самостоятельным, самодостаточным предметом, для ребят, которые обучаются по углубленным программам математики и физики, астрономические представления обязательны. Учащиеся должны знать современное состояние науки, тем более что она сейчас бурно развивается; должны понимать, что существует много неверных концепций, и уметь отличать их. В ЕГЭ также есть вопросы по астрономии, поэтому, чтобы успешно сдать экзамен по физике, детям необходимо владеть этими знаниями, — объяснила Елена Юрьевна. — В нашем лицее есть учебники по астрономии, преподает предмет привлеченный специалист из университета. Благодаря инициативе родителей появился переносной купольный планетарий со множеством программ. Созданы все условия для преподавания астрономии.
Елена Юрьевна считает, что для непрофильных классов астрономию можно ввести как просветительский курс на внеурочных занятиях:
— В восьмом классе свои особенности, преподносить информацию нужно будет интересно, увлекательно и с культурологической точки зрения. Между тем государство заинтересовано в подготовке инженеров, правительство утвердило комплексный план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования в школах до 2030 года и ставит задачу по увеличению доли учащихся, выбравших ЕГЭ по профильной математике и естественно-научным предметам, до 35 %, а это означает в том числе изучение астрономии.
Недостаток технических специалистов связан с ростом числа научно-технических проектов в России. К примеру, в Саянской обсерватории началась реализация проекта исследовательского комплекса, в котором будут самый крупный в Евразии солнечный телескоп-коронограф, радары, другие инструменты для изучения верхней атмосферы Земли, появятся сотни новых рабочих мест. По словам астрономов, «Роскосмос» также заинтересован в подготовке квалифицированных инженерных кадров для космической программы. Обо всем этом должны знать сегодняшние школьники, которым только предстоит выбрать профессию.
Александра Луканина
Фото автора, из архива героев публикации и из открытых источников
А вы помните свой учебник, по которому изучали астрономию в школе? Старшее поколение наших читателей наверняка узнает учебник Бориса Воронцова-Вельяминова, который был одним из лучших во времена СССР. Целые поколения изучали в советской школе астрономию именно по этой книге. В СССР на этот предмет выделялось 35 часов. В современной школе кусочки бывшего астрономического курса включены в программы по физике. И на них выделяется всего четыре-пять часов. Этого, конечно, очень мало, чтобы школьники могли усвоить простейшие данные о происхождении Вселенной или нашей Солнечной системы
«Космос – это другой мир»
На этой неделе мы спросили у прохожих на улицах Иркутска: «А вы в детстве мечтали стать космонавтом?»
Виталий, сотрудник угольно-добывающего предприятия:
– Мечтал! Конечно, мечтал! В детстве, наверное, все пацаны мечтают об этом! Мне кажется, что и раньше, в советское время, мечтали, и сейчас тоже дети мечтают об этом – ведь научно-технический прогресс сделал колоссальный скачок, и сегодня стать космонавтом стало реальнее, чем когда-либо. Если уж актеры летают, то и для по-настоящему увлеченного человека это точно возможно. И я бы полетел – даже в моем возрасте. Год бы готовился – и полетел! Я и кино про космос люблю, и темы астрономические мне нравятся.
Елена Георгиевна, пенсионерка:
– Вспоминаю, что в детстве что-то такое было! Кажется, даже были какие-то мысли! Тогда тема космоса захватывала всех, и я, как и многие, размышляла об этом, но о чем конкретно мне тогда мечталось, уже и не вспомню! Сейчас космос наполнен и кораблями, и спутниками, и мусором, к сожалению. А что касается моих сегодняшних размышлений о космосе, я обращаю внимание на магнитные бури, вспышки на солнце – читаю о том, как это влияет на людей, на природу.
Александра, студентка первого курса ИГУ:
– Нет, никогда не мечтала, и даже желания не было оказаться в космосе. Честно говоря, эта сфера меня не очень увлекает. Конечно, если какое-то интересное кино на эту тему или сериал, то посмотрю, но исключительно как интересную историю, а не как фильм конкретно о космосе. В школе астрономии у нас не было. Если что-то интересное в руки попадет о космосе, прочитаю, посмотрю, но сама информацию на эту тему не ищу – не мое.
Анна, студентка четвертого курса техникума:
– Нет, не мечтала никогда. Если бы мне внезапно предложили полететь, отказалась бы – слишком страшно! Мне даже думать трудно о тренировках и испытаниях, которые проходят будущие космонавты, – это огромный труд. Я бы не выдержала! Мне трудно представить себя в центрифуге, например, – сразу укачивает! Это для людей, которые грезят космосом, для сильных духом. А я могу только посмотреть кино о космонавтах. К слову, у нас был курс астрономии в школе, но большая часть информации уже улетучилась, к сожалению.
Евгений, столяр-плотник:
– Хм, интересный вопрос! Когда-то в детстве мечтал! Эта тема была очень популярной, я и книги разные читал, много. Но сегодня уже не полетел бы никуда – мне кажется, здоровье не позволило бы. Мне интересны фильмы о космосе, интервью с космонавтами – с удовольствием смотрю, слушаю, читаю, если попадается. Все-таки космос – это другой мир.
С прохожими беседовала Ирина Белец
Фото автора