![image](/media/filer_public/0b/9e/0b9e4909-a1c5-4ab2-8cc6-501121b45450/5.jpg)
Обычно все дискуссии об иркутском гербе ведутся вокруг исторической ошибки: в XIX веке сенатские чиновники, не зная, что в Сибири тигра называют бабром, велели художникам подрисовать хищнику бобровый хвост и перепончатые лапы. Споры, возвращать тигра на герб или оставить как есть, ведутся не один год. Единого мнения нет. История знает немало таких курьезов, которые прижились, и в том, что на нашем гербе изображен уникальный мифический зверь, есть свои преимущества. У всех на гербах львы, тигры, орлы, зайцы, олени, а у нас — нечто единственное и неповторимое. Но есть люди, которые предлагают посмотреть на проблему герба под другим углом — творческим.
Арт-директор типографии «Си-Лайн» Ярослав Овсянников вспоминает, что почувствовал, когда впервые увидел герб Иркутска: «Большой зверь несет в зубах маленького зверька, ясно, что он его убил. Мне всегда было жалко соболя. Не сказать, что я против законов биологии… Но зачем мифологии и вообще окружающему информационному пространству быть настолько кровожадными?»
Детские впечатления самые яркие, и история несчастного соболя не отпускала долгие годы, теперь она стала особенно актуальной в связи с развитием туризма. Ярослав учится на психолога и решил применить полученные знания на практике.
— Я попытался взглянуть на герб глазами гостя города. Кого ни спроси, скажет, что бабр несет соболя в качестве добычи. Довольно хищный образ. А ведь двести лет назад смысл изображения был совсем другой. Как мне кажется, он был про то, что наши края богаты пушниной. Соболиный промысел для России XVII–XVIII веков значил то же, что добыча нефти и газа — для нынешней, — поясняет Ярослав.
В сегодняшних реалиях герб утратил промысловый смысл, считает он. Если мы хотим, чтобы Иркутск развивался и богател, то ни к чему нам демонстрировать агрессию. Надо показывать наши достижения, дружелюбие, гостеприимство, мы же город трудовой доблести!
— Подумал: а что если наполнить город и всю сувенирную продукцию сюжетами о дружбе бабра с соболем? Может быть, и у герба взгляды на жизнь изменятся, да и Иркутск изменится — все-таки животные сказочные, а в сказках добро всегда побеждает, — уточняет Ярослав.
С этой идеей он обратился к художникам — профессиональным и любителям, ведь они остро чувствуют нерв времени. Так родился проект «Соболь жив!» (в оригинале #Собольжив). На сегодняшний день в нем приняли участие больше 30 художников и дизайнеров, причем не только из Иркутска. Все они очень талантливые, потрясающие ребята.
Ярослав показал галерею открыток, их уже больше сотни на любой вкус и цвет: в стиле русского народного лубка, популярной манги (японские комиксы. — Прим. ред.) «Сейлор Мун», героического фэнтези, «Звездных войн», пузырчатого bubble gum, ленинградских «Митьков», а иркутский художник Степан Шоболов изобразил бабра и соболя в стиле сюрреалистических полотен Сальвадора Дали.
Отличное решение предложила Алина Стукова — она изобразила бабра с соболем на фоне резного наличника. Очень теплая работа, все такое иркутское, родное и узнаваемое. Кстати, именно эту открытку вы видите на обложке свежего номера «Иркутска». Обратите внимание — в лапе у соболя современный смартфон. Это очень мило!
Уже появились коллекционеры, которые покупают каждую новую открытку. Есть даже серии открыток: так, для сообщества психологов дизайнер Анна Клейм нарисовала тематический цикл, где бабр с соболем ведут беседы под портретом Зигмунда Фрейда. Есть серия, где геральдические звери играют в футбол (художница Аля Хижняк). И по словам Ярослава, футболисты теперь дарят открытки по окончании матча своим соперникам из других городов.
Открытками проект не ограничивается. Принты «Соболь жив!» можно печатать на чем угодно: на футболках, термосах, магнитах, кружках, упаковках для фастфуда, бейсболках, зонтиках, брелках, ручках, блокнотах, сумках-шопперах, пакетах — и кое-что уже заказывают. Ярослав надеется, что идея бабро-соболиной дружбы вдохновит других художников не только на создание мерча (вещи с символикой. — Прим. ред.), но и комиксов и даже мультфильмов. Для творческих людей открываются широкие перспективы проявить себя.
Возможно, новое прочтение символов города сделает наш мир чуточку добрее. Некоторые исследователи считают, что существует связь между геральдикой и «характером» города, его жителей.
— По Карлу Марксу, бытие определяет сознание. Я стараюсь придумывать такие истории, которые определят наше бытие в будущем. «Соболь жив!» продвигает доброжелательность, гостеприимство, показывает, что мы здесь, в Иркутске, живем дружно, впитываем разные культуры, у нас богатое наследие, природа, история, — говорит Ярослав.
Проект продолжается, многие работы в процессе, коллекция постоянно пополняется. Если вы рисуете и у вас есть идеи, пишите Ярославу в «Телеграм» https://t.me/yarograph и «ВКонтакте» https://vk.com/otmill.
Читатель-скептик спросит: «А зачем что-то выдумывать? Хорошо так, как есть». Но ведь никто и не призывает менять сам герб! Речь идет о том, как использовать наше геральдическое наследие на благо города и его жителей.
Елизавета Старшинина
Фото автора и из архива героя публикации
![](/media/1%20%D0%A8%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2(2).jpg)
Известный иркутский художник Степан Шоболов создал несколько открыток на тему дружбы геральдических животных. Эта композиция навеяна творчеством Сальвадора Дали — бабр парит в небе вместе с нерпами, пожарной каланчой и драматическим театром
![](/media/%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE.jpg)
Ярославу Овсянникову 35 лет. С десяти (!) лет он работает в Центре оперативной печати, основателем которого является его отец Сергей Анатольевич. Сам фотографирует и организовал несколько выставок, а его фотопроект из серии «ЖКХ-Арт» побывал на выставке в Москве. Имя Ярослава — в списке меценатов центра современного искусства «Огонь»
![](/media/2%20%D0%A2%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B6%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0.jpg)
Ничто так не способствует дружбе, как совместная трапеза, тем более когда это любимые многими иркутянами позы и знаменитые аршанские чебуреки. Автор — Люся Тележкина
![](/media/3%20%D0%A1%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%91%D0%B2%D0%B0.jpg)
Яркая и очень мощная по эмоциональному воздействию работа художницы Лены Сиселёвой
![](/media/6%20%D0%9B%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0.jpg)
От этой работы Екатерины Лазаревой веет нежностью. В изображении бабра просматриваются тигриные, скорее даже кошачьи полоски. А тигр ведь тоже котик, только большой, и с соболем дружит
![](/media/4%20%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%88%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B0.jpg)
Надоели однотипные открытки с Дедом Морозом и Снегурочкой? Тогда специально для вас новогодняя открытка с бабром и соболем. Автор — София Бакшеева
![](/media/7%20%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_Y58Xofa.jpg)
А вот интересная и очень милая работа Олеси Харинской. Художница представила, как бы выглядели бабр и соболь, если бы были людьми, и как бы они взаимодействовали. Получилась любовь
Несколько фактов о гербах
- Первые гербы появились в Западной Европе (XI–XIII века) во время крестовых походов. Их размещали на щитах для военной ориентации. Отсюда щит — важнейший компонент герба. В конце XIII века каждая знатная семья имела свой герб.
- В России первые элементы геральдики появились в конце XV века при Иване III, который использовал двуглавого орла на своей печати. Полноценная геральдическая система начала развиваться в XVII веке.
- В 1690 году Иркутску были пожалованы печать и герб. Герб представлял собой бабра в серебряном поле, бегущего по зеленой траве в левую сторону щита и имеющего в челюстях своих соболя.
- В 1996 году решением городской думы «О символике города Иркутска» был восстановлен исторический герб Иркутска и зарегистрирован в Государственном геральдическом регистре РФ под номером 132.