![image](/media/wp-content/uploads/2020/09/irkutskinform-import-53.jpg)
None
Они носятся с кинжалами в зубах, нежно целуются, катаются на лошадках и рисуют картины... И это при своих 100 килограммах и коротеньких ластах! Сообразительности и грациозности байкальских тюленей остается только позавидовать… К 355-летию города иркутский нерпинарий поставил сказку о том, «как Яков Похабов сотоварища женил». На одной из репетиций побывали корреспонденты газеты «Иркутск».
Тили-тили-тесто, нерпа — невеста!
Мы пришли в нерпинарий в самый разгар репетиции. Еще с порога услышали громкое «Горько!» и засомневались: не ошиблись ли дверью? Но уже в следующую секунду увидели в бассейне двух нерп, нежно прижавшихся друг к другу носиками… Как в историю об основании Иркутского острога попали целующиеся тюлени, рассказал художественный руководитель нерпинария Алексей Бердников:
— Мы придумали собственную версию происхождения города и его названия. Казак Иван, товарищ Якова Похабова, влюбился в красивую девушку Саяну, а она оказалась дочерью хана Иркута. Яков Иванович решил их сосватать. «Казака надо испытать», — сказал хан. «Какие же испытания на бурятской свадьбе! Это вашу неженку надо испытать!» — ответил ему Похабов. Решили, пусть возлюбленные друг перед другом покрасуются.
Вот и стали Иван и Саяна (в исполнении нерп Винни-Пуха и Ласки) щеголять друг перед другом. И в рыбной ловле посостязались жених с невестой, и в рисовании, и даже в джигитовке.
— Кинжалы забыли приготовить! Их никто не отменял! — кричит худрук коллегам во время репетиции. — По сценарию будут скачки с кинжалами в зубах. И под столиками, и на столике — джигитовка.
В эту секунду нас вдруг окатило водой. Это Винни-Пух, заслышав слова ведущей «И взметнулся Ваня к небу бездонному…», выпрыгнул вверх, достал носом до голубого шара (как положено по сценарию) и с грохотом шлепнулся в воду, обдав всех брызгами. Пока мы отряхивались, нерпы уже успели переодеться и выйти на финальную сцену — выехали к нам на игрушечных лошадях, в меховых казачьих шапках. Тут даже дрессировщики прыснули со смеху.
«За рыбку родину продаст»
Между прочим, деревянные лошадки и головные уборы для нерп в новинку. С такими атрибутами они еще не выступали на публике.
— Для них что-то новенькое всегда интересно. Они же творческие личности. Во всяком случае, Винни-Пух. А Ласка за рыбу не то что шапку наденет — она родину продаст, — шутит руководитель нерпинария.
В здешнем репертуаре более 10 спектаклей. Каждое представление длится 30-35 минут и состоит примерно из 40 трюков и команд. Вот и представьте, какая подвижная работенка у нерп.
— На самом деле это не такая уж большая нагрузка для них, — говорит старший тренер Артем Анисимов. — В природе нерпы тратят гораздо больше энергии — на ловлю рыбы, строительство логова. Кстати, отдыхают они всего 4 часа в сутки, зато сон у них необычайно глубокий и крепкий.
По образованию Артем ветеринар. Некоторое время он работал кинологом, а восемь лет назад стал обучать нерп. Слово «дрессировать» здесь даже не подходит, ведь в нерпинарии не приемлют физической силы — здесь апеллируют к разуму подопечного. Если животное что-то делает не так, дрессировщик просто забирает банку с рыбой и уходит, оставляя нерпу размышлять над своим поведением.
— Собаку можно заставить делать что-то механически, она очень хорошо различает голосовые команды, интонирование. А с нерпой все строится на поощрении. Они, конечно, понимают некоторые слова, различают музыку, но основу общения все-таки составляют жесты, — объясняет Артем.
В последнем мы убедились сами. Стоило дрессировщику незаметно помахать или покрутить кистью руки, как нерпы начинали театрально хвататься за голову или кружиться на месте. А когда дрессировщик потряс сжатым кулаком, Ласка стала стеснительно прижимать ласты к носу, изображая кокетку. Со своим наставником тюлени тоже общаются жестами: если нерпа открывает рот или шлепает ластом по воде, значит, пора угостить ее рыбкой.
— А это что она показывает? — спрашиваю я, глядя на Ласку, которая высунула голову из воды и стала покачивать ей из стороны в сторону.
— Это она так проявляет интерес. Нерпы — любопытные животные и в то же время трусливые. Они выныривают на поверхность, поинтересуются происходящим, тут же пугаются и скрываются в воде.
Заработай и поешь
В распорядке нерпы завтрака, обеда и ужина не предусмотрено. На пропитание эти трудяжки зарабатывают самостоятельно. В этом и состоит суть дрессировки. «Иначе наедятся рыбы от пуза и откажутся выполнять команды», — говорит тренер.
В день нерпинарий дает 11 представлений, и за время спектаклей каждая нерпа успевает слопать до 3 кг рыбы. Здесь их кормят омулем, тогда как в природе основу рациона составляют бычок и голомянка.
— Нерпам, живущим в естественной среде, омуль попадается в пищу случайно и в очень небольшом количестве, не более 1-2% от суточного рациона. Все потому, что омуль рыба быстрая, она развивает скорость до 30 км/ч, а нерпа — всего лишь 20-25 км/ч. За омулем ей не угнаться, — объясняет дрессировщик.
Раз в неделю в нерпинарии проводят санитарный день: отменяются представления, вытаскивают нерп из родного бассейна, чтобы провести там уборку и поменять воду, приглашают ветеринара.
— Для нерп это достаточно стрессовая ситуация, — признаются работники. — «Старожилы»-то уже привыкли, а вот молоденькие нерпы смотрят на нас обалдевшими глазами, в которых читается страх: «Почему вода уходит? Куда нас тащат?»
Всего у иркутских дрессировщиков 14 подопечных тюленей, включая тех, которые живут в нерпинарии в Листвянке. Практически все они — найденыши. Ласку принесли рыбаки, а Винни-Пуха нашли туристы. Обреченных на гибель маленьких нерпят выходили, вырастили и превратили в настоящих артистов — уморительно смешных и талантливых. Свою новую сказку «Как атаман Яков Похабов сотоварища женил» они будут показывать для иркутян каждые выходные начиная с 4 июня.
Фото Яны Ушаковой
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Нерпа — один из трех пресноводных видов тюленя в мире, эндемик озера Байкал.
Взрослые нерпы достигают длины 1,8 метра и веса 130 кг.
Толщина подкожного жира нерпы — от 2 до 14 см. Он спасает от переохлаждения и является запасом питательных веществ.
Нерпа может нырять на глубину до 400 метров и находиться под водой до 40 минут.
Самое известное место на Байкале, где у самого берега можно увидеть десятки и даже сотни нерп, — Ушканьи острова.
За год взрослая нерпа съедает до 1 тонны рыбы. Основная пища нерпы — голомянка и бычковые рыбы.
Промысел нерпы запрещен с 1980 года. Внесена в Красную книгу как вид, близкий к исчезновению.
Поделиться в соцсетях: